kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока русского языка в 10 классе "Изобразительно - выразительные средства языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока русского языка в 10 классе: « Изобразительно-выразительные средства русского языка». 

Учебник «Русский язык. 10 класс.» -  Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина;

Тип урока: урок общеметодологической направленности, комбинированный..

Форма: урок - взаимообучение с элементами исследования.

Цель: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 10 классе "Изобразительно - выразительные средства языка" »

ПЛАН - КОНСПЕКТ

урока русского языка в 10 классе


Урок №3. Тема: « Изобразительно-выразительные средства русского языка».

Тип урока: урок общеметодологической направленности, комбинированный..

Форма: урок - взаимообучение с элементами исследования.

Цель: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.


Задачи:

  1. Усвоения основных лексических понятий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) как изобразительно – выразительных средств языка.

  2. Формирование учебных универсальных действий: личностных: развитие познавательных интересов и учебных мотивов; познавательных: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выдвижение гипотез и их обоснование; регулятивных: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации; коммуникативных: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  3. Оборудование: учебник «Русский язык. 10 класс.» - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина; компьютер, презентации, тест, план исследования.


Ход урока:



п/п


ЭТАПЫ


Дидактические задачи


Показатели реального результата
решения задачи


1


Организация начала занятия.

Интеллектуальная разминка

  • Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

  • Задание: Ответьте на вопросы

  • Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке).

  • Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).

  • Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).

  • Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).

  • Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).

  • Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).

  • У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).

  • Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).

- Связана ли наша интеллектуальная разминка с домашним заданием?


Подготовка учащихся к работе на занятии.


Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.


2


Проверка выполнения домашнего задания: Укажите соответствия: ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА:


1. Горит восток зарёю новой.

2. Школа вышла на субботник.

3. Гордо реет буревестник.

4. Анчар, как грозный часовой…

5. Автор «Медного всадника».

6. Пламенная речь.

7. Страна кленового листа

8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

9. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая.

10. Катится, пылит дорога.


  • 1 – Перифраза, 2 – сравнение, 3 – метафора, 4 – эпитет, 5 – метонимия



Взаимопроверка.




1 – 3

6 – 4

2 – 5

7 – 1

3 – 4

8 – 5

4 – 2

9 - 2

5 – 1

10 – 3



Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации



Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.


3


Подготовка к основному этапу занятия.

- Как вы считаете, насколько важно изучение темы? – Можете ли вы сказать, что тема изучена полностью, знания прочны? – Какие цели вы сегодня ставите перед собой? Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать «…богатство, силу и гибкость» нашего языка» - эти слова написал о глубине творчества Пушкина Н.В. Гоголь. И это соответствовало исторической истине. Давайте и мы приблизимся к постижению глубинного значения слова, восхитимся тончайшими смысловыми оттенками русского языка.. «Слово имеет свою собственную душу». – Бертольд Брехт. (Нет магии сильней, чем магия слов).

Сегодня у нас урок с элементами исследования. Исследовать мы будем художественные тексты. Помогать мне будут ученики – помощники. (Представление учеников).



Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.


Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.


4


Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. Усвоение новых знаний и способов действий.

Изобразительно – выразительные средства языка.

План

  1. Омонимы.

  2. Паронимы.

  3. Синонимы.

  4. Антонимы.

Вспомним изученное ранее, углубим наши знания, будем исследовать небольшие художественные тексты.

- Слово ученикам – помощникам.

1 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». Рассказ, презентация, выполнение упражнения.

-Все ли понятно? Понравилось ли выступление? Что класс может пожелать своему товарищу в дальнейшем?

2 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». защита микро - исследования текста. См.Приложение к уроку.

3 ученик-помощник учителя. Тема «Паронимы». ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА. Презентация ученика.

4 ученик-помощник учителя. Тема «Синонимы».- ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА

5 ученик-помощник учителя. Тема «Антонимы».


Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.


УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выдвижение гипотез и их обоснование.


Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.


5


Первичная проверка понимания.

Проходит на 4 этапе.

Контроль и самооценка знаний и способов действия


Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.


Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.


6


Коррекция знаний и способов действий.


Микроисследование по упр. 29. «Слова умеют плакать и смеяться». (См. план – раздаточный материал).


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.


Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.


7


Обобщение и систематизация знаний.

Что изображают и что выражают такие средства языка, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы?

Синонимы служат: для уточнения – холод, мороз, стужа: замены: клятва, присяга, зарок, обет (приподн.); выражения говорящим своего отношения- родина, отечество, отчизна.

Антонимы служат: для создания контраста, подчеркивает мысль автора, усиливая эмоциональную окраску речи.

Паронимы создают игру слов – каламбур, передают настроение героя.

Омонимы создают игру слов, комический эффект. Общее: все перечисленные понятия – изобразительно – выразительные средства, главная задача которых - создать образ. Главный, основной, первостепенный – это…синонимы.

Прозрачный намек

Темно на море

Или мрачно,

Но все-таки

Почти всегда:

Где глубоко –

Вода прозрачна,

Где мелко – мутная вода.

(В.Орлов). Какой прием создает помогает передать философскую мысль автора о сущности человека? (Антитеза – антоним).

Ключ – ключ (источник) – омонимы.

Надеть – одеть – паронимы.




Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.


Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.


8


Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. Контроль и самопроверка знаний.

Закончить микроисследование текста упр. 29. Выучить теоретические понятия. Подготовиться к самодиктанту по повторению «Самое трудное правило» - (35 слов, трудных для меня).

-Оцените уровень успешности.


Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.


Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.


9


Рефлексия.

«Листок рефлексии».



Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). УУД: усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества,уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Скорибченко Валентина Николаевна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства