Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Изобразительно - выразительные средства"
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Изобразительно - выразительные средства"
Данная разработка представляет собой конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка". Цель: актуализировать и обобщить знания об изобразительно – выразительных средствах языка.
Задачи:
- обучающие: обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; подготовительная работа к выполнению задания B 8 ЕГЭ;
- развивающие: развитие творческих способностей учащихся;
- воспитательные: воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе, умения работать в коллективе.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии: здоровьесберегающие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Изобразительно - выразительные средства" »
Тема «Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Практическая работа» 10кл.
Цель: актуализировать и обобщить знания об изобразительно – выразительных средствах языка.
Задачи:
- обучающие: обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; подготовительная работа к выполнению задания B 8 ЕГЭ;
- развивающие: развитие творческих способностей учащихся;
- воспитательные: воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе, умения работать в коллективе.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии: здоровьесберегающие
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Повторение ранее изученного
- Что изучает лексика?
(словарный запас языка)
- Что составляет лексический запас русского языка.
(лексические группы слов: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы, устаревшие слова, новые слова, ср-ва выразительности).
- Что сближает тропы и фигуры?
(И те и другие делают нашу речь выразительной).
- Найдите «лишнее»: (лишние слова выписать в тетрадь)
Слова: 1) «Лес, точно терем расписной..»; «Отговорила роща золотая…», «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы…»;
2) «Тенькает синица меж лесных кудрей..»; «Здесь вы встретите улыбку единственную…»; «По дорогам усохшие вербы и таёжная песня колёс…»;
3) «Край ты мой заброшенный…»; «Молодость моя! Моя голубка смуглая»; «быстрый, как молния».
- Какова тема урока?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока - Изобразительно-выразительные средства русского языка. Цель - обобщить знания об изобразительно – выразительных средствах языка.
IV. Сообщение новых знаний.
- Какова роль изобразительно-выразительных средств в русском языке?
- Ответить на этот вопрос мы сможем, выполнив анализ художественного текста. Для этого мы разделимся на три группы: 1 ряд- анализируют текст с точки зрения тропов, 2 ряд – с точки зрения фигур речи, 3 ряд – обобщить и определить роль изобразительно-выразительных средств в данном тексте.
Стих. Б.Пастернак «Осень»
Осень. Сказочный чертог, чертог - пышное великолепное здание, дворец. Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной. Лик березы — под фатой Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах.
Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа.
- Тропы и стилистические фигуры помогают наполнить языковую форму красивым, правильным речевым содержанием.
Физкультминутка
- Выберите одно из высказываний и напишите сочинение, доказывающее этот тезис.
Высказывания:
1)Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Паустовский К.)
2)Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.(Гоголь Н.)
3)Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Куприн А.)
- С какой целью нам необходимо изучить вот так детально эту тему?
(задание В8 в ЕГЭ)
- Я вам предлагаю выполнить это задание самостоятельно.
ТЕКСТ:
(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец...
(2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду... (Б. А. Пильняк)
Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.
- Составьте синквейн на тему «Изобразительно-выразительные средства»
Структура: 1 строка– термин
2строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – предложение.
5 строка – синоним к термину.
VI. Объяснение домашнего задания.
1) подготовиться к пр.работе (определить средства выразительности в тексте)
2) выучить термины,
3) подобрать любое стихотворение, проанализировать с точки зрения ср-в выразительности,
Изобразительно-выразительные средства русского языка 10 кл.
1. Найдите «лишнее»: (лишние слова выписать в тетрадь, объяснить свой выбор)
Слова: 1) «Лес, точно терем расписной..»; «Отговорила роща золотая…», «Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы…»;
2) «Тенькает синица меж лесных кудрей..»; «Здесь вы встретите улыбку единственную…»; «По дорогам усохшие вербы и таёжная песня колёс…»;
3) «Край ты мой заброшенный…»; «Молодость моя! Моя голубка смуглая»; «быстрый, как молния».
2. Б.Пастернак «Осень»
Осень. Сказочный чертог, чертог - пышное великолепное здание, дворец. Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой — Как венец на новобрачной. Лик березы — под фатой Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля Под листвой в канавах, ямах. В желтых кленах флигеля, Словно в золоченых рамах.
Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог Перелистывает стужа.
3. (1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец...
(2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду... (Б. А. Пильняк)
Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.
Список терминов:
1) метафора
2) фразеологизм
3) эпитет
4) синтаксический параллелизм
5) градация
6) метонимия
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот
11) суффиксы субъективной оценки
12) глаголы
13) однородные члены
14) неполные предложения
15) конструкции разговорного синтаксиса
4. 1)Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Паустовский К.)
2)Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.(Гоголь Н.)
3)Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Куприн А.)
5. Составьте синквейн на тему «Изобразительно-выразительные средства»
Структура: 1 строка– термин
2строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – предложение.
5 строка – синоним к термину.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.