"Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имён существительных" 4 класс.
"Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имён существительных" 4 класс.
Тема: «Три склонения имен существительных».
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Автор учебника: Канакина В.П.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
ЦЕЛЬ: дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка, любви к родине и своей семье.
УУД формируемые на уроке:
Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, рабочий лист ученика, учебник, тетради.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имён существительных" 4 класс. »
Тема: «Три склонения имен существительных».
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Автор учебника: Канакина В.П.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
ЦЕЛЬ: дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка, любви к родине и своей семье.
УУД формируемые на уроке:
Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Предполагаемые результаты:
Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, рабочий лист ученика, учебник, тетради.
Ход урока:
I. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности. (слайд №2)
Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.(слайд№3)
« Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю», - гласит китайская пословица.
- К чему же призывает нас эта мудрость? ( Как можно больше выполнять работы на уроке)
II. Работа с текстом.
(Дети получили листочки с текстом, один ученик читает текст вслух) (слайд №4)
Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это город, в котором ты родился и вырос. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Это мама и папа, брат и сестра, дочь и сын. Это наш язык, наша родная русская речь. …
- О чем этот текст? ( о Родине)
- О чем рассуждает автор? ( автор рассуждает что такое Родина)
-Найдите в тексте слова, которые определяют это понятие. Что для автора Родина?
(страна, город, небо, поле, люди, мама, папа, брат, сестра, дочь, сын, язык, речь) (слайд №5)
(страна, место где ты родился, люди, природа, семья, наш язык и наша речь)
- А что для нас с вами Родина? (слайд №6)
-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Назовите столицу нашей Родины? (Москва)
- Поселок, в котором мы родились вы выросли – это … (Лысые Горы)
- В какой области он находится? ( Саратовской)
- Почему в конце текста стоит многоточие ? ( Текст не закончен) (слайд №7)
- Как вы думаете, как автор закончил свой текст? (варианты детей)
( Я люблю свою Родину!)
-Как можно определить основную мысль этого текста? ( Нужно любить свою Родину, страну, людей, природу, семью, речь и русский язык.)
Давайте запишем в тетрадь последнее предложение из текста.
- Какое это предложение? ( повествовательное, восклицательное, простое , распространенное)
-Разберите это предложение по членам предложения.
III. Актуализация знаний учащихся.
Работа со словами из текста. (слайд №8)
СТРАНА ГОРОД НЕБО ПОЛЕ ЛЮДИ МАМА ПАПА БРАТ СЕСТРА ДОЧЬ СЫН ЯЗЫК РЕЧЬ РОДИНУ
Перед вами слова, которые помогали нам анализировать текст.
- По какому признаку можно объединить все эти слова? (Каким термином можно назвать?) ( Это существительные)
- Как вы это определили? ( Они отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
2. Игра « Исключи слово»
- Исключи слово, которое отличается от других по 1 грамматическому признаку.
( 1. Люди - оно мн.ч. ) (слайд №9-11)
- Как изменяются имена существительные по числам? (один предмет - ед.ч, несколько предметов – мн.ч.)
(2. Родину - оно не в форме И.п.) (слайд №12-13)
-Определите падеж этого существительного. (В.п.)
- Вспомните падежи русского языка. (ответы уч-ся)
IY. Определение темы урока. Целеполагание.
3. Группировка слов.
- По какому признаку можно поделить слова на 3 группы?
По родам.
Ж. р . М.р. С.р.
она моя он мой оно моё
(слайд №14)
По окончаниям (слайд №15-17)
Мама ж.р город м.р. дочь ж.р.
Сестра ж.р. брат м.р. речь ж.р.
Папа м.р. сын м.р.
Родина ж.р. язык м.р.
небо с.р.
поле с.р.
- Какое затруднение вы испытали?
- Известен ли вам признак по которому распределены слова?
Это новый признак – тип склонения.
-Как вы думаете какая же тема нашего урока?
(Знакомство с группами склонения имен существительных)
-Сколько же будет таких групп? (наверное, три)
-Какие у вас возникли вопросы? ( Почему именно так разбиты слова на группы?)
Y.Физминутка. (слайд №18 )
YI. Работа в группах.
1. Исследование. (слайд №18)
Вы сегодня выступаете в роли ученых. Какова цель вашей работы? Узнать почему слова город, брат, сын, язык, небо, поле оказались в одной группе? По какому признаку? И почему групп 3? Организуются 3 группы учащихся. Каждая группа получает карточку исследования. 1. Просклоняйте имена существительные, распределив их между членами группы. 2. Найдите существительные с однотипными окончаниями. Помни о вариативности окончаний. 3. Определите признаки этих существительных, выдели окончания в н.ф. 4. Сделайте вывод.
2. Интерпретация полученных данных. Представители групп озвучивают выводы, которые записываются кратко на доске. (слайд № 20-21)
-Подтвердилась ли наша гипотеза? -Да. Существительные делятся на группы. Таких групп три.(слайд№24-25)
3. Подтверждение полученных выводов в учебнике стр.89
С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Подписываем склонение. (слайд №26)
1 скл. - сущ. м.р. и ж.р. –а, -я;
2 скл. - М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е;
3 скл. - Ж.р. с ь на конце.
Сколько же всего в русском языке склонений ? (3)
И последний этап нашего исследования – составление алгоритма.
Как определяем тип склонения?
АЛГОРИТМ (слайд №27)
1. определяем род
2. выделяем окончание
3. определяем склонение
YII. Первичное закрепление. (слайд №28-35)
Попробуем устно определить склонение по алгоритму.
1. на доске написаны существительные, определите склонение.
Доброта, мир, дружба, мужество, чуткость, ласка, счастье. - Молодцы.
2) Игра. ( слова на карточках)
Работать будем по рядам. Запишите существительные, правильно распределяя по склонениям. 1ряд выписывает слова 1 склонения, 2ряд слова 2склонения, 3ряд слова 3склонения.
ДОМ УЛИЦА ПОСЕЛОК СЕМЬЯ ПРЕЗИДЕНТ РАДОСТЬ ГРУСТЬ
YIII. Итог урока. Рефлексия.(слайд №36)
- Что мы сегодня делали на уроке?
-Какие группы имен существительных мы выделили?
- Что это за группы?
О чем был текст, с которым мы работали?
Наша Родина Россия. А кто из вас знает какое дерево является символом России?
( Слайд №37)
Давайте вырастим свою березку. Перед вами на столе 3 березовых листочка. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать выберите желтый цвет. Ну а кому было совсем не интересно, и он ничего не понял на уроке, выберите красный цвет. Прикрепите листочки магнитами на доску.
( Пока дети прикрепляют свои листочки звучит фрагмент песни « Где ты появился на свет») (слайд №38-41)
Молодцы, я вижу, что урок вам понравился.
На память о нашем уроке подарки гостям. (слайд №42)
IX. Домашнее задание. Написать небольшой текст на тему: Моя улица. Мой поселок. Моя семья.