Конспект урока русского языка в 5 классе : "Падеж имен существительных"
Конспект урока русского языка в 5 классе : "Падеж имен существительных"
Открытый урок " Падеж имен существительных" был проведен в 5 "б" классе Мархинской средней школы №1 мкр. Марха, г. Якутска, РС(Я) с целью повторения, систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся об падежах и склонениях имен существительных, с целью закрепления навыков правописания падежных окончаний существительных, выработки навыков работы, взаимодействия в группе, коллективе.На уроке применяются технологии групповой, индивидуальной и проблемной технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать существительное. Расширим и углубим наши знания о падежах и склонениях существительных, научимся быстро и легко определять падежи, закрепим навыки правописания падежных окончаний.
Работать будем в группах. С правилами работы в группах мы знакомы. Но давайте вспомним эти правила:
На доске: 1. Свободный обмен мнениями.
2. Уважаем, выслушиваем мнение каждого.
3. Имеем право на ошибку.
4. Критика запрещается.
- Еще какие правила нам нельзя забывать ?
/ Говорить громко, перебивать друг друга, … /
- А теперь скажите, кто с какой целью пришел сегодня на урок?
/ Учащиеся говорят свои цели /
- Хорошо, в конце урока мы посмотрим, добились ли вы своей цели .
– Сейчас мы повторяем пройденный материал. Из каждой группы подходит один человек и выбирает задание для своей группы.
« Общее понятие имени существительного»
« Род имен существительных»
« Число имен существительных»
« Склонение имен существительных»
/ К каждому вопросу прилагается задание, которое надо выполнить в группе/
Задания к групповой работе.
1. Составить небольшой связный текст о городе Якутске, употребляя
собственные имена существительные. / Это дом. работа /
4. Определите склонение существительных, распределяя их
по колонкам.
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Разносклон.
Несклоняем.
….
….
Ветка, храбрость, яблоко, яблоня, тень, журавль,
семья, время, пальто, иней, пение, путь, шоссе.
/ Из каждой группы выходят по 2 ученика. Один рассказывает теорию, другой – практическую работу /
Молодцы! Вы справились.
3. Новая тема « Падеж имен существительных»
« Осмысливание темы урока» - Работа в группах.
- А теперь самое время поговорить о падежах существительного. Скажите, зачем так важно знать падежи и склонение? / Чтобы правильно употреблять в речи падежные формы, грамотно писать безударные окончания существительных/
- Открываем рабочую тетрадь, пишем сегодняшнее число, тему урока. Давайте вспомним падежи. Кто мне расскажет о падежах?
1 группа: - Повторение / Ответ ученика /
Именительный – это имя предмета, кто? что?
Родительный – указывает на того,
кто родил или создал.
кого? чего?
Дательный от слова «дать» - кому? чему?
Винительный – « винить» кого? что?
Творительный- «творить» кем? чем?
Предложный - потому что без
предлога он не употребляется о ком? о чем?
- А сейчас мы посмотрим, какие «секреты» таят в себе некоторые из этих падежей.
Если « пошел в школу», то пришел не « со школы», а «из школы».
Уехал на Кавказ, то приехал с Кавказа. Работать на фабрике, на заводе, на пристани, то вернуться с пристани, с завода, с пристани.
Предлог В употребляется, если мы входим, оказываемся внутри чего-либо.
Предлог НА – когда мы находимся на поверхности чего-либо.
4. Закрепление новой темы.
Самостоятельная работа по упр. 527. – Дописать окончания и определить падеж. / По одному предложению /
Идет работа в группах, учащиеся помогают друг другу, После проверки ученики сами делают вывод
/
Вывод : Падеж существительных определяется путем постановки вопроса. Для этого сначала находим слово, к которому оно относится, затем ставим от него вопрос.
Индивидуальная работа по карточкам.
Допишите окончание Е или И у существительных, укажите их
падеж
в ярком пламен_ - … плавать в бассейн_ - ….
выписка из тетрад _ -… играть на скрипк_ - ….
ветка сирен_ - …. к будущей недел_ - …
на большой скорост_ - … гулять по алле_ - ….
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнали? Достигли ли вы поставленной цели?
Оценки за урок.
Учащиеся говорят, что они узнали сегодня на уроке, к какому выводу пришли, достигли ли они своей цели.
Учитель: Хорошо, а на следующем уроке мы поговорим о склонениях и безударных окончаниях Е – И существительных.