kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имён существительных" 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Три склонения имен существительных».

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Автор учебника: Канакина В.П.

 Тип урока: Урок открытия новых знаний.

ЦЕЛЬ:  дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном                                                              числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду,  развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка, любви к родине и своей семье.

УУД  формируемые на уроке:

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры,  стремление к красоте, нравственности.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: -  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию,  осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,  осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Предполагаемые  результаты:

Предметные:  овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения  к природе.

Оборудование:  компьютер, мультимедиапроектор, презентация, рабочий лист ученика, учебник, тетради. 

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имён существительных" 4 класс. »

Тема: «Три склонения имен существительных».

Класс: 4

УМК: «Школа России»

Автор учебника: Канакина В.П.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

ЦЕЛЬ:  дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, развивать исследовательские навыки, память, логическое мышление, воспитывать интерес к урокам русского языка, любви к родине и своей семье.

УУД формируемые на уроке:

Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, стремление к красоте, нравственности.

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные: - осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Предполагаемые результаты:

Предметные: овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Метапредметные: определение общей цели и путей ее достижения, готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Личностные: формирование эстетических чувств, доброжелательности эмоциональной отзывчивости, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, рабочий лист ученика, учебник, тетради.

Ход урока:

I.  Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности. (слайд №2)

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.(слайд№3)

« Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю», - гласит китайская пословица.

- К чему же призывает нас эта мудрость? ( Как можно больше выполнять работы на уроке)

II. Работа с текстом.

(Дети получили листочки с текстом, один ученик читает текст вслух) (слайд №4)



Что такое Родина? Родина – это страна, в которой ты живешь. Это город, в котором ты родился и вырос. Это ясное небо и чистое поле. Родина – это люди, которые тебя окружают. Это мама и папа, брат и сестра, дочь и сын. Это наш язык, наша родная русская речь. …

- О чем этот текст? ( о Родине)

- О чем рассуждает автор? ( автор рассуждает что такое Родина)

-Найдите в тексте слова, которые определяют это понятие. Что для автора Родина?

(страна, город, небо, поле, люди, мама, папа, брат, сестра, дочь, сын, язык, речь) (слайд №5)



(страна, место где ты родился, люди, природа, семья, наш язык и наша речь)

- А что для нас с вами Родина? (слайд №6)


-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

- Назовите столицу нашей Родины? (Москва)

- Поселок, в котором мы родились вы выросли – это … (Лысые Горы)

- В какой области он находится? ( Саратовской)

- Почему в конце текста стоит многоточие ? ( Текст не закончен) (слайд №7)


- Как вы думаете, как автор закончил свой текст? (варианты детей)

( Я люблю свою Родину!)

-Как можно определить основную мысль этого текста? ( Нужно любить свою Родину, страну, людей, природу, семью, речь и русский язык.)

Давайте запишем в тетрадь последнее предложение из текста.

- Какое это предложение? ( повествовательное, восклицательное, простое , распространенное)

-Разберите это предложение по членам предложения.

III. Актуализация знаний учащихся.

  1. Работа со словами из текста. (слайд №8)

СТРАНА ГОРОД НЕБО ПОЛЕ ЛЮДИ МАМА ПАПА БРАТ СЕСТРА ДОЧЬ СЫН ЯЗЫК РЕЧЬ РОДИНУ

Перед вами слова, которые помогали нам анализировать текст.

- По какому признаку можно объединить все эти слова? (Каким термином можно назвать?) ( Это существительные)

- Как вы это определили? ( Они отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

2. Игра « Исключи слово»

- Исключи слово, которое отличается от других по 1 грамматическому признаку.

( 1. Люди - оно мн.ч. ) (слайд №9-11)

- Как изменяются имена существительные по числам? (один предмет - ед.ч, несколько предметов – мн.ч.)

(2. Родину - оно не в форме И.п.) (слайд №12-13)

-Определите падеж этого существительного. (В.п.)

- Вспомните падежи русского языка. (ответы уч-ся)


IY. Определение темы урока. Целеполагание.

3. Группировка слов.

- По какому признаку можно поделить слова на 3 группы?

По родам.

Ж. р . М.р. С.р.

она моя он мой оно моё

(слайд №14)

По окончаниям (слайд №15-17)


Мама ж.р город м.р. дочь ж.р.

Сестра ж.р. брат м.р. речь ж.р.

Папа м.р. сын м.р.

Родина ж.р. язык м.р.

небо с.р.

поле с.р.

- Какое затруднение вы испытали?

- Известен ли вам признак по которому распределены слова?

Это новый признак – тип склонения.

-Как вы думаете какая же тема нашего урока?

(Знакомство с группами склонения имен существительных)

-Сколько же будет таких групп? (наверное, три)

-Какие у вас возникли вопросы? ( Почему именно так разбиты слова на группы?)

Y.Физминутка. (слайд №18 )



YI. Работа в группах.

1. Исследование. (слайд №18)

Вы сегодня выступаете в роли ученых. Какова цель вашей работы?
Узнать почему слова город, брат, сын, язык, небо, поле оказались в одной группе? По какому признаку? И почему групп 3?
Организуются 3 группы учащихся. Каждая группа получает карточку исследования.
1. Просклоняйте имена существительные, распределив их между членами группы.
2. Найдите существительные с однотипными окончаниями. Помни о вариативности окончаний.
3. Определите признаки этих существительных, выдели окончания в н.ф.
4. Сделайте вывод.


2. Интерпретация полученных данных.
Представители групп озвучивают выводы, которые записываются кратко на доске. (слайд № 20-21)

Сравниваем, отбрасываем несущественные признаки.(слайд №22-23)


-Подтвердилась ли наша гипотеза?
-Да. Существительные делятся на группы. Таких групп три.(слайд№24-25)


3. Подтверждение полученных выводов в учебнике стр.89

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Подписываем склонение. (слайд №26)

1 скл. - сущ. м.р. и ж.р. –а, -я;

2 скл. - М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е;

3 скл. - Ж.р. с ь на конце.

Сколько же всего в русском языке склонений ? (3)



И последний этап нашего исследования – составление алгоритма.

Как определяем тип склонения?



                               АЛГОРИТМ (слайд №27)



1. определяем род

2. выделяем окончание

3. определяем склонение


YII. Первичное закрепление. (слайд №28-35)

Попробуем устно определить склонение по алгоритму.

    1. на доске написаны существительные, определите склонение.

Доброта, мир, дружба, мужество, чуткость, ласка, счастье.
- Молодцы.

2) Игра. ( слова на карточках)

Работать будем по рядам. Запишите существительные, правильно распределяя по склонениям. 1ряд выписывает слова 1 склонения, 2ряд слова 2склонения, 3ряд слова 3склонения.

ДОМ УЛИЦА ПОСЕЛОК СЕМЬЯ ПРЕЗИДЕНТ РАДОСТЬ ГРУСТЬ

YIII. Итог урока. Рефлексия.(слайд №36)

- Что мы сегодня делали на уроке?

-Какие группы имен существительных мы выделили?

- Что это за группы?

О чем был текст, с которым мы работали?

Наша Родина Россия. А кто из вас знает какое дерево является символом России?

( Слайд №37)



Давайте вырастим свою березку. Перед вами на столе 3 березовых листочка. Кому было все понятно и интересно работать на уроке, выберите зеленый цвет. Кому нужно немного доработать выберите желтый цвет. Ну а кому было совсем не интересно, и он ничего не понял на уроке, выберите красный цвет. Прикрепите листочки магнитами на доску.

( Пока дети прикрепляют свои листочки звучит фрагмент песни « Где ты появился на свет») (слайд №38-41)



Молодцы, я вижу, что урок вам понравился.

На память о нашем уроке подарки гостям. (слайд №42)



IX. Домашнее задание. Написать небольшой текст на тему: Моя улица. Мой поселок. Моя семья.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имён существительных" 4 класс.

Автор: Москалик Любовь Владимировна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "три склонения имён существительных "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-1"
    ["file_id"] => string(6) "169023"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423330292"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Обобщение по теме «Три склонения имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(68) "obobshchieniie-po-tiemie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "130455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415900188"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677849"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "108022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403536877"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства