осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Ученик научится определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.
Средства обучения - учебник, презентация.
карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, сканер, учебник, тетрадь, карточки-знаки, веер склонений, лист самооценки.
1. Набойщикова Н. В. Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1-4 классы. Волгоград: Учитель, 2010 г.
2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие по русскому языку. – М.: Детская литература, 2008.
1. http://allforchildren.ru
2. http://www.rusedu.ru/detail
3. http://iemcko.narod.ru
№ | Этап урока | Цели урока на данном этапе | Ход урока Деятельность учителя | Учебная деятельность учеников | Формирование УУД |
1 | Орг. момент. | Создать условия, способствующие оптимальной включенности в работу, мотивировать к учебной деятельности. | Проверка готовности к уроку. -Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись И друг другу улыбнулись. Оформление рабочей записи. - Откройте тетради, запишите число 8 февраля, классная работа. | Настрой на учебную деятельность. Запись в тетради числа, классная работа. | Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя |
2 | Работа над каллиграфией слайд 2 | Отработать навык правильного каллиграфического письма. | - Сегодня мы будем отрабатывать соединения с буквой р: ер ор оро город дорога сердце 1.Анализ элементов буквы. 2. Анализ соединений. 3. Показ учителем. 4. Чтение и запись слов. - Указать орфограммы в данных словах на доске (карточки орфограмм). - Назвать общие признаки слов. - Чем различны слова? | Списывание образца с доски. Сравнивают слова, выделяют орфограммы, определяют вид орфограмм и находят соответствующие карточки. (имена сущ. ед.ч. И.п.) (м.р., ж.р., ср.р.) | Регулятивные УУД: умение осуществлять действия по образцу Познавательные УУД: анализ, выбор основания для сравнения, классификация объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую ( в символ). |
3 | Повторение о падежах, орфограммах. Письмо по памяти. Слайд 3,4 | Умение соотносить части пословиц, видеть орфограммы, определять падеж существительных | Собрать пословицы. Назвать орфограммы. -сердце матери -лучше сладкой лжи -горькая правда -лучше солнца греет Записать по памяти одну пословицу, указать падеж сущ-х. | Составляют пословицы, объясняют их смысл, находят орфограммы. Запись по памяти. указывают падеж сущ. Взаимопроверка. | Познавательные УУД: умение строить устные высказывания ; анализ объектов с целью установления смысла пословиц. Коммуникативные УУД: умение работать в паре, проверять работу соседа. Регулятивные УУД: умение запоминать, видеть ошибку. |
4 | Актуализация имеющих знаний. Постановка цели урока. Слайд 5 | Актуализировать имеющиеся знания по определению падежа существительных Умение выделять проблему. | Изучение нового материала. (Слайд) Найти имена сущ-е в предложении. Определить падеж у слов по улице, по площади. Автобус едет по улице Кирова и по площади Пионерии. (Д.п.) - Падеж и предлог у слов одинаковый, почему же окончания различны? - Какова цель сегодняшнего урока? | Версии учащихся. Дети формируют цели и задачи. (Выяснить, отчего зависит окончание сущ-х в косвенных падежах.) | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно готовность к преодолению трудностей; умение формулировать тему и цель урока Познавательные УУД: формулирование проблемы.
|
5 | Изучение нового материала. Решение проблемы. Введение нового материала, постановка проблемы, поиск ее решения выход из проблемной ситуации. Слайд 6-7 | Выбор способов действия, разрешения проблемной ситуации | (на слайде слова) Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь. - Прочитайте слова, найдите общее. - Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания: - Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я. - Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я. - Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. - Выделите в них окончания. - Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. - Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? См. слайд - По каким признакам мы сгруппировали существительные? - Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению. | Исследовательская работа, использование алгоритма для решения проблемы. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже) (Вода, земля) (Юра, дядя) (Стол, конь) (Окно, море) (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце) (По роду и окончанию) - С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. | Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем, творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации, создание алгоритмов деятельности при решении проблемы; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения; умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог. Личностные УУД: готовность открыто выражать свою позицию |
6 | Динамическая пауза (релаксация) | Снизить нервно-психическую нагрузку, усталость глаз. | Слайд 8 Организация отдыха с музыкой. | Выполнение упражнений для глаз | |
7 | Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного. Слайд 9 | Отработка умения определять склонение существительных, разбирать существительное как части речи. | - Как определить склонение имени существительного в именительном падеже? Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Образец рассуждения - таблица. Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения. | Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение. | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов, умение структурировать знания. Регулятивные УУД: умение составлять алгоритм и последовательность действий; готовность к преодолению трудностей. Личностные УУД: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат. |
8 | Первичное закрепление. Воспроизведение изученного материала. Слайд 10 | Тренировать способность к самоконтролю. | Упражнение в определении склонения имен существительных. Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо. | Для определения склонения используют веер. | Познавательные УУД: формирование умений работать с информацией. Коммуникативные УУД: контроль и оценка процесса выполнения работы, рефлексия своих действий. |
9 | Разноуровневая самостоятельная работа. | Умение применить полученные знания на практике. Организация самостоятельной работы учащихся (раздаточный материал). | - Теперь проверим, как каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Взаимопроверка. Проверка с помощью сканера по одной работе каждого варианта. Анализ ошибок. | Самостоятельная работа с последующий проверкой (раздаточный материал), анализ допущенных ошибок. 1 группа: Запиши слова в 3 столбика: Акварель, болото, альбом, беседка, кастрюля, ладонь, автобус. 2 группа: Выпиши из словаря учебника с.124 по 2-3 слова каждого склонения. | Регулятивные УУД: формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД: способность к осознанию и усвоению содержания. |
10 | Итог урока. Слайд 11 | | - Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания? - С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных? Повторите алгоритм, по которому вы будете работать дома. | (Существительное улица -первого склонения, существительное площадь - третьего склонения) (Чтобы правильно писать окончания существительных) | Регулятивные УУД: констатация достижения поставленной цели. |
11 | Рефлексия учебной деятельности на уроке слайд 12 | Зафиксировать достижения поставленных целей, оценить собственную деятельность. | Систематизация знаний на уроке. | Дети подводят итоги своей работы на уроке, устанавливают причинно- следственные связи. Используется рефлексивный экран: · было интересно… · было трудно… · я понял, что… · теперь я могу… · я почувствовал, что… · я научился… · у меня получилось … · я смог… · я попробую… · меня удивило… · мне захотелось… | Личностные УУД: адекватная самооценка результата своей деятельности. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение. |
12 | Домашнее задание Слайд 13 | Обсудить и записать домашнее задание | Упр.283 или 285 (по выбору) | Запись д/з в дневник. | Регулятивные УУД: составление плана и определение последовательности действий |