kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение по теме «Три склонения имён существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам конспект урока русского языка для учащихся 4 класса по теме «Три склонения имён существительных». Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Это конспект урока, направленного на совершенствование знаний, умений, навыков определения склонения имён существительных по их окончаниям.Урок с использованием практической работы (исследовательский момент), игрового материала. Направлен на развитие логического, образного мышления у учащихся, расширение знаний в области фонетики, воспитание бережного отношения к языкуВ ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС с испьзованием Сингапурских структур.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Три склонения имён существительных» »

Тема : Обобщение по теме «Три склонения имён существительных»

Цель: закрепить представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;

- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; - развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;

- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;

- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)

2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила.(«могу»)

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои предположения.

II.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило..

структура сималтиниус раунд тэйбл

Посмотрите пожалуйста на доску. На доске записано предложение:

Ребята гуляли по улице Кирова и по площади Ленина.

Что общего у этих существительных? (они употреблены с предлогом по и стоят в дательном падеже). Чем отличаются (они имеют разные окончания). Что же нам предстоит сделать сегодня на уроке (сегодня на уроке нам предстоит повторить, почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном падеже, употреблены с одним предлогом)?

Посмотрите на тему нашего урока: «Три склонения имён существительных» Что мы с вами должны повторить сегодня на уроке об имени существительном? (что такое три склонения имён существительных или, по каким признакам существительные можно разделить на три склонения) А что такое склонение (изменение существительных по падежам)?

Прежде чем начать работу по теме урока, давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят (план на доске).


На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.

  1. Создание проблемной ситуации

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации нового материала;

.

Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Каждая группа получает задание. Разделите эти слова на группы.

Что вы заметили (эти существительные мы изменяли по падежам на прошлом уроке и составляли карточку)?

По каким признакам вы их разделили? (Выслушиваются разные ответы: по родам, по одушевлённости, неодушевлённости, есть окончания или нет, по сходству падежных окончаний). Сколько групп у вас получилось? Какие это группы?

1 группа

падеж

газета

ученик

степь

папа

печь

окно

И.п.

- а




Р.п.

Д.п.

В.п.



Т.п.

-ой

-ом

-ой

-ом

П.п.

2 группа

падеж

вода

конь

смелость

Юра

честь

море

И.п.

- а



- а


Р.п.

Д.п.

В.п.



Т.п.

-ой

-ем

-ой

-ем

П.п.

3 группа

падеж

деревня

угол

вещь

дядя

храбрость

зерно

И.п.




Р.п.

Д.п.

В.п.




Т.п.

-ей

-ом

-ей

-ом

П.п.


Все ответы верные, но сейчас для работы возьмём деление по одинаковым падежным окончаниям.

Какие существительные вы отнесли к 1 группе. (газета, папа).Почему? Какого рода получились слова? (ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных? (а)

А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (вода, Юра). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(слова деревня, дядя, м.р. и ж.р., но окончания я.) Это произошло потому что основа заканчивается на мягкий согласный.

Какие ко 2 группе? Почему? Какого рода получились слова? (м.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое и окончание о). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (конь, море , с окончаниями нулевым и е). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(угол, зерно.)

Какие к 3 группе?(степь, печь) Почему? Какого рода получились слова? (ж.р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (смелость, честь). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(вещь, храбрость).

Значит , имена существительные можно разбить на три группы. По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение,

3 склонение

1 скл.

ж.р., м.р.

-а, -я

Газета

Папа

Вода

Юра

Деревня

Дядя

2 скл.

м.р.

ср.р.-о, -е

Ученик

Окно

Конь

Море

Угол

Зерно

3 скл.

ж.р.

степь

печь

смелость

честь

вещь

храбрость





Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы распределили существительные по группам. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр.88 один ученик читает в слух, остальные следят по тексту)

А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?

Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Склонение не может перейти из одного склонения в другое.



  1. Физкультминутка

А теперь составим алгоритм определения склонения:

1.






2.

Выдели окончание









  1. Первичное закрепление.

Цель: тренировать способность к применению правила

Словарная работа (проверка работы в парах) структура финк-райт раунд робин

Открыли тетради. Записали число, классная работа. А сейчас проверим, как вы закрепили данную тему.

Запишите, пользуясь алгоритмом слова под диктовку в 3 столбика по склонениям. Дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея.

Что вы заметили? (Это словарные слова) подчеркните непроверяемые орфограммы.

Проверьте работу в парах по образцу.


  1. Самостоятельная работа (дифференцированные задания)

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить свое умение применять изученное правило

Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания на выбор.

Задание 1

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.

Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река


1 скл. 2 скл. 3 скл.

_____________________________________________________________________

Задание 2


Задание 3

Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.


суббота

товарищ

радость

аллея

город

товарищ

дорога

уголь

честь

билет

яблоко

медаль

деревня

малина

смелость

автомобиль

лагерь

словарь


Задание 4

Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.

2 скл 1 скл

Коршун высматривает добычу.

Давайте проверим работу. Оцените свою работу в оценочных листах.

  1. Рефлексия структура инсайд-аутсайд сёкл

Цель: оценить результаты собственной деятельности;

О чём мы сегодня узнали на уроке (сущ. бывают трёх склонений)? По какому признаку слова делят на три склонения (по сходству падежных окончаний)?

Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (сущ . улица- 1скл., сущ. площадь- 3 скл. ) С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных (чтобы правильно писать окончания существительного)?

Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?

«?» - не всё понял, нужна помощь

«+» - урок понравился

«!» - всё понял, было интересно

  1. Задание на дом.

Выучить правило на стр. 88

По выбору: упр169 или 168


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение по теме «Три склонения имён существительных»

Автор: Хакимуллина Раиля Фаиковна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Обобщение. Три склонения имён существительных"
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchieniietrisklonieniiaimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "292918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455372948"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) ""Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имён существительных" 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244029"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445871802"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Склонения имён существительных "
    ["seo_title"] => string(39) "sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "160207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422014124"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Первое склонение имён существительных"
    ["seo_title"] => string(48) "piervoie_sklonieniie_imion_sushchiestvitiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "442019"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512360448"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "конспект урока русского языка на тему "Три склонения имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "192340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427451647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства