Предмет
Русский язык
Четверть -1
Класс-4
13 октября 2014 года.
Учитель: Крестьянинова И.Н.
Тема занятия
«Склонение имени существительного».
Ссылки, ресурсы
Карточки с дифференцированными заданиями для работы в группах; критерии формативного оценивания; листы достижений.
Общая цель
· Учащиеся знают о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; умеют распознавать типы склонения по окончанию и по роду.
Результаты обучения для учителей
Диалог, индивидуальные ответы учащихся.
1. Настрой на работу:
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
- Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим».
- Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа.
- Назовите орфограммы, которые вам встретились.
На столах оценочные листы на группу.
- Определите свое настроение в начале урока и приклейте смайлик.
(Доброта – это когда человек любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её, заботится о близких, выручает друзей в беде, никогда ни с кем не ссорится, всегда улыбается. Человек добрый, если он стремится сделать других людей счастливыми.)
(Правописание буквы Д, слов: добро, дорога, походка)
(безуд. гл.проверяемая и непроверяемая, правописание прист.)
5 мин
Словарная работа:
д:рога
л:сица
г:зета
х:зяйство
л:пата
Взаимообмен тетрадями, проверка по ключу.
(Выполнено правильно – 2 балла, были ошибки – 1 балл, работа не выполнена-0 баллов)
Формативное взаимооценивание.
Задание №1
Фронтальная работа – выход на тему урока.
4 мин
- Какой частью речи являются записанные слова?
- Прочитайте предложение:
- Найдите однородные члены предложения.
- Определите их род и падеж.
- Что вы можете сказать об окончании?
- Какие вопросы возникают?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(Стратегия «Думаем вместе»)
(Имя существительное)
- Старая женщина волновалась о сестр и дочер .
(Ж. род, П. падеж)
(-е, -и)
(Почему в одном и том же падеже разные окончания?)
(Имя существительное, гласная в окончании).
(Формативное: похвала учителя)
Задание №2
Групповая работа
8 мин
- Вы получили карточки со словами. Прочитайте их.
- Давайте разделим имена существительные на три группы, следуя моим указаниям:
1. Выберите существительные женского рода с окончаниями –а, -я.
2. Выберите существительные мужского рода с окончаниями–а, -я.
3. Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. Назовите окончания в этих словах.
4. Выберите существительные среднего рода. Назовите окончания в этих словах.
5. Определите род, выделите окончания у оставшихся имен существительных.
- По каким признакам мы сгруппировали существительные?
- Пронаблюдайте склонение групп существительных.
- В русском языке 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах. Назовите эти группы.
- Как вы думаете, эти группы можно как-нибудь назвать?
Конь, вода, Юра, земля, окно, дочь, море, дядя, стол, степь.
Вода, земля.
Юра, дядя.
Стол, конь.
Окно, море.
Степь, дочь (с мягким знаком на конце).
(По презентации учащиеся читают склонение имен существительных, называют склонение).
- Ж.р, м.р. с окончаниями –а, -я.
- М.р. , ср.р. –о, -е
- Ж.р. с мягким знаком на конце.
Обобщение
6 мин
Стр. 48 учебника, рассмотрите таблицу.
- Вернемся к нашему предложению. Почему у слов о сестре, дочери разные окончания, хотя род и падеж один и тот же?
- Как определить склонение?
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
1. Определить род.
2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
Это склонение имен существительных.
(Алгоритм рассуждения на каждом столе, для работы учащихся).
Физкультурная минутка (музыкальная)
Задание № 3
Индивидуальная работа
8 мин
Работа по карточке с целью формирования умения определять тип склонения имен существительных.
Асфальт, болото, морковь, ягода, мышь,мужчина, дичь, василёк,
конструкция, сирень.
Индивидуальное выполнение заданий по карточке.
Оценивание формативное: выполнил самостоятельно – 1 балл, выполнил с помощью учителя или одноклассника – 0 баллов.
Проверка по ключу.
Задание №4 Работа с текстом
3 мин
- Прочитайте стихотворение.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу!
-О чем?
Задание: списать текст и определить у всех имен сущ-ных тип склонения.
(Задание на интерактивной доске)
Проверка в парах. Оценивание формативное: 3 существительных, определено склонение – 3 балла, 2 существительных, определено склонение – 2 балла, 1 существительное, определено склонение – 1 балл.
Рефлексия:
Какую тему мы повторяли? Что нового узнали на этом уроке?
- Продолжите предложение:
1. Я выполнил правильно...
2. Я доволен своей работой, потому что...
3. Я допустил ошибку...
Обратная связь: У вас на столах лежат кружочки разных цветов.
- Оцените себя: работал отлично, со всеми заданиями справился. Могу помочь товарищу.
- Работал хорошо. Все понял на уроке.
- Работал хорошо, иногда нуждался в помощи.
- Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.
Оценивание: по оценочному листу (посчитать количество баллов: 6 баллов – отметка «5», 5-4 балла – отметка «4», 3 балла – отметка «3».
Подсчитывают количество баллов, ставят отметку.
Последующие задания чтение
2 минуты. Выучить правило (с. 48). Выполнить упражнение 1 уровень: с. 48 упр. 120. 2 уровень – с. 49 упр. 122. 3 уровень – с.49 упр. 121.