Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Основа слова.
Целевые установки:
- сформировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
- научить подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;
- сформировать умение различать слова, имеющие одинаково пишущиеся(звучащие) корни слов, но не являющиеся однокоренными (рис – рисунок);
- формировать умение строить монологическое высказывание как вывод.
Метапредметные УУД:
1.Регулятивные УУД:
- ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов ( приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание4
- умение оценивать выполнение действий по заданным внешним внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения;
- выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме(задания «Скажите…», «Расскажите…», «Объясните…»);
2.Познавательные УУД:
- использовать знаково – символические средства для решения учебных задач, условные обозначения;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Его строении, свойствах и связях;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3.Коммуникативные УУД:
- работать со взрослыми;
- активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (Задания «подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…»).
Личностные УУД:
- приобщить третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов;
- создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях;
- формировать чувство гордости за свою родину, за русский язык.
Планируемые результаты урока:
Учащиеся научатся:
- находить общее и различное в основах однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова, одинаково звучащие (пишущиеся), но не однокоренные.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.
2.Чистописание. Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.
- Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
( Буквосочетания :ос, ва, но)
- Посмотрите на буквосочетания.
- Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?
- Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слова)
3.Объявление темы и цели урока.
- Посмотрите кие же слова получатся? (Основа слова)
- Что вы знаете об основе слова? (Часть слова без окончания)
- Что ещё хотите узнать? (Из чего состоит основа слова? У всех ли слов основа одинаковая?)
- Кто может назвать тему нашего урока? (Основа слова)
- О чём мы должны узнать на уроке? (Из чего состоит основа слова?)
4.Повторение изученного материала.
Игра «Крестики – нолики».
- Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.
- Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
- Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)
- Корень – это главная часть предложения. (-)
- Окончание – изменяемая часть слова.(+)
- Основа – это часть речи.(-)
- Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
- Окончание помогает образовывать новые слова. (-)
- Основа – часть слова без окончания. (+)
- Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)
- Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.
- У кого нет ошибок?
5.Работа с основами однокоренных слов и формы слов
- Словарная работа.
Прочитайте слова: основы, основной, основе, основать, основу, основу, основа, основание, основой.
Попробуйте разделить эти слова на две группы.
основа основа
основной основы
основание основе
основать основу
основой
- Как делили на группы?
- Какие условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными?
- Объясните значения слов первой группы. (Если затрудняются – помогу)
Основа – 1)опорная часть предметов, остов; 2)источник, главное ;3)исходные, главные положения чего-нибудь; 4)продольные нити ткани, переплетающиеся с уткой; 5)вся часть слова без окончания.
Основной – наиболее важный, главный.
Основание – 1)опорная часть предмета, сооружения; 2)в математике: сторона геометрической фигуры или грань геометрического тела; 3)главное, на чём строится что-то; 4)причина, повод.
Основать - положить начало чему – нибудь, учредить.
6.Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.
- Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)
- Чем отличаются?
- Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.
- Вторую?
- Выделите окончания в словах.
- В словах какой группы это легче сделать? Почему?
- Сможете выделить основу в словах? Попробуйте это сделать.
- Что можете сказать об основах однокоренных слов?
- Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?
- Продолжите высказывания:
В однокоренных словах основы ( одинаковы, различны).
В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).
Вывод повторяем несколько раз.
Физкультминутка.
7.Наблюдения над словами, одинаково звучащими, но не однокоренными.
Упражнение 25, стр.110 учебника.
- Прочитайте задание учебника.
- Выполните его самостоятельно.
- Какие пары слов выписали? (ком – комок, лимон – лимонад, осинка – подосиновик)
- Выделите в них основу и окончание.
- Одинаковы ли в этих словах основы?
- Повторите вывод, который мы уже делали. В однокоренных словах основы различны.
- Объясните, почему вы не выписали пары парта – парк, оса – ослик?
- Какие же условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными? (1) слова должны быть сходны по смыслу; 2) иметь одинаковый корень)
- Подберите однокоренные слова к словам оса и ослик – по четвёркам. Выделите в них основу и окончание.
- Какие же основы в однокоренных словах? В однокоренных словах основы различны.
8.Итог урока.
- Подведём итог нашей работы на уроке.
- Над какой темой работали?
- На какие вопросы ответили? ИЛИ что узнали об основе?
- Что такое основа слова?
- Что узнали о месте основы в слове?
- Какую роль выполняет основа в слове?
- Где можете использовать полученные знания?
- Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:
Опора, фундамент у слова – основа.
В ней смысл заключён и понятно нам слово.
Приставка и суффикс к ней в гости приходят,
А корень живёт, никуда не уходит.
9. Рефлексия.
- Составьте слово по подсказкам.
1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей
2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.
3. В приставке две буквы «е».
4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.
5. Окончание - первая буква алфавита.
Перемена
- А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.