kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Основа слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского языка в 3 классе

Тема урока: Основа слова.

Целевые установки:

  • сформировать представление  о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
  • научить подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;
  • сформировать умение различать слова, имеющие одинаково пишущиеся(звучащие) корни слов, но не являющиеся однокоренными (рис – рисунок);
  • формировать умение строить монологическое высказывание как вывод.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные УУД:

  • ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов ( приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание4
  • умение оценивать выполнение действий по заданным внешним внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения;
  • выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме(задания «Скажите…»,  «Расскажите…», «Объясните…»);

2.Познавательные УУД:

  • использовать знаково – символические средства для решения учебных задач, условные обозначения;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • строить  рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

3.Коммуникативные УУД:

  • работать со взрослыми;
  • активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (Задания «подумайте…»,  «Попробуйте объяснить…», «Объясните…»).

Личностные УУД:

  • приобщить  третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов;
  • создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях;
  • формировать чувство гордости за свою родину, за русский язык.

 

Планируемые результаты урока:

Учащиеся научатся:

  • находить общее и различное в основах однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова, одинаково звучащие (пишущиеся), но не однокоренные.

Ход урока:

1.Организационный  момент.

-Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.

2.Чистописание. Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.

  • Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

( Буквосочетания :ос, ва, но)

  • Посмотрите на буквосочетания.
  •  Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?
  • Посмотрите ещё раз на буквосочетания.  Как  вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания?  (Из  них можно составить слова)

3.Объявление темы и цели урока.

  • Посмотрите кие же слова получатся?  (Основа слова)
  • Что вы знаете об основе слова?  (Часть слова без окончания)
  • Что ещё хотите узнать?   (Из чего состоит основа слова?  У всех ли слов основа одинаковая?)
  • Кто может назвать тему нашего урока?  (Основа слова)
  • О чём мы должны узнать на уроке?  (Из чего состоит основа слова?)

4.Повторение изученного материала.

Игра «Крестики – нолики».

  • Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры  находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.
  1. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
  2. Верно ли, что у слов  телега и телеграмма одинаковый корень? (-)
  3. Корень – это главная часть предложения. (-)
  4. Окончание – изменяемая часть слова.(+)
  5. Основа – это часть речи.(-)
  6. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
  7. Окончание помогает образовывать новые слова. (-)
  8. Основа – часть слова без окончания. (+)
  9. Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)
  • Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.
  • У кого нет ошибок? 

5.Работа с основами однокоренных слов и формы слов

  • Словарная работа.

Прочитайте  слова: основы, основной, основе, основать, основу, основу, основа, основание, основой.

Попробуйте разделить эти слова на две группы.

основа                                                               основа

основной                                                          основы

основание                                                        основе

основать                                                           основу

                                                                          основой

  • Как делили на группы?
  • Какие условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными?
  • Объясните значения слов первой группы. (Если затрудняются – помогу)

Основа – 1)опорная часть предметов, остов; 2)источник, главное ;3)исходные, главные положения чего-нибудь; 4)продольные нити ткани, переплетающиеся с уткой; 5)вся часть слова без окончания.

Основной – наиболее важный, главный.

Основание – 1)опорная часть предмета, сооружения; 2)в математике: сторона геометрической фигуры или грань геометрического тела; 3)главное, на чём строится что-то; 4)причина, повод.

Основать  - положить начало чему – нибудь, учредить.

6.Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.

  • Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)
  • Чем отличаются?
  • Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.
  • Вторую?
  • Выделите окончания в словах.
  • В словах какой группы это легче сделать? Почему?
  • Сможете  выделить основу в словах? Попробуйте это сделать.
  • Что можете сказать об основах однокоренных слов?
  • Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?
  • Продолжите высказывания:

В однокоренных словах основы ( одинаковы, различны).

В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).

Вывод повторяем несколько раз.

Физкультминутка.

7.Наблюдения  над словами, одинаково звучащими, но не однокоренными.

Упражнение 25, стр.110 учебника.

  • Прочитайте задание учебника.
  • Выполните его самостоятельно.
  • Какие пары слов  выписали? (ком – комок, лимон – лимонад, осинка – подосиновик)
  • Выделите в них основу и окончание.
  • Одинаковы ли в этих словах основы?
  • Повторите вывод, который мы уже делали. В однокоренных словах основы различны.
  • Объясните, почему вы не выписали пары парта – парк, оса – ослик?
  • Какие же условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными?  (1) слова должны быть сходны по смыслу; 2) иметь одинаковый корень)
  • Подберите однокоренные слова к словам оса и ослик – по четвёркам. Выделите в них основу и окончание.
  • Какие же основы в однокоренных словах? В однокоренных словах основы различны.

8.Итог урока.

  • Подведём итог нашей работы на уроке.
  • Над какой темой работали?
  • На какие вопросы ответили? ИЛИ что узнали об основе?
  • Что такое основа слова?
  • Что узнали о месте основы в слове?
  • Какую роль выполняет основа в слове?
  • Где можете использовать полученные знания?
  • Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:

Опора, фундамент у слова – основа.

В ней смысл заключён и понятно нам слово.

Приставка и суффикс к ней в гости приходят,

А корень живёт, никуда не уходит.

9.  Рефлексия.

- Составьте слово по подсказкам.

1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей

2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.

3. В приставке две буквы «е».

4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.

5. Окончание - первая буква алфавита.

Перемена

  • А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Основа слова" »

Урок русского языка в 3-б классе

Тема урока: Основа слова.

Целевые установки:

  • сформировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;

  • научить подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;

  • сформировать умение различать слова, имеющие одинаково пишущиеся(звучащие) корни слов, но не являющиеся однокоренными (рис – рисунок);

  • формировать умение строить монологическое высказывание как вывод.

Метапредметные УУД:

  1. регулятивные УУД:

  • ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов ( приобщение учащихся к планированию учебной работы) – целеполагание4

  • умение оценивать выполнение действий по заданным внешним внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения;

  • выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме(задания «Скажите…», «Расскажите…», «Объясните…»);

  1. познавательные УУД:

  • использовать знаково – символические средства для решения учебных задач, условные обозначения;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Коммуникативные УУД:

  • работать со взрослыми;

  • активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (Задания «подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…»).

Личностные УУД:

  • приобщить третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов;

  • создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях;

  • формировать чувство гордости за свою родину, за русский язык.



Планируемые результаты урока:

Учащиеся научатся:

  • находить общее и различное в основах однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова, одинаково звучащие (пишущиеся), но не однокоренные.





Ход урока:



  1. Организационный момент.

  • Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.



  1. Чистописание.



  • Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Кисти вверх, вниз (10 раз) вправо, влево. Нарисуем 4 кружочков по часовой стрелке, 4 – против.

  • Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

( Буквосочетания :ос, ва, но)

  • Посмотрите на буквосочетания.

  • Какие буквы соединены верхним соединением? Средним? Нижним?

  • Посмотрите ещё раз на буквосочетания. Как вы думаете, почему именно эти буквосочетания я взяла для чистописания? (Из них можно составить слова).



  1. Объявление темы и цели урока.

  • Посмотрите кие же слова получатся? (Основа слова)

  • Что вы знаете об основе слова? (Часть слова без окончания)

  • Что ещё хотите узнать? (Из чего состоит основа слова? У всех ли слов основа одинаковая?)

  • Кто может назвать тему нашего урока? (Основа слова)

  • О чём мы должны узнать на уроке? (Из чего состоит основа слова?)



  1. Повторение изученного материала.

Игра «Крестики – нолики».

  • Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики – нолики». Для игры находится у каждого из вас. А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и, если вы ним согласны, в клеточке ставите +, если не согласны – 0. Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. Итак, начинаем.

  1. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)

  2. Верно ли, что у слов телега и телеграмма одинаковый корень? (-)

  3. Корень – это главная часть предложения. (-)

  4. Окончание – изменяемая часть слова.(+)

  5. Основа – это часть речи.(-)

  6. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

  7. Окончание помогает образовывать новые слова. (-)

  8. Основа – часть слова без окончания. (+)

  9. Окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях. (+)



  • Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.



+

0

0

+

0

+

0

+

+



  • У кого нет ошибок?



  1. Работа с основами однокоренных слов и формы слов.



  1. Словарная работа.

Прочитайте слова: основы, основной, основе, основать, основу, основу, основа, основание, основой.

Попробуйте разделить эти слова на две группы.

основа основа

основной основы

основание основе

основать основу

основой

  • Как делили на группы?

  • Какие условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными?

  • Объясните значения слов первой группы. (Если затрудняются – помогу)

Основа – 1)опорная часть предметов, остов; 2)источник, главное ;3)исходные, главные положения чего-нибудь; 4)продольные нити ткани, переплетающиеся с уткой; 5)вся часть слова без окончания.

Основной – наиболее важный, главный.

Основание – 1)опорная часть предмета, сооружения; 2)в математике: сторона геометрической фигуры или грань геометрического тела; 3)главное, на чём строится что-то; 4)причина, повод.

Основать - положить начало чему – нибудь, учредить.

  1. Сравнение основ в однокоренных словах и формах слова.

  • Чем похожи эти группы? ( Корень одинаковый)

  • Чем отличаются?

  • Как можно назвать первую группу слов? Выделите корень в этих словах.

  • Вторую?

  • Выделите окончания в словах.

  • В словах какой группы это легче сделать? Почему?

  • Сможете выделить основу в словах? Попробуйте это сделать.

  • Что можете сказать об основах однокоренных слов?

  • Что можно сказать об основах разных форм одного и того же слова?

  • Продолжите высказывания:

В однокоренных словах основы ( одинаковы, различны).

В разных формах одного и того же слова основы (одинаковы, различны).

Вывод повторяем несколько раз.

Физкультминутка.

  1. Наблюдения над словами, одинаково звучащими, но не однокоренными.

Упражнение 25, стр.110 учебника.

  • Прочитайте задание учебника.

  • Выполните его самостоятельно.

  • Какие пары слов выписали? (ком – комок, лимон – лимонад, осинка – подосиновик)

  • Выделите в них основу и окончание.

  • Одинаковы ли в этих словах основы?

  • Повторите вывод, который мы уже делали. В однокоренных словах основы различны.

  • Объясните, почему вы не выписали пары парта – парк, оса – ослик?

  • Какие же условия должны соблюдаться, чтобы слова были однокоренными? (1) слова должны быть сходны по смыслу; 2) иметь одинаковый корень)

  • Подберите однокоренные слова к словам оса и ослик – по четвёркам. Выделите в них основу и окончание.

  • Какие же основы в однокоренных словах? В однокоренных словах основы различны.



  1. Итог урока.

  • Подведём итог нашей работы на уроке.

  • Над какой темой работали?

  • На какие вопросы ответили? ИЛИ что узнали об основе?

  • Что такое основа слова?

  • Что узнали о месте основы в слове?

  • Какую роль выполняет основа в слове?

  • Где можете использовать полученные знания?

  • Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:

Опора, фундамент у слова – основа.

В ней смысл заключён и понятно нам слово.

Приставка и суффикс к ней в гости приходят,

А корень живёт, никуда не уходит.

VIII. Рефлексия.

- Составьте слово по подсказкам.

1. В слове есть окончание и основа. Она состоит из трёх частей

2. Корень тот же, что в словах: обмен, меняла, изменить.

3. В приставке две буквы «е».

4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка.

5. Окончание - первая буква алфавита.

Перемена

  • А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Основа слова"

Автор: Александрова Вера Аркадьевна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства