kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Фразеологизмы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык;
Тип урока:  комбинированный (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение знаний и умений)
Класс: 5 класс;ФГОС
Программа: Быстровой Е.А.
Цель:
1.  Познакомить учащихся с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, научить употреблять фразеологизмы с целью обогащения речи; развивать внимание, память, речь учащихся.
2. Научить давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов. 
3. Воспитывать бережное отношение к сокровищам русского языка
Форма:  урок-практикум с использованием ИКТ
Продолжительность: 1 урок (45 мин)
Место урока в системе: в разделе «Лексика»  это урок изучения и закрепления материала 
Оборудование: компьютер с проектором, экран.
Средства наглядности:  раздаточный материал.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Фразеологизмы»»

Конспект урока по теме «Фразеологизмы»


Предмет: русский язык;

Тип урока: комбинированный (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение знаний и умений)

Класс: 5 класс;ФГОС

Программа: Быстровой Е.А.

Цель:

1. Познакомить учащихся с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, научить употреблять фразеологизмы с целью обогащения речи; развивать внимание, память, речь учащихся.

2. Научить давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

3. Воспитывать бережное отношение к сокровищам русского языка

Форма: урок-практикум с использованием ИКТ

Продолжительность: 1 урок (45 мин)

Место урока в системе: в разделе «Лексика» это урок изучения и закрепления материала

Оборудование: компьютер с проектором, экран.

Средства наглядности: раздаточный материал.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1.Мобилизующее начало урока


Слово учителя:

Работа с эпиграфом:

Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа,

фразеология - одна из самых увлекательных и занимательных сфер жизни


-Ребята, объясните смысл данного эпиграфа? Все ли слова вам понятны? Можете ли вы объяснить значение слова «фразеология»?


-Давайте попробуем разобраться в толковании понятия «фразеология»

Обратите внимание на слайд №3.

На слайде вы видите описание предметов. О чем идет речь?( По данным определениям на слайде определениям ребята называют предметы).

Что позволяет понять, о чем идет речь? В прямом или переносном смысле даны определения?

Работа с эпиграфом, толкование понятий фразеология, фразеологизмы

Личностные: проявлять интерес к культурным ценностям своей страны,

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: оценивать уровень владения понятиями.

Познавательные: выявлять признаки предметов. Коммуникативные: строить высказывания
















2.Определение темы урока, постановка целей

Слово учителя: Итак, мы поработали с эпиграфом, выполнили задание на слайде, попробуйте определить тему урока(фразеология)

-Над чем нам предстоит сегодня работать?

-Что каждый из вас должен нового узнать для себя?

А предлагаю каждому из вас составить свою копилку фразеологизмов , помогать друг другу, которую мы проверим в конце урока.


Постановка целей урока, определение темы урока








Создание «копилки фразеологизмов»


Регулятивные: планировать свою деятельность

Познавательные: познание окружающего с помощью наблюдения.

Коммуникативные: составлять небольшое высказывание

Личностные: проявлять внимание и взаимопомощь


3.Этап изучения новой темы


Слово учителя: я предлагаю поиграть в игру «Угадай словечко»(слайд №4)

  • сколько лет... сколько зим

  • хорошенького ... понемножку

  • не тут- то ... было

  • идти нога ... в ногу

  • не по дням , а ... по часам

  • мастер на все ... руки

-Давайте вспомним, как же называются обороты, которые встретились в данном разделе?

-А назовите раздел, занимающийся изучением фразеологизмов

-Обратите внимание на слайд и запишите в свои опорные конспекты новые определения: фразеология и фразеологизм(слайд №5,6)

Слово учителя: Безусловно, слова в этих выражениях, сохраняя свое прямое значение, так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое, входящее в этот оборот. Такие сочетания называют фразеологическими оборотами речи. Употребление фразеологизмов в речи делает ее сильной, яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно научиться лаконично выражать свои мысли. В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых разнообразных источников. Некоторые прошли такой длинный путь развития, что смысл отдельных слов, входящих в них, стал для нас совершенно непонятен, а смысл всего оборота резко отличается от прямого значения слов, в него входящих. Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новые слова или заменять одно слово другим. Нельзя сказать вместо «сесть в калошу» – «сесть в детскую калошу», или вместо «положить в долгий ящик» – «положить в длинный ящик». Источники фразеологических оборотов различны. Одни из фразеологизмов возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). В языке отразились многие явления из жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые корнями уходят в давно ушедшее прошлое. Знание фразеологизмов обогащает наш язык, даёт возможность лучше постигнуть его, более серьёзно им пользоваться. Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции.

-Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают?

( Выслушиваются ответы учащихся)


Наблюдение над материалом, беседа по вопросам,
















Прослушивание информации




















Беседа по вопросам








Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, воспринимать речь учителя.

Регулятивные: оценивать приводимые доказательства.

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти, классифицировать объекты

Коммуникативные: оформлять высказывание

4.Этап закрепления темы урока


Обучение умению толкованию фразеологических оборотов

Задание №1.(слайд №7)Не забывайте «копилку фразеологизмов», которую вы должны пополнять в течение нашего урока. Игра «Отгадай фразеологизм».Поясните, что означает каждый из фразеологизмов.




Задание №2(слайд №8)«Фразеологический зверинец»

  • Надут как

  • Нем как

  • Грязный как

  • Упрям как

  • Болтлив как

  • Колючий как

Вывод: Выполнив это упражнение , мы убедились, что многие фразеологизмы образовались на основе сходства с предметом или живым существом.

Задание №3(слайд №9)«Исправь ошибку»


1)ждать у горя погоды

2)мы сами с ушами

3)купить кита в мешке

4)не ноги горшки обжигают

5)нашла коза на камень

6)крутиться как булка в колесе

Вывод: Выполнив это задание, мы убедились в том, что фразеологизм-это цельное словосочетание и изменив хотя бы одно слово, смысл меняется и данное выражение уже не является фразеологизмом.

Обучение умению давать толкование лексическому значению фразеологизмов, подбирать фразеологические синонимы и антонимы.

Задание №5. Замените выделенные фразеологизмы одним словом(слайд №10)

1.Погоня висела уже на хвосте.

2.Я надеюсь на тебя как на каменную стену.

3.Говорить с ним –как об стенку горохом.

4.Что же заставляет всех этих людей так униженно вилять хвостом перед человеком, который даже не взглянет на них никогда внимательно?

Задание №6 Подберите к следующим фразеологизмам фразеологизмы –синонимы.(слайд №11)

1.Висеть на плечах-…

2.Между молотом и наковальней-…

3.Мороз по коже дерёт-…

4.Нести вздор-…

5.Кот наплакал-….

6.Прикусить язык-…

Задание №7. Подберите к следующим фразеологизмам фразеологизмы –антонимы(слайд №12)

1.Направлять на путь истинный-

2.Семимильными шагами-…

3.Потерять сознание-…

4.Душа в душу-

Вывод : Выполнив задания №5,6,7, мы убедились, что фразеологизмы могут иметь и синонимы, и антонимы.

Задание №8.Обучение умению находить фразеологизмы в тексте


Перед вами листочки, на которых напечатан текст, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов и дать им толкование. (Работа в группах по 4 человека)

Кашу маслом не испортишь.

«Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят», - сказала мама. А Саша стучит. «Прекрати стук!» – сказал папа. А Саша стучит. «Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!» Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. «Отдай!» «Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!» Саша заплакал. «Я машину чиню». А бабушка: «Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят». «Не все: мы не спим». «Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать». Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».


Вывод: Выполнив это упражнение, мы потренировались находить в текстах фразеологические обороты.


Выявление умения определять синтаксическую роль фразеологизмов


Задание №9.Составьте предложения с фразеологическими оборотами и укажите их синтаксическую роль.(слайд №13)


1.Семь пятниц на неделе.

2.Говорить на разных языках.

3.Язык прилип

4.Как две капли воды

Вывод: выполнив это задание, мы убедились в том, что фразеологические обороты являются одним членом предложения

Задание №10(слайд №14-17)Давайте попробуем определить источники происхождения фразеологизмов и составим таблицу происхождения фразеологизмов.

  • Через час по чайной ложке, больное место, проглотить пилюлю

  • Играть роль, играть первую скрипку, петь с чужого голоса, сойти со сцены, ведущая роль

  • Поднять целину, снимать сливки, подготовить почву, телячий восторг, взять быка за рога

  • Открывать Америку, казанская сирота, великое переселение народов

  • Гордиев узел, домоклов меч, ахиллесова пята, прокрустово ложе, кануть в Лету

  • Центр тяжести, идти по наклонной плоскости, привести к одному знаменателю, на точке, в зените славы

  • Кощей бессмертный, по щучьему велению, за тридевять земель, сказка про белого бычка, рожки да ножки

  • Платить той же монетой, ударить по рукам, мерить на свой аршин

  • Вавилонское столпотворение, паче чаяния, терновый венец, Содом и Гоморра

Вывод: Мы увидели, что источники происхождения различны это и медицина, и торговля, и Библия,и наука, и сельское хозяйство и т.д.







Толкование фразеологических оборотов, запись любых из понравившихся фразеологизмов в «копилку фразеологизмов»






































Составление фразеологизмов, запись фразеологизмов










Подбор синонимов, антонимов к фразеологизмам, запись фразеологизмов
























Нахождение фразеологизмов в тексте, определение их синтаксической роли, выполнение графической работы























Определение синтаксической роли фразеологизмов.

Составление предложений с использованием фразеологизмов





Нахождение источников происхождения фразеологизмов, составление таблицы происхождения фразеологизмов.






Познавательные: классифицировать объекты, воспроизводить информацию,


Коммуникативные: оформлять высказывание, работа с деформированным текстом

Регулятивные: оценивать приводимые доказательства, анализировать свою работу, оценивать уровень владения материалом

Личностные: проявлять самостоятельность, инициативность, желание больше узнать, считаться с мнением других,

5.Этап подведения итогов урока


-Что вы узнали сегодня о фразеологизме?

-Каково их происхождение?

-Каковы функции фразеологизма?

-Чем отличается фразеологизм от слова и что имеет с ним общего?

-Как вы думаете, где можно узнать о происхождении и значении фразеологизма? Конечно, в словарях!

Прочитайте свою «копилку фразеологизмов»

Информирование о словарях(слайд №18)


Рефлексия, беседа по вопросам










Зачитывают записанные фразеологизмы



Коммуникативные: оформлять высказывание

Познавательные: классифицировать объекты, воспроизводить информацию по памяти

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность

Регулятивные: анализировать собственную работу.


6.Этап информирования о выполнении домашнего задания

Слово учителя: создайте свой текст на свободную тему, используя фразеологизмы, с которыми познакомились сегодня на уроке.


Запись домашнего задания



Регулятивные: постановка целей при выполнении домашнего задания, удерживание и целей до получения результатов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме «Фразеологизмы»

Автор: Кандаурова Ольга Анатольевна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieustoichivyievyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "283652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453869974"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока по русскомы языку в 6 классе: "Этот удивительный мир фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomy-iazyku-v-6-klassie-etot-udivitiel-nyi-mir-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "184338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426043982"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "113601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410550556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства