kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме: "Слова действия -предметов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка

2 класс.

(УМК «Школа 2100»)

 

Учитель Т.В.Буланова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь  2013 г.

Тема: Слова – действия предмета.

Целеполагание для учителя: формирование образовательных компетенций учащихся 2 б класса в области русского языка по теме «слова-действия предметов».

Аспект цели: формирование представления о «словах-действиях предметов»

Целеполагание для ученика: буду учиться отличать «слова-действия предметов» от слов-предметов и слов-признаков; буду учиться работать в парах; буду учиться слышать, слушать и видеть, следовать инструкции.

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои  поступки, воспитание чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.
  2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: овладение способом принимать и сохранять учебную задачу; формирование  умения планировать, конкретизировать и оценивать свою деятельность; развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся через театрализацию,  игровые упражнения и рефлексию; способствовать формированию общения одноклассников для поиска способов решения            различных задач, поставленных перед учащимися;  формирование и развитие интеллектуальной автономности учащихся (умения соединять теорию с практикой)
  3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование интереса к русскому через практическую деятельность, развитие умений учащихся различать и употреблять слова-действия в речи.

Оборудование урока (создание информационно-образовательной среды)

  • Компьютер, интерактивная доска
  • Презентация в программе Power Point
  • Карточка- стихотворение
  • Маски для театрализации
  • Лист самооценки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организционно-мотивационный этап

  • Создает эмоциональный настрой

Актуализация знаний

  • Предлагает работу в парах (прочитать стихотворение, выделяя главную мысль) на развитие зрительной памяти
  • Организует беседу на выявление главной мысли стихотворения и определения темы урока
  •  
  • Чтение стихотворения в парах
  • Выразительное чтение стихотворения одним учеником
  • Выделение главной мысли стихотворения
  • Ответы на вопросы учителя

Познавательные УУД

  • Учение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
  • Умение извлекать необходимую информацию для

Регулятивные УУД

  • Способность к волевой саморегуляции

Коммуникативные УУД

  • Умение сотрудничать со сверстниками

Целеполагание  (в сотворчестве с учащимися)

I. Организционно-мотивационный этап.

II.  Целеполагание  (в сотворчестве с учащимися).

1 вариант: работа  в парах.

  • Прочитайте в парах по очереди стихотворение на карточке № 2 и подчеркните карандашом строчку стихотворения, в которой заключена главная мысль.
  • Ученик читает стихотворение выразительно, знакомя гостей со стихотворением
  1. Всему название дано –
    И зверю и предмету,
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных нету.
    И все что может видеть глаз –
    Над нами и под нами –
    И все что в памяти у нас, -
    Означено словами.
  • Какова главная мысль стихотворения? (в окружающем нас мире всё обозначено словами)
  • Какие виды слов вы знаете? (предметы, признаки, действия)
  • Какую группу слов из трех названных мы изучаем в последнее время? (действия)
  • Кто уверенно может сказать про себя: «Я уже научился различать в нашей речи слова - действия»?
  • Что вы знаете?
  • Всё ли мы уже знаем про слова-действия?
  • Определите тему сегодняшнего урока:
  • будем продолжать учиться различать слова действия предметов
  • определять, что выражают слова-действия
  •  ставить  вопросы к словам-действиям
  • Ребята, кто хорошо различает действия –предметов от других слов, будет помогать тем ребятам, кто ещё затрудняется в распознавании слов-действий.

 II. Решение  проблемы.

  • Слуховая память. Я прочитаю стихотворение, а вы должны выписать слова – действия и доказать, почему это действия?

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А  в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков.

  • Какие выписали слова – действия?
  • Это чьи действия? (героини стихотворения)
  • По цепочке читают.
  • Проверка на Слайде 3:выписаны слова и даётся название группе действий – дела.

 

  • Слайд 3. (Таблица)

Дела 

?Ожившие фигуры.

  • 1 вариант: заранее учитель даёт  6 учащимся изготовить атрибуты рода занятий человека и заранее выучить стихотворение.
  • Повар -…, врач - ….., учитель - …, баянист - …, художник - …, портниха - …
  • Учитель просит всех закрыть глаза, прилечь на парту и не подглядывать в ожидании сюрприза
  •  Подготовленные учащиеся одеваются в атрибуты и становятся в позу «Замри». В это время Учитель говорит, что ученые языковеды говорили про слова –действия так: «Они оживляют всё к чему прикоснутся»
  • Откройте глаза, посмотрите, на застывшие фигуры. Наши герои начнут выполнять свои дела только тогда, когда кто-то из вас самый воспитанный, скромный подойдёт, дотронется и назовет действие этого персонажа.
  • Одновременно ведется запись слов – действий в следующий столбик
  • Проверка на Слайде 3:выписаны слова и даётся название группе действий – род действий человека.
  • Почему группу слов назвали не «профессии»? (Шить, рисовать, варить может любой человек)
  • В зависимости от времени персонаж может прочитать стихотворение?

ХУДОЖНИК

Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.

Сергей Чертков

Врач:          Вы должны знать, дети, сами,

                    Что лишь грязными руками

                    Вы болезнь несёте в рот

                    Вместе с хлебом, овощами.

                    А потом вы со слезами

                    Говорите горько маме,

                    Что болит у вас живот.

                    Мойте руки с мылом сами.

                    Вот.

 Повар:             

Мы обеды вам готовим,

 Жарим, парим, кипятим

Что угодно приготовим.

Если только захотим.

 

Учитель всюду вместе с нами,

                    Учитель учит нас добру,

                    Учит чтенью и письму,

                    Рисованью, пенью,

                    А ещё терпенью,

                    Учит честным, смелым быть,

                    Учит Родину любить!

Шью я куртки и штаны, вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,  потому что я…. (портниха)

Напрасно кто-то рассмеётся,

сейчас во многих городах
Уже не знают, как зовётся,  
та, что держу в своих руках.
…………………………………

А было время,  на гармонях
играла  вся  Святая Русь.

Род занятий

Мимика – настроение.

  • Я, думаю, многим тоже захотелось обыграть какого-либо персонажа
  • 1 вариант: учитель раздает карточки с названием настроения, а учащиеся изображают мимикой: Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится
  • Проверка на Слайде 3:выписаны слова и даётся название группе действий – род действий человека.
  • Слайд 2.

Дела

Род занятий

Настроение

  1. Осень (З. Фёдоровская)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

  • У детей стихотворение, читают сам-но в парах.
  • Кто главный герой (героиня) стихотворения? (осень)
  • Что обозначает слово «осень»? (предмет)
  • На какой опрос отвечает слово «осень»? (что?)
  • А почему я вопрос сформулировала с вопросительного слова КТО? Ведь осень предмет-неодушевлённый.
  • Какие действия выполняет осень?
  • Кому могут принадлежать эти действия? (человеку)
  • Такой прием в литературе называется олицетворение?
  •  Слайд 2.

Дела

Род занятий

Настроение

Олицетворение

?Орешник пожелтел

?Клёны зарделись

  • Возьмите карточку и оцените свою работу на уроке.

Карточка –самооценки:

  1. Сегодня на уроке я узнал (ла) (что?)…………………………………………………..
  2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?)……………………………………..
  3. Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать (что?)………………….
  4. Сегодня неожиданным для меня стало (что?)…………………………………….
  5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше

(что сделать?)…………….

  1. Осталось непонятным (что?)………………………………………………………………..
  2. Сегодня на уроке я был (ла) (Каким учеником? Какой ученицей?)…………………………………………………………………………
  3. Д/З подумайте, какие группы ещё слов-действий нам встречаются в окружающем мире. Допишите их на листочке. Устно определите, действия каких предметов они обозначают.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Слова действия -предметов" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»



















Урок русского языка

2 класс.

(УМК «Школа 2100»)



Учитель Т.В.Буланова





















Ноябрь 2013 г.

Тема: Слова – действия предмета.

Целеполагание для учителя: формирование образовательных компетенций учащихся 2 б класса в области русского языка по теме «слова-действия предметов».

Аспект цели: формирование представления о «словах-действиях предметов»

Целеполагание для ученика: буду учиться отличать «слова-действия предметов» от слов-предметов и слов-признаков; буду учиться работать в парах; буду учиться слышать, слушать и видеть, следовать инструкции.

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, воспитание чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

  2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: овладение способом принимать и сохранять учебную задачу; формирование умения планировать, конкретизировать и оценивать свою деятельность; развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся через театрализацию, игровые упражнения и рефлексию; способствовать формированию общения одноклассников для поиска способов решения различных задач, поставленных перед учащимися; формирование и развитие интеллектуальной автономности учащихся (умения соединять теорию с практикой)

  3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование интереса к русскому через практическую деятельность, развитие умений учащихся различать и употреблять слова-действия в речи.

Оборудование урока (создание информационно-образовательной среды)

  • Компьютер, интерактивная доска

  • Презентация в программе Power Point

  • Карточка- стихотворение

  • Маски для театрализации

  • Лист самооценки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организционно-мотивационный этап

  • Создает эмоциональный настрой

Актуализация знаний

  • Предлагает работу в парах (прочитать стихотворение, выделяя главную мысль) на развитие зрительной памяти

  • Организует беседу на выявление главной мысли стихотворения и определения темы урока

  • Чтение стихотворения в парах

  • Выразительное чтение стихотворения одним учеником

  • Выделение главной мысли стихотворения

  • Ответы на вопросы учителя

Познавательные УУД

  • Учение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

  • Умение извлекать необходимую информацию для

Регулятивные УУД

  • Способность к волевой саморегуляции

Коммуникативные УУД

  • Умение сотрудничать со сверстниками

Целеполагание (в сотворчестве с учащимися)


. Организционно-мотивационный этап.

II. Целеполагание (в сотворчестве с учащимися).

1 вариант: работа в парах.

  • Прочитайте в парах по очереди стихотворение на карточке № 2 и подчеркните карандашом строчку стихотворения, в которой заключена главная мысль.

  • Ученик читает стихотворение выразительно, знакомя гостей со стихотворением

  1. Всему название дано –
    И зверю и предмету,
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных нету.
    И все что может видеть глаз –
    Над нами и под нами –
    И все что в памяти у нас, -
    Означено словами.


  • Какова главная мысль стихотворения? (в окружающем нас мире всё обозначено словами)

  • Какие виды слов вы знаете? (предметы, признаки, действия)

  • Какую группу слов из трех названных мы изучаем в последнее время? (действия)

  • Кто уверенно может сказать про себя: «Я уже научился различать в нашей речи слова - действия»?

  • Что вы знаете?

  • Всё ли мы уже знаем про слова-действия?

  • Определите тему сегодняшнего урока:

  • будем продолжать учиться различать слова действия предметов

  • определять, что выражают слова-действия

  • ставить вопросы к словам-действиям

  • Ребята, кто хорошо различает действия –предметов от других слов, будет помогать тем ребятам, кто ещё затрудняется в распознавании слов-действий.


. Решение проблемы.

  • Слуховая память. Я прочитаю стихотворение, а вы должны выписать слова – действия и доказать, почему это действия?


В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

П. Башмаков.



  • Какие выписали слова – действия?

  • Это чьи действия? (героини стихотворения)

  • По цепочке читают.

  • Проверка на Слайде 3:выписаны слова и даётся название группе действий – дела.


  • Слайд 3.

Дела




Стирала




подметала




Пекла




искала




Помыла




купила




Позвала









Ожившие фигуры.

  • 1 вариант: заранее учитель даёт 6 учащимся изготовить атрибуты рода занятий человека и заранее выучить стихотворение.

  • Повар -…, врач - ….., учитель - …, баянист - …, художник - …, портниха - …

  • Учитель просит всех закрыть глаза, прилечь на парту и не подглядывать в ожидании сюрприза

  • Подготовленные учащиеся одеваются в атрибуты и становятся в позу «Замри». В это время Учитель говорит, что ученые языковеды говорили про слова –действия так: «Они оживляют всё к чему прикоснутся»

  • Откройте глаза, посмотрите, на застывшие фигуры. Наши герои начнут выполнять свои дела только тогда, когда кто-то из вас самый воспитанный, скромный подойдёт, дотронется и назовет действие этого персонажа.

