Урок №3. Тема: « Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Тип урока: урок общеметодологической направленности, комбинированный..
Форма: урок - взаимообучение с элементами исследования.
Цель: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
| № п/п | | ЭТАПЫ | | Дидактические задачи | | Показатели реального результата решения задачи |
| 1 | | Организация начала занятия. Интеллектуальная разминка Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы” Задание: Ответьте на вопросы Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке). Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент). Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева). Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра). Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз). Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком). У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов). Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец). - Связана ли наша интеллектуальная разминка с домашним заданием? | | Подготовка учащихся к работе на занятии. | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
| 2 | | Проверка выполнения домашнего задания: Укажите соответствия: ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА: 1. Горит восток зарёю новой. 2. Школа вышла на субботник. 3. Гордо реет буревестник. 4. Анчар, как грозный часовой… 5. Автор «Медного всадника». 6. Пламенная речь. 7. Страна кленового листа 8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. 9. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая. 10. Катится, пылит дорога. 1 – Перифраза, 2 – сравнение, 3 – метафора, 4 – эпитет, 5 – метонимия Взаимопроверка. | | 1 – 3 | 6 – 4 | 2 – 5 | 7 – 1 | 3 – 4 | 8 – 5 | 4 – 2 | 9 - 2 | 5 – 1 | 10 – 3 | | | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации | | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
| 3 | | Подготовка к основному этапу занятия. - Как вы считаете, насколько важно изучение темы? – Можете ли вы сказать, что тема изучена полностью, знания прочны? – Какие цели вы сегодня ставите перед собой? Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать «…богатство, силу и гибкость» нашего языка» - эти слова написал о глубине творчества Пушкина Н.В. Гоголь. И это соответствовало исторической истине. Давайте и мы приблизимся к постижению глубинного значения слова, восхитимся тончайшими смысловыми оттенками русского языка.. «Слово имеет свою собственную душу». – Бертольд Брехт. (Нет магии сильней, чем магия слов). Сегодня у нас урок с элементами исследования. Исследовать мы будем художественные тексты. Помогать мне будут ученики – помощники. (Представление учеников). | | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. | | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
| 4 | | Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. Усвоение новых знаний и способов действий. Изобразительно – выразительные средства языка. План Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Вспомним изученное ранее, углубим наши знания, будем исследовать небольшие художественные тексты. - Слово ученикам – помощникам. 1 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». Рассказ, презентация, выполнение упражнения. -Все ли понятно? Понравилось ли выступление? Что класс может пожелать своему товарищу в дальнейшем? 2 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». защита микро - исследования текста. См.Приложение к уроку. 3 ученик-помощник учителя. Тема «Паронимы». ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА. Презентация ученика. 4 ученик-помощник учителя. Тема «Синонимы».- ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА 5 ученик-помощник учителя. Тема «Антонимы». | | Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выдвижение гипотез и их обоснование. | | Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
| 5 | | Первичная проверка понимания. Проходит на 4 этапе. Контроль и самооценка знаний и способов действия | | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. | | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
| 6 | | Коррекция знаний и способов действий. Микроисследование по упр. 29. «Слова умеют плакать и смеяться». (См. план – раздаточный материал). | | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
| 7 | | Обобщение и систематизация знаний. Что изображают и что выражают такие средства языка, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы? Синонимы служат: для уточнения – холод, мороз, стужа: замены: клятва, присяга, зарок, обет (приподн.); выражения говорящим своего отношения- родина, отечество, отчизна. Антонимы служат: для создания контраста, подчеркивает мысль автора, усиливая эмоциональную окраску речи. Паронимы создают игру слов – каламбур, передают настроение героя. Омонимы создают игру слов, комический эффект. Общее: все перечисленные понятия – изобразительно – выразительные средства, главная задача которых - создать образ. Главный, основной, первостепенный – это…синонимы. Прозрачный намек Темно на море Или мрачно, Но все-таки Почти всегда: Где глубоко – Вода прозрачна, Где мелко – мутная вода. (В.Орлов). Какой прием создает помогает передать философскую мысль автора о сущности человека? (Антитеза – антоним). Ключ – ключ (источник) – омонимы. Надеть – одеть – паронимы. | | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. | | Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
| 8 | | Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. Контроль и самопроверка знаний. Закончить микроисследование текста упр. 29. Выучить теоретические понятия. Подготовиться к самодиктанту по повторению «Самое трудное правило» - (35 слов, трудных для меня). -Оцените уровень успешности. | | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | | Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
| 9 | | Рефлексия. «Листок рефлексии». | | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). УУД: усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества,уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. |