Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:
«Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Цель урока: на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных». »
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:
«Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных».
Цель урока:на материале, воспитывающем нравственные качества личности, обогащающем словарный запас обучающихся, развивающем их речь, изучить правило правописания гласных после шипящих и ц в окончаниях существительных, сопоставив его с правилом выбора орфограммы в корнях слов.
ХОД УРОКА
Повторение.
Запишите одним словом ответы на вопросы:
Как называется плод дуба?
Какой цвет у одуванчика?
Как называется предмет для чистки зубов?
Как называется разговор тихим голосом?
Как называется ткань из нитей, получаемых из коконов тутовых гусениц?
(жёлудь, жёлтый, щётка, шёпот, шёлк)
- Какая орфограмма объединяет правописание этих слов?
2. Разгадайте кроссворд, используя для ответов слова-исключения из правила о правописании гласных о – е после шипящих в корне.
Место соединения сшитых кусков.
Глухой звук, шуршание.
Стержень для чистки и смазки ствола оружия.
Накидка на голову.
Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зелёного цвета.
1
о
2
о
3
о
4
о
5
о
(шов, шорох, шомпол, капюшон, крыжовник)
Синтаксический разбор предложения.
Добрая улыбка солнечным лучом душу озаряет.
Объяснение нового материала.
1. Материал для наблюдений в учебнике.
- В какой части слова выделены буквы о и е?
- После каких согласных стоят эти буквы?
- Определите ударение в словах.
Врачом борцов товарищем горцев
Дворцом кольцо полотенцем сердце
Межой бойцов задачей гвардейцев
Шалашом певцов репортажем юношей
- Когда после шипящих в окончаниях существительных пишется о, а когда е?
Чтение правила.
Закрепление.
Выполнение упражнений учебника.
Поставить имена существительные, данные в скобках, в нужной форме; обозначить изучаемую орфограмму
Не железным (ключ) сердце открывается, а добротой.
Слово коварного человека режет острым (нож) по доброму сердцу.
Всех (зайцы) упустишь, если сразу за несколькими погонишься.
Глупый ловит воздух (ковш).
Каждая мать своих (птенцы) оберегает.
Сопоставление орфограмм.
Заполнить таблицу своими примерами (по 5-7 примеров в каждую колонку).
Правописание гласных о – е после шипящих
в корнях слов
в окончаниях
Тест.
Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется о.
за молодц.м, под луч.м;
перед выигрыш.м, над задач.й;
ландыш.м, над шалаш.м, кирпич.м;
с репортаж.м, с калач.м
Укажите ряд существительных, в окончаниях которых после шипящих пишется е.
!) со скрипач.м, под хлебниц.й;
2) под блюдц.м, с товарищ.м;
3) перед врач.м, с марш.м;
4) за палач.м, под солнц.м.
3. Укажите предложение, в котором есть слова с орфограммой «Буквы о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Лодка вошла в камышовые заросли.
На перемене я побеседовал со своим товарищем.
По небу плыли свинцовые тучи.
Девушки любят менять причёски.
4. Укажите ряд, во всех словах которого на месте пропуска пишется ё.
Пощ.чина, крыж.вник, щ.лкать;
Ж.кей, ш.рох, расч.ска;
Пш.нка, деш.вый, ш.рстка;
Ш.колад, ч.рточка, ш.фёр.
Проверка. 1. 1) 2. 2) 3. 2) 4. 3)
Работа по развитию речи.
Составить небольшой текст или предложения о дружбе, взаимопомощи, включая слова с орфограммами, которые сегодня изучили и повторили.
Можно использовать словосочетания:
Приехал с товарищ..м, красивое лиц.., слыть удальц..м, укрыться плащ..м, разрезать нож..м, идти с поклаж..й, быть молодц..м.