Урок русского языка в 5 классе
Тема: «О, Е после шипящих и ц в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных».
Цели:
1.Формирование навыка правописания о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях.
2.Закрепление правописания о, ё, е после шипящих.
3.Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.
4.Развитие памяти, внимания.
5. Воспитание чувства сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I.Организационный момент(Слайд2)
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня такой прекрасный день. Улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно удачи. Давайте создадим друг другу хорошее настроение на уроке.
II.Повторение пройденного материала.
- Прежде чем перейти к основной части урока, мы с вами повторим пройденный материал, так как это нам пригодится при изучении нового материала.
1.Наличие домашнего задания.
Ответственные дети за проверку домашнего задания сообщают о выполнении д/з по рядам.
2.Теоретический материал. Работа в парах.
-Мы сегодня будем много работать в группах, оценивать себя и других. Расскажите, пожалуйста, друг другу в паре правило написания о,ё после шипящих в корне.
3.Работа с текстом. Актуализация знаний.(Слайд3)
-Записываем число, классная работа. Выполним задание на повторение.
Чего только не увидишь в весеннем лесу. Птицы, которые вернулись из дальних мест, смастерили гнездышки и выстилают их пухом и ш…рсткой. Под кустом притаился зайч…нок. В овражке пропорхнет первая бабочка, будто мелькнет лимонно-ж…лтый листочек. В свеж…й зелени жужжат сторож…вые пч…лки. Над камыш…м мелководной реч…нки кружатся стрекозы. Везде слышится ш…рох и чуж…й ш…пот.
- Прочитайте текст про себя.
- Определите тему текста, основную мысль
-Выпишите из текста изученную орфограмму « О-Ё после шипящих в корне слова».
- Назовите оставшиеся слова с пропущенными буквами. Известная вам орфограмма? Похожи? Проблема?
IV. Анализ языковых явлений.Работа в группах.(СЛАЙД4)
- Ребята, чтобы самостоятельно сформулировать тему и цель урока, нужно проанализировать эти слова.
Зайчонок Камышом Свежей Сторожевые
Речонки Чужой
Задание.
1.Определите часть речи.
2.Выделите морфему, в которой находится подчеркнутая орфограмма.
3.Расставьте ударения в словах.
4.Сделайте вывод, какая тема, цель урока и алгоритм(схему) написания данной орфограммы.
Зачитываются ответы наших групп.
- Верно, молодцы! Сегодня на уроке мы изучим правописание О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных. Запись темы в тетрадь
-Ребята, давайте определим цели нашего урока.
Знаю Хочу знать Узнал
о-ё в корне О-Ё в суффиксах, окончания.
Есть ли исключения
Запись целей в тетрадь.
-Алгоритм написания(СЛАЙД 5)
1.Определить часть речи(для исключения глагола)
2.Определить часть слова
3.Поставить ударение.
4.Под ударением пишем О, а без ударения-Е.
-Ребята, суффиксы и окончания существительных и прилагательных живут в домиках.
V.Физкультминутка. (СЛАЙД 6)
VI. Закрепление полученных знаний. (СЛАЙД 7)
1.Привести два своих примера с объяснением. К доске выходит одна пара, где один диктует свои слова, а другой графически доказывает. (Желательно вызывать сильных детей)
2. Игра «День-ночь»
-А сейчас мы поиграем, закрепляя данную тему.
-Ночь-диктуемое слово пишем с буквой О, день- диктуемое слово пишется с Е. Медвежонок, в дремучем, лещовым, хорошего, ключом, колючего.
3.Фотодиктант( в парах) (СЛАЙДЫ 8-12)
А. Журнал с обложки из глянца…(глянцевая)
Б. Заросли из камыша…(камышовые)
В. Куртка из замши…(замшевая)
Г. Клык моржа …(моржовый)
Д. Пластырь с перцем…(перцовый)
4.Распределительный диктант. Работа в группах на закрепление О-Е после шипящих. (СЛАЙД 13)
- Прежде чем перейти к этому заданию, вспомните в группах написание о-ё в корнях и в глаголах.
-Ребята, сейчас мы поработаем вчетвером. Из словарной работы один человек выписывает слова с орфограммой в суффиксе, другой-в окончании сущ. и прил, следующий-в корне, последний –в глаголах. Затем проведите в группе взаимопроверку с анализом.
Черные, бережешь, ручонка, шов, шёл, бережок, большего, учеба, увлечет, палачом, фаршем, овражек.
Ответы. (СЛАЙД14)
5.Упражнение на развитие памяти и внимания. (СЛАЙД 15)
На слайде нужно расположить несколько предметов и оставить на 20сек, затем слайд перелистнуть. Теперь ученики должны записать слова правильно и выделить в них орфограммы.
-Ребята, запомните слова на слайде, а через 20сек правильно запишите их.
Шоколадка, щетка, крючок, желудь, расческа, крыжовник.
6.«Четвертый лишний».(в парах)
- Ж.лтый, ш.пот, ш.рох, щ.тка
- Пирож.к, реч.нка, овраж.к, руч.нка
- Могуч.го, ландыш.м, туч.й, ч.рный
VII.Контроль. Буквенный диктант. (взаимопроверка)
1.Чертежом 2.Тучей 3. Камышом 4. Лужей 5. Лучом 6. Ландышем 7.Рощей 8. Стережет 9. Горошек 10. Шёлковая, 11.Чёрное 12. Шоколад 13. Защёлкает 14. Шоссе 15. Шофер.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
О е о е о е е е е ё ё о ё о о
VIII. Итоги. Рефлексия.
-С какими орфограммами работали?
-По какому алгоритму действовали?
-Достижение целей.
-Возьмите в руки полоску того цвета, которая покажет результат работы на уроке.
Красная-все получилось
Зеленая-что-то не получилось.
Черная-не разобрался с темой.
IX. Домашнее задание. Составьте текст, используя слова с орфограммами, которые сегодня изучили и повторили.