1.Мобилизующее начало урока | Слово учителя: Работа с эпиграфом: Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер жизни -Ребята, объясните смысл данного эпиграфа? Все ли слова вам понятны? Можете ли вы объяснить значение слова «фразеология»? -Давайте попробуем разобраться в толковании понятия «фразеология» Обратите внимание на слайд №3. На слайде вы видите описание предметов. О чем идет речь?( По данным определениям на слайде определениям ребята называют предметы). Что позволяет понять, о чем идет речь? В прямом или переносном смысле даны определения? | Работа с эпиграфом, толкование понятий фразеология, фразеологизмы | Личностные: проявлять интерес к культурным ценностям своей страны, Выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: оценивать уровень владения понятиями. Познавательные: выявлять признаки предметов. Коммуникативные: строить высказывания |
2.Определение темы урока, постановка целей | Слово учителя: Итак, мы поработали с эпиграфом, выполнили задание на слайде, попробуйте определить тему урока(фразеология) -Над чем нам предстоит сегодня работать? -Что каждый из вас должен нового узнать для себя? А предлагаю каждому из вас составить свою копилку фразеологизмов , помогать друг другу, которую мы проверим в конце урока. | Постановка целей урока, определение темы урока Создание «копилки фразеологизмов» | Регулятивные: планировать свою деятельность Познавательные: познание окружающего с помощью наблюдения. Коммуникативные: составлять небольшое высказывание Личностные: проявлять внимание и взаимопомощь |
3.Этап изучения новой темы | Слово учителя: я предлагаю поиграть в игру «Угадай словечко»(слайд №4) сколько лет... сколько зим хорошенького ... понемножку не тут- то ... было идти нога ... в ногу не по дням , а ... по часам мастер на все ... руки -Давайте вспомним, как же называются обороты, которые встретились в данном разделе? -А назовите раздел, занимающийся изучением фразеологизмов -Обратите внимание на слайд и запишите в свои опорные конспекты новые определения: фразеология и фразеологизм(слайд №5,6) Слово учителя: Безусловно, слова в этих выражениях, сохраняя свое прямое значение, так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое, входящее в этот оборот. Такие сочетания называют фразеологическими оборотами речи. Употребление фразеологизмов в речи делает ее сильной, яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно научиться лаконично выражать свои мысли. В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых разнообразных источников. Некоторые прошли такой длинный путь развития, что смысл отдельных слов, входящих в них, стал для нас совершенно непонятен, а смысл всего оборота резко отличается от прямого значения слов, в него входящих. Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новые слова или заменять одно слово другим. Нельзя сказать вместо «сесть в калошу» – «сесть в детскую калошу», или вместо «положить в долгий ящик» – «положить в длинный ящик». Источники фразеологических оборотов различны. Одни из фразеологизмов возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). В языке отразились многие явления из жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые корнями уходят в давно ушедшее прошлое. Знание фразеологизмов обогащает наш язык, даёт возможность лучше постигнуть его, более серьёзно им пользоваться. Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. -Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся) | Наблюдение над материалом, беседа по вопросам, Прослушивание информации Беседа по вопросам | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, воспринимать речь учителя. Регулятивные: оценивать приводимые доказательства. Познавательные: воспроизводить информацию по памяти, классифицировать объекты Коммуникативные: оформлять высказывание |
4.Этап закрепления темы урока | Обучение умению толкованию фразеологических оборотов Задание №1.(слайд №7)Не забывайте «копилку фразеологизмов», которую вы должны пополнять в течение нашего урока. Игра «Отгадай фразеологизм».Поясните, что означает каждый из фразеологизмов. Задание №2(слайд №8)«Фразеологический зверинец» Надут как Нем как Грязный как Упрям как Болтлив как Колючий как Вывод: Выполнив это упражнение , мы убедились, что многие фразеологизмы образовались на основе сходства с предметом или живым существом. Задание №3(слайд №9)«Исправь ошибку» 1)ждать у горя погоды 2)мы сами с ушами 3)купить кита в мешке 4)не ноги горшки обжигают 5)нашла коза на камень 6)крутиться как булка в колесе Вывод: Выполнив это задание, мы убедились в том, что фразеологизм-это цельное словосочетание и изменив хотя бы одно слово, смысл меняется и данное выражение уже не является фразеологизмом. Обучение умению давать толкование лексическому значению фразеологизмов, подбирать фразеологические синонимы и антонимы. Задание №5. Замените выделенные фразеологизмы одним словом(слайд №10) 1.Погоня висела уже на хвосте. 2.Я надеюсь на тебя как на каменную стену. 3.Говорить с ним –как об стенку горохом. 4.Что же заставляет всех этих людей так униженно вилять хвостом перед человеком, который даже не взглянет на них никогда внимательно? Задание №6 Подберите к следующим фразеологизмам фразеологизмы –синонимы.(слайд №11) 1.Висеть на плечах-… 2.Между молотом и наковальней-… 3.Мороз по коже дерёт-… 4.Нести вздор-… 5.Кот наплакал-…. 6.Прикусить язык-… Задание №7. Подберите к следующим фразеологизмам фразеологизмы –антонимы(слайд №12) 1.Направлять на путь истинный- 2.Семимильными шагами-… 3.Потерять сознание-… 4.Душа в душу- Вывод : Выполнив задания №5,6,7, мы убедились, что фразеологизмы могут иметь и синонимы, и антонимы. Задание №8.Обучение умению находить фразеологизмы в тексте Перед вами листочки, на которых напечатан текст, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов и дать им толкование. (Работа в группах по 4 человека) Кашу маслом не испортишь. «Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят», - сказала мама. А Саша стучит. «Прекрати стук!» – сказал папа. А Саша стучит. «Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!» Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. «Отдай!» «Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!» Саша заплакал. «Я машину чиню». А бабушка: «Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят». «Не все: мы не спим». «Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать». Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь». Вывод: Выполнив это упражнение, мы потренировались находить в текстах фразеологические обороты. Выявление умения определять синтаксическую роль фразеологизмов Задание №9.Составьте предложения с фразеологическими оборотами и укажите их синтаксическую роль.(слайд №13) 1.Семь пятниц на неделе. 2.Говорить на разных языках. 3.Язык прилип 4.Как две капли воды Вывод: выполнив это задание, мы убедились в том, что фразеологические обороты являются одним членом предложения Задание №10(слайд №14-17)Давайте попробуем определить источники происхождения фразеологизмов и составим таблицу происхождения фразеологизмов. Через час по чайной ложке, больное место, проглотить пилюлю Играть роль, играть первую скрипку, петь с чужого голоса, сойти со сцены, ведущая роль Поднять целину, снимать сливки, подготовить почву, телячий восторг, взять быка за рога Открывать Америку, казанская сирота, великое переселение народов Гордиев узел, домоклов меч, ахиллесова пята, прокрустово ложе, кануть в Лету Центр тяжести, идти по наклонной плоскости, привести к одному знаменателю, на точке, в зените славы Кощей бессмертный, по щучьему велению, за тридевять земель, сказка про белого бычка, рожки да ножки Платить той же монетой, ударить по рукам, мерить на свой аршин Вавилонское столпотворение, паче чаяния, терновый венец, Содом и Гоморра Вывод: Мы увидели, что источники происхождения различны это и медицина, и торговля, и Библия,и наука, и сельское хозяйство и т.д. | Толкование фразеологических оборотов, запись любых из понравившихся фразеологизмов в «копилку фразеологизмов» Составление фразеологизмов, запись фразеологизмов Подбор синонимов, антонимов к фразеологизмам, запись фразеологизмов Нахождение фразеологизмов в тексте, определение их синтаксической роли, выполнение графической работы Определение синтаксической роли фразеологизмов. Составление предложений с использованием фразеологизмов Нахождение источников происхождения фразеологизмов, составление таблицы происхождения фразеологизмов. | Познавательные: классифицировать объекты, воспроизводить информацию, Коммуникативные: оформлять высказывание, работа с деформированным текстом Регулятивные: оценивать приводимые доказательства, анализировать свою работу, оценивать уровень владения материалом Личностные: проявлять самостоятельность, инициативность, желание больше узнать, считаться с мнением других, |
5.Этап подведения итогов урока | -Что вы узнали сегодня о фразеологизме? -Каково их происхождение? -Каковы функции фразеологизма? -Чем отличается фразеологизм от слова и что имеет с ним общего? -Как вы думаете, где можно узнать о происхождении и значении фразеологизма? Конечно, в словарях! Прочитайте свою «копилку фразеологизмов» Информирование о словарях(слайд №18) | Рефлексия, беседа по вопросам Зачитывают записанные фразеологизмы | Коммуникативные: оформлять высказывание Познавательные: классифицировать объекты, воспроизводить информацию по памяти Личностные: оценивать собственную учебную деятельность Регулятивные: анализировать собственную работу. |