kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Е.А. Быстровой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка позволяет в полной мере реализовать современный подход в преподавании: реализацию целеполагания. Урок выстроен так, что учащиеся на протяжении учебного процесса самостоятельно ставят цели и проверяют варианты достижения. Конспект урока позволяет любому учителю самостоятельно ориентироваться в такой модели урока, где представлены различные технологии целеполагания: "Автор", "Инсепт".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Е.А. Быстровой »

План урока

Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц (§ 26)

Цель урока: Предметные:

- организовать деятельность по изучению темы «Правописание о,е в окончаниях существительных после шипящих»

- обеспечить закрепление полученных знаний

Личностные:

- помочь осознать личностную значимость учебного материала

Метапредметные:

- содействовать развитию умений анализировать, сравнивать.

- содействовать развитию умений формулировать тему, проблему, ставить цели, планировать свою деятельность.

- содействовать развитию умений общаться

- содействовать развитию диалогической и монологической речи

- обеспечить развитие умений оценивания собственной деятельности;

Русский язык – язык, созданный для поэзии,

он необычайно богат и

примечателен главным образом тонкостью оттенков.

Проспер Мериме

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Скажите, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Отметьте, пожалуйста, на рабочем листе, в графе «Настроение на начало урока», фигуру, рисунок, образ, который соответствует вашему настроению.

- А теперь закроем глаза и подумаем о чём – нибудь хорошем. Откройте глаза, улыбнитесь, подарите свою улыбку тому, кто рядом с вами. Молодцы. Нет ничего краше улыбки. А теперь за работу. Вперёд за новыми знаниями!


II. Постановка проблемы. Определение целей и задач урока.


Цель этапа: - содействовать развитию умений формулировать тему, проблему, ставить цели, планировать свою деятельность на личностно-деятельностном уровне;

- мотивировать учащихся к определению темы урока.


- Ребята, обратите внимание на эпиграф к уроку. (чтение на рабочем листе и на слайде)

- И поэтому сегодняшний наш урок хочется начать со стихотворения.

Обратите внимание на текст, расположенный на проекторе, послушайте его, пожалуйста.

Лес тянет ветви тонкие к рассвету,
Восход весны приветствуя душОй.
И колокольца ландышеЕй приветом
Звенят над зеленеющей межой!*

(Межа – это нераспаханная узкая полоса между полями. Пример: Прямая линия ярко-зеленой межи…уходила вдаль. Л.Толстой “Детство” из Акад. словаря русского языка).

- Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом? (О весне).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Радостью, ее принесла с собой весна…).
- Обратите внимание на слово “межа”. Все ли имеют представление о том, какое оно имеет лексическое значение? Что обозначает это слово? Прочитайте сноску.
- А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами. (ДушОй, ландышЕй)
- Какой частью речи они являются? 
- В какой части слова выделены буквы О и Е? (Я выделю их цветным мелом).
- После каких согласных стоят эти буквы?

Вывод: Оба слова имена существительные, у обоих слов орфограмма в окончании перед Ш, но буквы пишутся разные.

Проблемный вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!

- Хотелось бы получить вам ответ на этот вопрос?

Решению этого вопроса и будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Тема урока известна, есть проблема, а что же нужно сделать, чтобы к концу урока мы с вами вместе смогли ответить на этот вопрос?

- Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока. А для этого позовём на помощь слова помощники: (дети говорят)

- познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

- научиться писать слова с данной орфограммой

- соотнести это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в других морфемах.

- Правильно, сегодня на уроке мы должны

1) познакомиться с правилом написания букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; 
2) научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой; 
3) графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: Актуализировать знания путём создания «ситуации успеха», активизировать умственную деятельность

- Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока.

- Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? Выделите ключевые слова в формулировке темы урока. ( имя существительное, окончание, шипящие)

- Дайте определение данным понятиям. (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием, какие звуки речи являются шипящими и назвать их)

- Обратимся к стихотворению. Найдите в первом предложении существительные и назовите их. (Лес, ветви, рассвету, восход, весны, душой).
- Докажите на примере слова “весны”, что оно является именем существительным. (Ученик делает устно морфологический разбор слова “ весны”, употребляя тип речи рассуждение)
- Какую морфему слова мы называем окончанием? 
- Укажите окончание в слове “весны”. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слово)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ш], [Щ], [Ч],[Ж]). 


- Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы?

- Русский язык не только язык поэзии, но и язык мудрых изречений. А теперь обратите внимание на пословицу, записанную на доске:

Внимательно слушаешь – многому научишься.

- Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Молодцы, ребята. Давайте будем следовать народной мудрости.

III. Разъяснение нового материала.

Цель этапа: - вызвать интерес к изучению темы

- пробудить любознательность

- учить сравнивать слова с однотипными орфограммами

- повторить тему «О-Е в корне имён существительных после шипящих»

- Переходим к изучению новых знаний. Я предлагаю вам разгадать загадки, ответ запишите самостоятельно, отметьте в них орфограмму, по которой их можно сгруппировать.

1. Зубов много, а ничего не ест. (расчёска)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)

3. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. (крыжовник)

Деятельность учащихся: анализируют содержание загадок, делают вывод по результатам анализа загадок, формулируют ответы, аргументируя свою точку зрения. (Найти признак, по которому можно сгруппировать слова) (Ответ: буква О – Е после шипящей в корне слова)



- Посмотрите внимательно на слова душОй, ландышЕй. Ребята, оба слова являются существительными, у обоих слов - орфограмма в окончании перед шипящим, но буквы пишутся разные. Что же является условием выбора орфограммы?

3.1. Организация наблюдения. Упр. 206.

Цель этапа: - содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Обратимся за разъяснением к учебнику. Проведём наблюдение над словами из упр. №206. (исключите лишнее слово, объясните свой выбор путём доказательства через сложноподчинённое предложение) (Ударение).
- Правильно, ребята. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.
- Определите ударение в словах душОй, ландышЕй.
- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?!
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

3.2. Обращение к теоретическому материалу на с. 143.

Цель этапа: - содействовать развитию диалогической и монологической речи;

- познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Работа с параграфом учебника.

- Откройте учебник на странице 222.
- Прочитайте вслух правило. Это орфограмма.

Технология изучения нового материала. Приём "Инсерт".
  1. этап. Чтение теории. V – уже знал

+ - новое

- думал иначе

? не понял, есть вопросы

2. этап. Заполнение таблицы.

3 этап. Обсуждение записи.

Технология изучения нового материала «Оратор». (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо, ответьте на вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?! - Назовите условие выбора написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).
- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма?
- Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.

Обращаю ваше внимание на высказывание А.М.Леонтьева, расположенное на доске:

“Человек без памяти не был бы человеком. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего” А.М.Леонтьев.


- Впишем условия выбора орфограммы в приготовленную памятку.

Итак, с чего начнем?

1) часть речи.
2) часть слова – окончание. (Ученики ставят только ударение и вписывают два примера)
3) после шипящих и ц. (Из стих.: душОй, ландышЕй; ; обозначают орфограмму.) 
4) под ударением – пишем О.
5) без ударения – Е.

- Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (три ученика объясняют написание слов “ кирпичОм, рощЕй”, продавцОм, пользуясь памяткой.
- Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е.

- Какая цель нашего урока сейчас выполнена?

- Мы изучили правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; 


Физкультминутка.

- Молодцы, ребята. А теперь чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!-----2 раз прочитать с убыстренным темпом
Дождик, дождик пуще - 
Будет зелень гуще.
Только нас не замочи,
К нам в окошко не стучи!

IV. Усвоение нового материала.

Цель этапа: В каждом конкретном случае формировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой..

- Молодцы, ребята! А теперь обратите внимание на высказывание Льва Николаевича Толстого, записанное на доске: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”.

- Эти слова очень важны для следующего момента урока – применения нового правила на практике.

- Ребята, обратите еще раз внимание на текст упр. № 207. Прочитайте задание к нему. Озвучьте план ваших действий. (выполняем с комментарием)


V. Выработка умений и навыков.

Цель этапа: закрепить умение пользования памяткой.

- научиться писать правильно слова с изучаемой орфограммой

- научиться графически обозначать орфограмму.

Задание  личностно-ориентированного характера.

- Молодцы, ребята! А теперь у нас с вами следующий вид работы. На рабочем листе напечатаны три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно, как вы будете выбирать задание. Я напомню вам инструкцию, мы записывали ее в тетрадь для справок.

Инструкция.

  1. Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1.

  2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2.

  3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.

- Давайте ознакомимся с заданиями.

- Какой цели урока мы добьёмся, если выполним это задание?

- Научимся правильно писать слова с изучаемой орфограммой; 
- научимся графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.



Задание№ 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму «О –Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».

(Еж…м, туч…й шалаш…м, танц…м, луч…м, рощ..й).

Задание№ 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму.

(Еж…м, туч…й шалаш…м, танц…м, луч…м, рощ..й).

Задание№ 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму. Подберите к выделенному слову эпитеты.

(Еж…м, туч…й, шалаш…м, танц…м, грач…м, рощ...й). 1 вариант – туч…й; 2 вариант – рощ…й.

- Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.

- Давайте проверим правильность выполнения 1 задания. На доске написаны слова с пропущенными буквами. Обозначьте орфограмму на месте пропусков. Кто желает выполнить задание, поднимите руку.

- Ребята, задайте дополнительный вопрос отвечающему.
- Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Молодцы.
- Кто допустил ошибки, исправьте их. Тетради я соберу, и работы ваши будут проверены.
- Давайте проверим правильность выполнения 2 задания. Кто прокомментирует мне с места ответ? Кто выполнил работу правильно, поднимите руки.
- А теперь задание №3.

- Напомните определение эпитета. Эпитет (от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Эпитет широко используется в поэтическом языке.

Итак, прочитайте образные определения к слову туча (золотистая, легкая, пышная); к слову роща (свежая, кудрявая, молодая).

- Молодцы, ребята. А теперь – последнее задание на сегодняшнем уроке.

VI. Закрепление полученных знаний на практике.

Цель этапа: - научатся работать с составленной памяткой

- поразмышляют над текстом

- закрепят полученную информацию

- Прежде чем мы приступим к последнему заданию, давайте повторим правило о написании букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Работа с памяткой.

- При каком условии после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется буква О; при каком условии после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется буква Е; 
- Приведите примеры.
- Молодцы, ребята. Обратимся к текстам на рабочих листах. Внимательно слушаем задание.

Задание. Прочитайте текст, обозначьте орфограмму.

- Слушаем текст.

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

- Правильность выполнения мы проверим с помощью сигнальных карточек.
- Готовы, ребята?! Я читаю слова, а вы поднимете сигнальную карточку: На букву Е –желтая карточка, на букву О – зеленая.
- А сейчас проверьте правильность выполнения задания (Показываю напечатанные ответы). 
- Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руки?
- Молодцы, ребята, тетради я соберу, все работы проверю.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель этапа: - вспомнят цели урока

- осознают их достижение или недостижение.

- оценят собственную деятельность;

- зафиксируют неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы

- Подведем итоги сегодняшнего урока. Обратимся к рубрике «Проверяем себя» на стр. 149 №3.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились? - Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- Я благодарю всех за работу. Обратимся к рабочему листу, раздел «Оцени себя». Поставьте себе оценку в зависимости от вашего участия в ходе урока.

- Обратимся ещё раз к вашему настроению. Изменилось ли оно? Сделайте, пожалуйста, пометку в графе «Настроение после урока»

VIII. Инструкция домашнего задания.

Итак, ребята, домашнее задание. Как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? (ответы детей)

Домашнее задание: п. 26, правило стр. 143, упр.208. Давайте посмотрим задание. Озвучим план ваших действий по выполнению домашнего задания.

- Ребята, обратите внимание еще раз на эпиграф к уроку:

Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

Проспер Мериме.

Стихи рождаются не на бумаге.
Их родина – душа, и сердце – их приют.
Быть может, хватит вам отваги, сердечной щедрости…
И вдруг…
Придут стихи, нелепые, смешные, Пусть пара строк, зато свои…
Как первая весна, живые
О молодой весне и к ней любви.

- Ребята, попробуйте сочинить самостоятельно миниатюру на тему “Весна” или ответьте на вопрос «Почему в качестве ключевого слова сегодня на уроке слово «весна»?».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Е.А. Быстровой

Автор: Ухтверова Людмила Леонидовна

Дата: 17.07.2014

Номер свидетельства: 110135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "ПЛАН - КОНСПЕКТ урока русского языка в 5 классе по программе А.Е.Быстровой по теме "Предложение""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_po_programme_a_e_bystrovoi_po_tem"
    ["file_id"] => string(6) "488106"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1543422476"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме «Фразеологизмы»"
    ["seo_title"] => string(38) "konspekt_uroka_po_teme_frazeologizmy_2"
    ["file_id"] => string(6) "535569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1578934605"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по теме "Окончание и основа слова""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_po_tiemie_okonchaniie_i_osnova_slova"
    ["file_id"] => string(6) "346315"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474998220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства