kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе : "Падеж имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок " Падеж имен существительных" был проведен в 5 "б" классе  Мархинской средней школы №1 мкр. Марха, г. Якутска, РС(Я) с целью повторения, систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся об падежах и склонениях имен существительных, с целью закрепления навыков правописания падежных окончаний существительных, выработки навыков работы, взаимодействия в группе, коллективе.На уроке применяются технологии групповой, индивидуальной и проблемной технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе : "Падеж имен существительных" »

Конспект открытого урока в 5 «б» классе МОСШ №1.

10 марта 2008 г.

Учитель: Гаврильева Л.Н.


Тема: Падеж имен существительных.


Цель урока: - повторить , систематизировать, обобщить знания учащихся

об имени существительном , как о части речи; повторить и

углубить знания о падежах и склонениях существительных;

закрепить навыки правописания падежных окончаний сущ.;

- выработать навык работы, взаимодействия в коллективе,

группе; умение слушать, обсуждать, выступать перед

коллективом;

- воспитать чувство ответственности, доброжелательности друг

к другу.

Оборудование: карточки с заданиями, таблицы падежей, падежных окончаний; опорный конспект; тетради, фломастеры.


Ход урока.


1. Организационный момент. .

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать существительное. Расширим и углубим наши знания о падежах и склонениях существительных, научимся быстро и легко определять падежи, закрепим навыки правописания падежных окончаний.

Работать будем в группах. С правилами работы в группах мы знакомы. Но давайте вспомним эти правила:


На доске: 1. Свободный обмен мнениями.

2. Уважаем, выслушиваем мнение каждого.

3. Имеем право на ошибку.

4. Критика запрещается.

- Еще какие правила нам нельзя забывать ?

/ Говорить громко, перебивать друг друга, … /


- А теперь скажите, кто с какой целью пришел сегодня на урок?

/ Учащиеся говорят свои цели /


- Хорошо, в конце урока мы посмотрим, добились ли вы своей цели .





  1. – Сейчас мы повторяем пройденный материал. Из каждой группы подходит один человек и выбирает задание для своей группы.

« Общее понятие имени существительного»

« Род имен существительных»

« Число имен существительных»

« Склонение имен существительных»


/ К каждому вопросу прилагается задание, которое надо выполнить в группе/

Задания к групповой работе.

1. Составить небольшой связный текст о городе Якутске, употребляя

собственные имена существительные. / Это дом. работа /

  1. Исправить ошибки. Определить род существительных.


Маленький мышь, трудное фамилие, мокрый полотенец, железная рельса, ужасный насекомый, огромная рояль

печеная картофель белый сирень горячее кофе

яркая пламя красивый тюль вкусный какао

3. Данные существительные не имеют единственного числа. Определите их общее лексическое значение. Допишите ряд

.

а) Очки, штаны, ножницы … / парные предметы /

б) Духи, консервы, макароны, …/ вещества /

г) Каникулы, сутки, будни. / отвлеченные существ./

д) Афины, Курилы, Карпаты, … / географические названия/

( У них не определяется род и склонение)


4. Определите склонение существительных, распределяя их

по колонкам.


1 склонение

2 склонение

3 склонение

Разносклон.

Несклоняем.

….

….







Ветка, храбрость, яблоко, яблоня, тень, журавль,

семья, время, пальто, иней, пение, путь, шоссе.

/ Из каждой группы выходят по 2 ученика. Один рассказывает теорию, другой – практическую работу /

Молодцы! Вы справились.




3. Новая тема « Падеж имен существительных»

« Осмысливание темы урока» - Работа в группах.

- А теперь самое время поговорить о падежах существительного. Скажите, зачем так важно знать падежи и склонение? / Чтобы правильно употреблять в речи падежные формы, грамотно писать безударные окончания существительных/

- Открываем рабочую тетрадь, пишем сегодняшнее число, тему урока. Давайте вспомним падежи. Кто мне расскажет о падежах?


1 группа: - Повторение / Ответ ученика /

Именительный – это имя предмета, кто? что?

Родительный – указывает на того,

кто родил или создал.

кого? чего?

Дательный от слова «дать» - кому? чему?

Винительный – « винить» кого? что?

Творительный- «творить» кем? чем?

Предложный - потому что без

предлога он не употребляется о ком? о чем?

- А сейчас мы посмотрим, какие «секреты» таят в себе некоторые из этих падежей.


2 группа: - Работа на доске /один ученик /

Проблемная задачи.

а) - Открываем учебник на странице 208. Упр. 520. Задание читает

Пишем эти предложения. Сравниваем, определяем падеж,

подчеркиваем , каким членом предложения они являются.

В 1-м предложении ячмень – косвенное слово, его сеют,

значит В.п.

Во 2-м ячмень- главное слово, значит И.п.

1 «секрет»- Винительный падеж очень « опасный»



б) 3 группа: - Работа по учебнику , упр. 522.

/ Один на доске пишет слова: в тетрадк-Е, в тетрад-И

- Правильно ли определил ученик падеж существительного ?

- Тогда почему окончания разные? / склонения разные /

2 секрет – Определять падежи нужно не по окончаниям,

а по вопросам. При этом знать орфограмму

« Е или И в окончаниях существительных», выбор

которой зависит от склонения.




в) 4 группа: - Труднее всего определять падеж существительных с

различными предлогами. Обратим внимание на

таблицу. / Вывешивается таблица падежных

окончаний и предлогов/.

Работа по карточкам:


Определите падеж, ставя вопрос от главного слова.


ехать по дорог _ – по чему ? где? Д.п.

выехать из города - ……………….

работать на фабрик_ - ……………..

поехать на Кавказ - ………

вернуться с дач _ - …….

жить в Сибир_ - …….

быть на площадк_ - …….

войти в здани _ - …….

Где?- В чем? Куда? – во что? Откуда? - из чего?

предложный падеж винительный падеж родительный падеж.


- Обратите внимание еще на один момент.

Предлоги В-ИЗ ; НА- С

Если « пошел в школу», то пришел не « со школы», а «из школы».

Уехал на Кавказ, то приехал с Кавказа. Работать на фабрике, на заводе, на пристани, то вернуться с пристани, с завода, с пристани.

Предлог В употребляется, если мы входим, оказываемся внутри чего-либо.

Предлог НА – когда мы находимся на поверхности чего-либо.



4. Закрепление новой темы.

Самостоятельная работа по упр. 527. – Дописать окончания и определить падеж. / По одному предложению /

Идет работа в группах, учащиеся помогают друг другу, После проверки ученики сами делают вывод

/

Вывод : Падеж существительных определяется путем постановки вопроса. Для этого сначала находим слово, к которому оно относится, затем ставим от него вопрос.





  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Допишите окончание Е или И у существительных, укажите их

падеж

в ярком пламен_ - … плавать в бассейн_ - ….

выписка из тетрад _ -… играть на скрипк_ - ….

ветка сирен_ - …. к будущей недел_ - …

на большой скорост_ - … гулять по алле_ - ….




6. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, что мы сегодня узнали? Достигли ли вы поставленной цели?

Оценки за урок.

Учащиеся говорят, что они узнали сегодня на уроке, к какому выводу пришли, достигли ли они своей цели.

Учитель: Хорошо, а на следующем уроке мы поговорим о склонениях и безударных окончаниях Е – И существительных.






















Индивидуальные задания на карточках


  1. Определите падеж, ставя вопрос от главного слова.


ехать по дорог _ – по чему ? где? Д.п.

выехать из города - ……………….

работать на фабрик_ - ……………..

поехать на Кавказ - ………

вернуться с дач _ - …….

жить в Сибир_ - …….

быть на площадк_ - …….

войти в здани _ - …….






  1. Допишите окончание Е или И у существительных,

укажите их падеж

в ярком пламен_ - … плавать в бассейн_ - ….

выписка из тетрад _ -… играть на скрипк_ - ….

ветка сирен_ - …. к будущей недел_ - …

на большой скорост_ - … гулять по алле_ - ….



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе : "Падеж имен существительных"

Автор: Гаврильева Лидия Николаевна

Дата: 27.09.2015

Номер свидетельства: 233998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ" "
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka-konspiekta-uroka-russkogo-iazyka-sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "124722"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414772628"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока русского языка для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "132619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416382922"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка «Именительный падеж имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imienitiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "117481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412793833"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание  безударных  окончаний  имен  существительных  в  творительном  падеже" "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-tvoritiel-nom-padiezhie"
    ["file_id"] => string(6) "219062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434004305"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока русского языка в 3 классе .Изменение имен существительных по падежам"
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekturokarusskoghoiazykav3klassieizmienieniieimiensushchiestvitielnykhpopadiezham"
    ["file_id"] => string(6) "261227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449080399"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства