Обобщение по теме «Три склонения имён существительных»
Обобщение по теме «Три склонения имён существительных»
Предлагаю вам конспект урока русского языка для учащихся 4 класса по теме «Три склонения имён существительных». Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Это конспект урока, направленного на совершенствование знаний, умений, навыков определения склонения имён существительных по их окончаниям.Урок с использованием практической работы (исследовательский момент), игрового материала. Направлен на развитие логического, образного мышления у учащихся, расширение знаний в области фонетики, воспитание бережного отношения к языкуВ ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС с испьзованием Сингапурских структур.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)
2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила.(«могу»)
Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои предположения.
II.Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило..
структура сималтиниус раунд тэйбл
Посмотрите пожалуйста на доску. На доске записано предложение:
Ребята гуляли по улице Кирова и по площади Ленина.
Что общего у этих существительных? (они употреблены с предлогом по и стоят в дательном падеже). Чем отличаются (они имеют разные окончания). Что же нам предстоит сделать сегодня на уроке (сегодня на уроке нам предстоит повторить, почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном падеже, употреблены с одним предлогом)?
Посмотрите на тему нашего урока: «Три склонения имён существительных» Что мы с вами должны повторить сегодня на уроке об имени существительном? (что такое три склонения имён существительных или, по каким признакам существительные можно разделить на три склонения) А что такое склонение (изменение существительных по падежам)?
Прежде чем начать работу по теме урока, давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят (план на доске).
На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
Создание проблемной ситуации
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации нового материала;
.
Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Каждая группа получает задание. Разделите эти слова на группы.
Что вы заметили (эти существительные мы изменяли по падежам на прошлом уроке и составляли карточку)?
По каким признакам вы их разделили? (Выслушиваются разные ответы: по родам, по одушевлённости, неодушевлённости, есть окончания или нет, по сходству падежных окончаний). Сколько групп у вас получилось? Какие это группы?
1 группа
падеж
газета
ученик
степь
папа
печь
окно
И.п.
- а
-а
-о
Р.п.
-ы
-а
-и
-ы
-и
-а
Д.п.
-е
-у
-и
-е
-и
-у
В.п.
-у
-а
-у
-о
Т.п.
-ой
-ом
-ю
-ой
-ю
-ом
П.п.
-е
-е
-и
-е
-и
-е
2 группа
падеж
вода
конь
смелость
Юра
честь
море
И.п.
- а
- а
-е
Р.п.
-ы
-я
-и
-ы
-и
-я
Д.п.
-е
-ю
-и
-е
-и
-ю
В.п.
-у
-я
-у
-е
Т.п.
-ой
-ем
-ю
-ой
-ю
-ем
П.п.
-е
-е
-и
-е
-и
-е
3 группа
падеж
деревня
угол
вещь
дядя
храбрость
зерно
И.п.
-я
-я
-о
Р.п.
-и
-а
-и
-и
-и
-а
Д.п.
-е
-у
-и
-е
-и
-у
В.п.
-ю
-ю
-о
Т.п.
-ей
-ом
-ю
-ей
-ю
-ом
П.п.
-е
-е
-и
-е
-и
-е
Все ответы верные, но сейчас для работы возьмём деление по одинаковым падежным окончаниям.
Какие существительные вы отнесли к 1 группе. (газета, папа).Почему? Какого рода получились слова? (ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных? (а)
А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (вода, Юра). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(слова деревня, дядя, м.р. и ж.р., но окончания я.) Это произошло потому что основа заканчивается на мягкий согласный.
Какие ко 2 группе? Почему? Какого рода получились слова? (м.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое и окончание о). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (конь, море , с окончаниями нулевым и е). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(угол, зерно.)
Какие к 3 группе?(степь, печь) Почему? Какого рода получились слова? (ж.р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (смелость, честь). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(вещь, храбрость).
Значит , имена существительные можно разбить на три группы. По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение,
3 склонение
1 скл.
ж.р., м.р.
-а, -я
Газета
Папа
Вода
Юра
Деревня
Дядя
2 скл.
м.р.
ср.р.-о, -е
Ученик
Окно
Конь
Море
Угол
Зерно
3 скл.
ж.р.
степь
печь
смелость
честь
вещь
храбрость
Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы распределили существительные по группам. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр.88 один ученик читает в слух, остальные следят по тексту)
А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?
Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.
Склонение не может перейти из одного склонения в другое.
Физкультминутка
А теперь составим алгоритм определения склонения:
1.
2.
Выдели окончание
Первичное закрепление.
Цель: тренировать способность к применению правила
Словарная работа (проверка работы в парах) структура финк-райт раунд робин
Открыли тетради. Записали число, классная работа. А сейчас проверим, как вы закрепили данную тему.
Запишите, пользуясь алгоритмом слова под диктовку в 3 столбика по склонениям. Дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея.
Что вы заметили? (Это словарные слова) подчеркните непроверяемые орфограммы.
Проверьте работу в парах по образцу.
Самостоятельная работа (дифференцированные задания)
Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить свое умение применять изученное правило
Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания на выбор.
Задание 1
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.
Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.
суббота
товарищ
радость
аллея
город
товарищ
дорога
уголь
честь
билет
яблоко
медаль
деревня
малина
смелость
автомобиль
лагерь
словарь
Задание 4
Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.
2 скл 1 скл
Коршун высматривает добычу.
Давайте проверим работу. Оцените свою работу в оценочных листах.
Рефлексия структура инсайд-аутсайд сёкл
Цель: оценить результаты собственной деятельности;
О чём мы сегодня узнали на уроке (сущ. бывают трёх склонений)? По какому признаку слова делят на три склонения (по сходству падежных окончаний)?
Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (сущ . улица- 1скл., сущ. площадь- 3 скл. ) С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных (чтобы правильно писать окончания существительного)?
Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?