Конспект урока русского языка по теме "Роль предлогов в речи"
Конспект урока русского языка по теме "Роль предлогов в речи"
Целью урока является первоначальное представление о предлогах как части речи. Учащиеся будут добывать знания вместе с героем из мультфильма "Фиксики" Дедусом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Роль предлогов в речи"»
Тема урока: Роль предлогов в речи.
Цели урока: формировать представление о предлоге как части речи, об употреблении предлогов перед именами существительными и словами, заменяющими имена существительные, о раздельном написании предлогов со словами.
Прогнозируемые результаты: Учащиеся получат первоначальные представления о предлогах как части речи, узнают о правилах написания предлогов со словами.
Орг. момент.
Я желаю вам продуктивной работы на уроке и приятного общения. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем удачи.
-Все расселись по местам, никому не тесно?
Я скажу вам по секрету: будет интересно!
Сейчас заходя в класс вы слышали музыку.
Сегодня к нам на урок пришел Дедус. Вы узнали его? Он приготовил для нас интересные задания и приглашает нас в царство. А какое отгадайте:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)
Запишем красиво в тетрадь число, в классе.
1.Первое задание Дедуса :
Предложение рассыпалось, составьте его и запишите:
птицы весну принесли тёплую на крыльях
(Птицы принесли тёплую весну на крыльях. )
1 человек записывает на доске и выполняет дополнительные задания.
- Назовите главные члены предложения.
- Какие знакомые части речи встретились в словах? Назовите и докажите.
- Какое слово вызвало затруднение? (на)
- Как мы называли такие слова? («маленькое словечко») Предлог.
Что вы хотели бы про него узнать?
Какую задачу поставим на урок?
(Что такое предлог, нужен ли он в речи, как пишутся)
Давайте на полях нарисуем оценочную линейку, укажите на ней каковы ваши знания о предлоге сейчас.
2.Дедус приготовил нам стихотворение, прочитайте его:
Рыхлый снег темнеет … марте
Тают льдинки … окне.
Зайчик бегает … парте
И … карте … стене.
- Что вы заметили?
( В стихотворении пропущены предлоги.)
Можно ли понять смысл этого стихотворения без предлогов? Нет.
Так нужны ли нам предлоги в речи? Да, нужны. А для чего? Какую роль они выполняют?
А может еще какая-то роль у предлогов? Давайте понаблюдаем.
Работа в парах Вставьте предлоги.
- Назовите их.(В , на , по – предлоги.)
- А кто из вас вспомнит и скажет, как пишутся предлоги со словами?
(Отдельно.)
Справка от Дедуса:
- Предлог – с греческого языка означает «перед словом». Обратите внимание, предлоги стоят перед словами и пишутся раздельно.
А теперь надпишите над каждым словом какая эта часть речи.
Понаблюдайте за предлогами в паре. Что вы заметили?
(Предлоги пишутся перед существительными, а перед глаголами нет.)
- На доске появляется таблица с предлогами (предлоги из правила учебника)
у
через
из
без
в
при
с
перед
для
между
к
о
на
над
по
до
за
под
про
около
Справка от Дедуса:
Всего в русском языке около 200 предлогов. Нам нужно запомнить написание этих предлогов.
Легко ли это сделать? (нет, потому что предлогов много)
Классификация предлогов
3. Дедус предлагает вам поработать в группах и разбить предлоги на группы, чтобы их было легче запомнить.
На доске план:
Разделить предлоги на группы по общему признаку.
Объяснить почему предлог принадлежит данной группе.
Каждая группа получает карточки с предлогами: (у, из, в, с, для, через, без, при, перед, между, к, на, по, за, про, о, до, под, около.), альбомные листы, клей.
Учащиеся разбивают предлоги на группы, по самостоятельно выбранному признаку (карточки с предлогами наклеивают на альбомные листы по группам)
Какие группы предлогов у вас получились? Какое основание у каждой группы?
Группы учащихся представляют свою работу.
Количество букв в предлоге Написание предлогов с гласной буквой О, А, согласной буквой З
В С У ОТ ПО ПРО
ОТ ПО НА ЗА ИЗ НА ЗА НАД
ПРО НАД БЕЗ ИЗ БЕЗ ЧЕРЕЗ
ЧЕРЕЗ
Какая классификация предлогов удобнее для запоминания? (по написанию предлогов)
4.А теперь поиграем с Дедусом. На доске рисунки. (Слайды). Перед вами несколько рисунков. Определите с каким из предлогов связан каждый рисунок? (в, над, у, под, за). Предлоги появляются после ответов детей. Составьте сочетание предлога с существительным.
Итог урока:
Вернемся к нашей оценочной линейке. Ребята, отметьте теперь, где вы сейчас находитесь. Поставили ли вы оценку выше? Что нового узнали о предлоге?