Урок русского языка в 6 классе.
Тема «Притяжательные местоимения».
Цели:
1. Расширить представление о местоимении как части речи. Познакомить с притяжательным разрядом, его особенностями.
2. Учить работать с тестами.
3. Прививать интерес к предмету.
I. Повторение изученного материала.
…Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.
А.А.Реформатский
(слово «местоимения» временно закрыто)
-О каких словах идёт речь?
- Что такое местоимение ?
-Какие местоимения мы уже изучили?
-Назовите личные местоимения.
-Что интересного вы можете сообщить о возвратном местоимении?
-Проведём тест по повторению.(Ответить на первых 3 вопроса)
Тест
Начало формы 1. | Какое местоимение не имеет именительного падежа? | | нам | | себя | | тебе |
|
2. | Катя любит себя. Определите падеж местоимения | | в родительном падеже | | в винительном падеже | | в именительном падеже |
|
3. | Начальная форма местоимения нас. | | вы | | они | | мы |
|
4. | Определите разряд местоимения твой | | личное | | определительное | | притяжательное |
|
| 5. | Определите разряд местоимения в предложении Его книги лежали на столе. | | | притяжательное | | | личное | | | Указательное | Начало формы 6. | В каком ряду все слова являются местоимениями? | | ничего, разнообразный, чей, схожий; | | свой, собственный, чужой, никаких; | | кто-то, другой, никакой, который; |
| 7. | Укажите ряд с притяжательными местоимениями. | | | | мой, заячий, лисий; | | чей, свой, кошачий; | | себя, рыбачий, наш; |
|
|
|
|
|
|
|
|
| | её, твой, свой; |
| | нас, вас, ваш. |
II. Изучение нового материала.
-Сегодня мы будем изучать 3-ий разряд местоимений- притяжательные. Запишите тему.
-Приходилось ли вам раньше встречать слово притяжательные?
(Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какому – либо лицу или животному
Маме- мамин,
отцу- отцов,
лисе- лисий.
- Дайте определение притяжательным местоимениям, исходя из их названия. (Обозначают принадлежность предмета лицу)
принадлежит мне - мой, принадлежит ему- его,}
тебе- твой, принадлежит ей- её, } наряду с личными
себе- свой, принадлежит им- их. }
нам- наш,
вам – ваш, Обратите внимание: эти 3 местоимения могут быть
и личными, и притяжательными!
-С формами местоимений её, его, их составьте пары предложений так, чтобы в одном случае это было бы личное местоимение, а в другом- притяжательное.
(Например, Его пригласили в кино. Пригласили кого? Его.
Его пальто висело в шкафу. Пальто чьё? Его.
Обращаю ваше внимание на употребление формы их в притяжательном значении
Просклоняем в словосочетании:
Им.п. их работа
Р.п. их работы
Д.п. их работе
В.п. их работу
Т.п. их работой
П.п. об их работе
III. Закрепление материала.
1.Работа по учебнику.
Упр. 666. Найти местоимения, указать их разряд. –Какими членами предложения являются?
2. Работа с предложением.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
И.С.Тургенев.
- Какова основная мысль высказывания.
- На какой вопрос отвечает слово наш? Что обозначает?
- Каким членом предложения является?
3. Тренировочные упражнения.
а) Раскройте скобки, выбрав подходящее по смыслу местоимение.
Всё это я видел (мой/свой глаза). (Моя/своя ноша) не тянет.
Петя встретил (мой/свой друг).
б) Для шутки – минутка.
1. Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты).
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)
3. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым
скромным? ( Я – всегда говорит о себе, но в алфавите последнее).
4. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справ
налево? ( Он – но).
5. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному
местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты к вы).
6. Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам? (Свой.)
7. Придумайте три фразеологизма, чтобы в них входили местоимения, и объясните значение фразеологизмов.
Например:
зарубить себе на носу,
бог с тобой,
не в своей тарелке,
ни в какие ворота,
отправиться на тот свет,
на каждом шагу,
взять себя в руки и т.д.)
IV.Проверка усвоения материала.
Выполнение остальных тестов.( 4-7)
V. Итог.
-Что такое местоимения?
- Какие притяжательные местоимения вы знаете? Что они обозначают?
- Какие три местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (Его, ее, их.)
VI. Выставление оценок после проверки тестов.