kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе по тема: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю,  Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
  2. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по тема: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я» »

Тема: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я» (5 класс)



Предметные цели урока:

  1. Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.

  2. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.



Метапредметные цели урока:

  1. Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

  2. Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

  3. Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

  4. Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами; отрабатывают первичные умения и навыки.







Ход урока:



  1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности. 

Учитель: Здравствуйте, ребята! (читаю отрывок из стихотворения)

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть осень прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно и тепло,

Ведь наш класс друг друга любит.

(IIроверяю готовность к уроку)

Ребята, сегодня мы с вами будем работать над очень важной темой, поэтому надо быть особенно внимательными,и я буду рада , если ваши глазки будут смотреть только на меня.

  1. Актуализация знаний.

  • Лингвистическая разминка

На столе раздаточный материал. Задание: Найти логическую ошибку (в скобках даны ключи к этому заданию).

Читают учащиеся:

а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)

б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)

в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)

г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)

д) Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

Учитель: У вас на лицах появилась улыбка. Почему? Какой вывод, ребята, напрашивается?

Ученик: Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения.

Учитель: - А какой раздел науки занимается этой проблемой?

Ученики: - Фонетика.

Учитель: - Конечно, фонетика.


  • Блиц-опрос. (Вопросы читает учитель)

Что изучает фонетика? (звуки речи)

Звуки делятся на … (гласные и согласные)

Гласные бывают … ( ударные и безударные)

Сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6???


III. Формулирование проблемы.

Учитель: - Ребята, а на какой вопрос вам трудно было ответить? Почему?

(Ученики пытаются ответить на поставленный вопрос. Прослушать всех. Трудность в ответах в том, что не знают позиции, в которых эти буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука).


 IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Учитель:   - Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?                                 

- Чему мы сегодня должны научиться?

Ученики: В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука?

Учитель: Молодцы, ребята. Так как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

 Ребята делают вывод:  тема урока…(коллективное формулирование темы урока).  Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях).

Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Показываю образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.

Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. К этой таблице приведите свои примеры.



мера

ем

боец

отъезд

полёт

ёлка

приём

съёмка

клюв

юг

каюта

вьюга

сяду

яблоко

стоят

обезьяна

Ученики формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.

Учитель: - Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника?

Ученики: - Да.

Учитель: - Хорошо. Давайте сейчас поработаем в группах и вместе составим правило двойной роли букв Е, Ё Ю, Я, а примеры берём из таблицы. В конце работы с результатом задания выступает один из группы.

Обозначают два звука, если стоят:

в начале

слова

после Ъ и Ь

после

гласных

ем - [й]

[э]

отъезд - [й]

[э]

Боец - [й]

[э]

ёлка -[й]

[о]

съёмка -[й]

[о]

приём - [й]

[о]

юг - [й]

[у]

вьюга - [й]

[у]

каюта - [й]

[у]

ясный - [й]

[а]

обезьяна- [й]

[а]

стоят - [й]

[а]



(коллективное формулирование правила : Буквы Е Ё, Ю, Я в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь обозначают по два звука).

Учитель: Молодцы, мы справились с заданием.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

  1. Упражнение № 305(выполняем устно).  Ученики проговаривают изученный материал, определяют количество букв и звуков в словах, обдумывают  то, что делают, как делают, выясняют, всё ли понятно).

Учитель: - Молодцы. Выполнили правильно. Теперь вы знаете, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука и можете свои знания применить на практике.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в группах)

  • Учитель: - 1 группа ребят выписывают слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.

(Белый, бюро, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, яд, юмор, яблоко, боксёр).





X. Рефлексия. 

- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 

 ?

Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

XI. Домашнее задание. 

Учитель: Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока. А домашнее задание будет на выбор: 1.Написать мини – сочинение (тема «школьная жизнь»), используя слова и правило, которые использовали сегодня на уроке. 2.упр.304, 307

Ребята, я благодарю вас за урок. До свидания.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе по тема: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»

Автор: Осотова Екатерина Николаевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127981

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме   "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-dvoinaia-rol-bukv-ie-io-iu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "165518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422811171"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dvoinaia-rol-bukv-ie-io-iu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "226129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440080579"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока русского языка с презентацией "Весна""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriezientatsiieiviesna"
    ["file_id"] => string(6) "337577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468585570"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "конспект урока по русскому яыку  5 класса "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iayku-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405758851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства