kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Однокоренные слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тогучинского района

 Горновская начальная общеобразовательная школа Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

 по  русскому языку

в 3 классе

УМК «Перспектива»

 

«Корень слова. Однокоренные слова»

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель начальных классов

                                                              Сунцова Татьяна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Формировать умение находить однокоренные слова по двум признакам.

Задачи:

  • уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;
  • обогатить словарный запас обучающихся, расширить тематику самостоятельного высказывания;
  • способствовать развитию умения строить собственные высказывания на основе полученных знаний;
  • способствовать развитию умений и навыков грамотного безошибочного письма;
  • воспитывать любовь к родному языку и речевому творчеству, умению сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

 

Ход урока

 

I.Организационный момент.

 

- Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Пусть этот день сегодня действительно будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Я хочу, чтобы этот урок был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение.

 

II. Словарная работа.

 

- На доске записаны буквы. Вставьте гласные так, чтобы получились слова.

В   Т   Р               (ветер)

Д   Р   В   Н        (деревня)

М   Л   Ь   Ч   К  (мальчик)

С   Л                    (село)

- Какие слова увидели?

- Запишите их. Подумайте, что в них общего? (Это существительные, ед.ч.. словарные).

- Сгруппируйте слова так, чтобы одно было лишнее. Назовите признак.

Здесь могут разные варианты ответов. ( Мальчик – одушевленное, кол-во букв больше, чем звуков. Деревня – 3 слога.).

 

III. Чистописание.

 

- В слове деревня обратите внимание на буквы согласных звуков. У каких букв есть одинаковые элементы написания? (д, в).

- Запишем разные комбинации сочетания букв.

дрвн     нврд      врдн      и т.п.

 

IV. Самоопределение к деятельности.

 

- Из данных словарных слов найдите слова близкие по значению. (Деревня, село).

- Объясните значение этих слов. (Населённый пункт).

- если эти слова близкие по смыслу, значит я предполагаю, что они родственные. Права ли я?  (Нет. Разные корни).

- Исходя из этого задания предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель подводит итог высказываниям учащихся.

- Сегодня мы продолжим работу в подборе однокоренных слов и будем упражняться в выделении корня.

 

V. Работа над темой.

 

- Что называется корнем?

- Как вы считаете, являются ли слова деревня и дерево родственными? Обоснуйте ответ.

Учащиеся высказывают предположения.

- Прочитаем о происхождении слова деревня и узнаем, правы ли вы.

Данный текст дети читаю на слайде презентации.

«Деревня» – русское по происхождению слово. Первоначально словом «деревня» называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее так стали называть крестьянское поселение.

- В чём оказались правы? (Родство этих слов дальнее).

- В чём ошиблись?

- Как найти в слове корень?

- Выберите одно из этих слов, подберите родственные слова и разберите их по составу. Что должны помнить о написании корня в родственных словах?

Деревня                           Дерево

Деревенский                   Деревце

Деревушка                      Деревянный

Деревенька

Деревенщина

- Объясните значение слова деревенщина. (О грубом, простоватом человеке, жителе деревни).

- Какую пользу приносят деревья?

 

VI. Физминутка.

 

VII. Работа по учебнику.

Упр. 147, стр. 95.

- Прочитайте первое предложение. Что означает словосочетание берёзовая роща?

- Прочитайте второе предложение. Объясните, как появляется роса.

- Какое задание нам предлагают?

- Поработайте в парах и обсудите, какие буквы пропущены. Обоснуйте ответ.

При проверке учащиеся объясняют написание слов.

Игра «Зоркий глаз».

- Кто какие орфограммы ещё увидел?

- Запишите по выбору первое или второе предложения, подчеркните орфограммы.

- Для тех учащихся, кто раньше справится с задание, выполнить третье предложение.

- Посмотрите на все три предложения. Есть ли здесь однокоренные слова? (берёза, берёзовую).

- Какой корень у этих слов?

- Какими бы ещё словами вы бы дополнили?

- А берёза это плодовое дерево?

- Поработаем со слоговой таблицей и узнаем, что же нам говорит народная мудрость.

 

С – 21 – т - 44        107 – 104 – 29    34       п – 22 – 7 – м,     а   120 – 22 – 109 – 6     

34          107 – 2 – м.

 

- У кого что получилось?

- Проверьте, правильно ли записано у вас это предложение?

(Смотри дерево по плодам, а человека по делам).

 - Как понимаете смысл этой пословицы?

- Вберите слово из пословицы по вашему желанию и подберите однокоренные слова.

 

Итог:

- Что можно сказать о нашей работе на уроке. Подведём итог.

- О каких словах мы говорили?

- Какие слова называются родственными?

- Добились ли мы поставленной цели?

-Для чего нам нужна была вся эта работа?

 

Рефлексия.

 

- Что вам понравилось в вашей работе?

- Вызвало ли у вас затруднение выполнение заданий?

- Сделали ли вы какое-то открытие для себя?

- Сохранили ли вы хорошее настроение?

- У меня тоже осталось чудесное настроение от нашей работы. Всем спасибо!