  • Одновременно ведется запись слов – действий в следующий столбик

  • Проверка на Слайде 3:выписаны слова и даётся название группе действий – род действий человека.

  • Почему группу слов назвали не «профессии»? (Шить, рисовать, варить может любой человек)

  • В зависимости от времени персонаж может прочитать стихотворение?


ХУДОЖНИК

Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.

Сергей Чертков


Врач: Вы должны знать, дети, сами,

                    Что лишь грязными руками

                    Вы болезнь несёте в рот

                    Вместе с хлебом, овощами.

                    А потом вы со слезами

                    Говорите горько маме,

                    Что болит у вас живот.

                    Мойте руки с мылом сами.

                    Вот.

 Повар:

Мы обеды вам готовим,

 Жарим, парим, кипятим

Что угодно приготовим.

Если только захотим.



Учитель всюду вместе с нами,

                    Учитель учит нас добру,

                    Учит чтенью и письму,

                    Рисованью, пенью,

                    А ещё терпенью,

                    Учит честным, смелым быть,

                    Учит Родину любить!

Шью я куртки и штаны, вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,  потому что я…. (портниха)



Напрасно кто-то рассмеётся, 
сейчас во многих городах
Уже не знают, как зовётся,  
та, что держу в своих руках.
…………………………………

А было время,  на гармонях 
играла  вся  Святая Русь.



Род занятий

человека

Варит

Лечит

Учит

Играет

Рисует

шьёт




Мимика – настроение.

  • Я, думаю, многим тоже захотелось обыграть какого-либо персонажа

  • 1 вариант: учитель раздает карточки с названием настроения, а учащиеся изображают мимикой: Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится

  • Проверка на Слайде 3:выписаны слова и даётся название группе действий – род действий человека.


  • Слайд 2.

Дела

Род занятий

человека

Настроение


Стирала

Варит

Радуется


подметала

Лечит

смеётся


Пекла

Учит

хмурится


искала

Играет

плачет


Помыла

Рисует

улыбается


купила

шьёт

сердится


Позвала










Олицетворение.

  • Осень (З. Фёдоровская)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

  • У детей стихотворение, читают сам-но в парах.

  • Кто главный герой (героиня) стихотворения? (осень)

  • Что обозначает слово «осень»? (предмет)

  • На какой опрос отвечает слово «осень»? (что?)

  • А почему я вопрос сформулировала с вопросительного слова КТО? Ведь осень предмет-неодушевлённый.

  • Какие действия выполняет осень?

  • Кому могут принадлежать эти действия? (человеку)

  • Такой прием в литературе называется олицетворение?


  • Слайд 2.

Дела

Род занятий

человека

Настроение

Олицетворение

Стирала

Варит

Радуется

Осень

подметала

Лечит

смеётся

Разводила

Пекла

Учит

хмурится

Проводила

искала

Играет

плачет

Утешает

Помыла

Рисует

улыбается

Орешник пожелтел

купила

шьёт

сердится

Клёны зарделись

Позвала





  • Возьмите карточку и оцените свою работу на уроке.

Карточка –самооценки:

  1. Сегодня на уроке я узнал (ла) (что?)…………………………………………………..

  2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?)……………………………………..

  3. Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать (что?)………………….

  4. Сегодня неожиданным для меня стало (что?)…………………………………….

  5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше

(что сделать?)…………….

  1. Осталось непонятным (что?)………………………………………………………………..

  2. Сегодня на уроке я был (ла) (Каким учеником? Какой ученицей?)…………………………………………………………………………

  • Д/З подумайте, какие группы ещё слов-действий нам встречаются в окружающем мире. Допишите их на листочке. Устно определите, действия каких предметов они обозначают.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме: "Слова действия -предметов"

Автор: Буланова Татьяна Валентиновна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118283

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства