Конспект урока по русскосу языку в 5 классе на тему: Двойная роль букв е,ё,ю.
Цель урока: продолжить работу по теме"Фонетика" и выяснить,почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.На этом конспекте использованы такие методы работы как, групповая работа,задания на логическое мышление учеников, оценивание как критериальное так и суммативное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по русскому яыку 5 класса »
Класс: 5
Тема:Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Цели:
-продолжить работу по теме "Фонетика";
-выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.
Задачи урока.
-образовательные
-научить детей различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, указывая при этом на мягкость предшествующих согласных, а в каких – два;
-продолжить работу по формированию навыка транскрибирования;
-развивающие
-развивать умение применять теоретические знания по теме "Фонетика" в практике письменной речи;
-работать над развитием речи учащихся.
-воспитательные
-воспитывать у детей стремление оказывать помощь в работе одноклассникам;
-воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.
- Указать, что общего в записанных словах.(Это имена существительные. Они подобраны по теме "Зима").
Сильным. Выяснить лексическое значение указанных слов. Составить и записать предложения с этими словами.
- Какой словарь вам потребуется?
- Подчеркните грамматические основы предложений.
Взаимопроверка.
- Сколько букв в русском алфавите?
- На какие группы они делятся?
- Сколько гласных букв? Какая позиция для них является сильной?
- Какие буквы указывают на мягкость предшествующих согласных?
III. Проверка домашнего задания.
1 группа.
- Назвать слова, помещенные в орфографическом слове учебника, в которых все согласные мягкие. Привести свои примеры.
2 группа.
- Назвать слова, помещенные в орфоэпическом словаре учебника, в которых гласная буква е не указывает на мягкость предшествующего согласного. (Ателье, модель, партер, свитер, теннис, шоссе).
IV. Объяснение нового материала.
1.
В русском языке : гласных букв, а гласных звуков:
(Таблица а э о у ы я е ё ю и) [а], [э], [о], [у], [ы]
- Где стоят гласные буквы е, ё, ю, я? (После согласных).
- Каких? (Мягких).
- Сколько звуков они обозначают? (Один).
- Сделайте вывод.
- Всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают один звук?
- Докажите это.
(Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока).
2. Запись темы урока.
- Определите, в каких позициях буквы е, ё, ю, я дают два звука?
Ель, ясно, вьют, поём, дают, подъём.
3. Работа с учебником, страница 127.
Дети последовательно читают слова второго столбика, объясняют, почему гласные е, ё, ю, я дают два звука. Делают вывод.
Затем по аналогии работают со словами 3 и 4 столбика.
4. Чтение вывода по учебнику, страница 127.
V. Закрепление материала.
1. Работа с таблицей.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Обозначают
Обозначают
2. Игра "1" или "2".
Дети с помощью карточек показывают, сколько звуков дают буквы е, ё, ю, я в словах: лес, юля, люк, каюта, день, съёмка, ярко, подъезд, пёс, якорь.
3. Фонетический анализ слов.
- Назвать слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
I вариант: юг, баян, льёт, поезд.
II вариант: юноша, вьюн, поёт, маяк.
VI. Проверка усвоения материала.
Тест.
I вариант
Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.
а) мёл; б) ёжик; в) щётка
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) ель; б) если; в) въезд
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) город; б) скользкий; в) трое
Сколько звуков в слове разъяснить?
а) 8 б) 9 в) 10
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) проехать; б) фиолетовый; в) лает
В каком слове есть звук [й]?
а) позёмка; б) каёмка; в) осина
II вариант
Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) пень; б) кружка; в) вьют
Сколько звуков в слове объявить?
а) 7 б) 8 в) 9
В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) кроить; б) моет; в) веять
В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) вперёд; в) армия
Правильные ответы
I вариант
II вариант
1. б) ёжик
1. в) мята
2. б) если
2. в) приём
3. б) скользкий
3. а) пень
4. б) 9
4. а) 7
5. б) фиолетовый
5. а) кроить
6. б) каёмка
6. в) армия
"5" - 6 баллов.
"4" - 4 - 5 баллов.
"3" - 3 балла.
Взаимопроверка.
Оценивание работы товарища.
VII. Рефлексия.
- Оцените нашу работу на уроке. Что нового узнали? С какими трудностями столкнулись?
VIII. Домашнее задание.
1) Упражнение 305, определить количество букв и звуков в словах.
2) Придумать сказку "В каких словах спрятался хитрый й"? Возможное начало: "На планете Русский язык есть страна Фонетика, в которой живёт очень хитрый звук й:" (по желанию).