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Однокоренные слова". »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тогучинского района

Горновская начальная общеобразовательная школа Новосибирской области








Конспект урока

по русскому языку

в 3 классе

УМК «Перспектива»


«Корень слова. Однокоренные слова»








подготовила

учитель начальных классов

Сунцова Татьяна Викторовна








Цель: Формировать умение находить однокоренные слова по двум признакам.

Задачи:

  • уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;

  • обогатить словарный запас обучающихся, расширить тематику самостоятельного высказывания;

  • способствовать развитию умения строить собственные высказывания на основе полученных знаний;

  • способствовать развитию умений и навыков грамотного безошибочного письма;

  • воспитывать любовь к родному языку и речевому творчеству, умению сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.


Ход урока


I.Организационный момент.


- Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Пусть этот день сегодня действительно будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Я хочу, чтобы этот урок был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение.


II. Словарная работа.


- На доске записаны буквы. Вставьте гласные так, чтобы получились слова.

В Т Р (ветер)

Д Р В Н (деревня)

М Л Ь Ч К (мальчик)

С Л (село)

- Какие слова увидели?

- Запишите их. Подумайте, что в них общего? (Это существительные, ед.ч.. словарные).

- Сгруппируйте слова так, чтобы одно было лишнее. Назовите признак.

Здесь могут разные варианты ответов. ( Мальчик – одушевленное, кол-во букв больше, чем звуков. Деревня – 3 слога.).


III. Чистописание.

- В слове деревня обратите внимание на буквы согласных звуков. У каких букв есть одинаковые элементы написания? (д, в).

- Запишем разные комбинации сочетания букв.

дрвн нврд врдн и т.п.


IV. Самоопределение к деятельности.


- Из данных словарных слов найдите слова близкие по значению. (Деревня, село).

- Объясните значение этих слов. (Населённый пункт).

- если эти слова близкие по смыслу, значит я предполагаю, что они родственные. Права ли я? (Нет. Разные корни).

- Исходя из этого задания предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель подводит итог высказываниям учащихся.

- Сегодня мы продолжим работу в подборе однокоренных слов и будем упражняться в выделении корня.


V. Работа над темой.


- Что называется корнем?

- Как вы считаете, являются ли слова деревня и дерево родственными? Обоснуйте ответ.

Учащиеся высказывают предположения.

- Прочитаем о происхождении слова деревня и узнаем, правы ли вы.

Данный текст дети читаю на слайде презентации.

«Деревня» – русское по происхождению слово. Первоначально словом «деревня» называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее так стали называть крестьянское поселение.

- В чём оказались правы? (Родство этих слов дальнее).

- В чём ошиблись?

- Как найти в слове корень?

- Выберите одно из этих слов, подберите родственные слова и разберите их по составу. Что должны помнить о написании корня в родственных словах?

Деревня Дерево

Деревенский Деревце

Деревушка Деревянный

Деревенька

Деревенщина

- Объясните значение слова деревенщина. (О грубом, простоватом человеке, жителе деревни).

- Какую пользу приносят деревья?


VI. Физминутка.


VII. Работа по учебнику.

Упр. 147, стр. 95.

- Прочитайте первое предложение. Что означает словосочетание берёзовая роща?

- Прочитайте второе предложение. Объясните, как появляется роса.

- Какое задание нам предлагают?

- Поработайте в парах и обсудите, какие буквы пропущены. Обоснуйте ответ.

При проверке учащиеся объясняют написание слов.

Игра «Зоркий глаз».

- Кто какие орфограммы ещё увидел?

- Запишите по выбору первое или второе предложения, подчеркните орфограммы.

- Для тех учащихся, кто раньше справится с задание, выполнить третье предложение.

- Посмотрите на все три предложения. Есть ли здесь однокоренные слова? (берёза, берёзовую).

- Какой корень у этих слов?

- Какими бы ещё словами вы бы дополнили?

- А берёза это плодовое дерево?

- Поработаем со слоговой таблицей и узнаем, что же нам говорит народная мудрость.


С – 21 – т - 44 107 – 104 – 29 34 п – 22 – 7 – м, а 120 – 22 – 109 – 6

34 107 – 2 – м.


- У кого что получилось?

- Проверьте, правильно ли записано у вас это предложение?

(Смотри дерево по плодам, а человека по делам).

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Вберите слово из пословицы по вашему желанию и подберите однокоренные слова.


Итог:

- Что можно сказать о нашей работе на уроке. Подведём итог.

- О каких словах мы говорили?

- Какие слова называются родственными?

- Добились ли мы поставленной цели?

-Для чего нам нужна была вся эта работа?


Рефлексия.


- Что вам понравилось в вашей работе?

- Вызвало ли у вас затруднение выполнение заданий?

- Сделали ли вы какое-то открытие для себя?

- Сохранили ли вы хорошее настроение?

- У меня тоже осталось чудесное настроение от нашей работы. Всем спасибо!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Однокоренные слова".

Автор: Сунцова Татьяна Викторовна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока русского языка  на тему "Однокоренные слова и форма одного и того же слова""
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnokoriennyie-slova-i-forma-odnogho-i-togho-zhie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "251983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447320575"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему: «Форма и содержание. Однокоренные слова» "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-forma-i-sodierzhaniie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "206054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430082222"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока русского языка по теме : " Слова с непроизносимыми согласными" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slova-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137395"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417347324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства