kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Род имён прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Род имён прилагательных" в 3 классе четырёхлетней начальной школы. Урок предусматривает знакомство с понятием рода имён прилагательных, формирование умения определять род прилагательных, изменять прилагательные по родам. Урок построен с учётом возрастных особенностей учеников 3 класса, предусматривает работу в группах, проверку усвоения  полученных знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Род имён прилагательных" »



Тема: Изменение имен прилагательных по родам.

Класс: 3-й.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.

Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Внимание на доску. (В записи даты пропущены подчеркнутые буквы.)

Два…цат… вт…рое янв…ря
Классная работа.

- На какие орфограммы у меня пропущены буквы?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания

- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы, которые являются начальными в названии части речи, обозначающий признак предмета.

- Какие это буквы?

Ип ипп иип

- Какое соединение вы видите в сочетании этих букв?

- Напишите эти соединения в тетрадь.

- Кто мне напомнит, каким должно быть письмо? (Безотрывным, безнажимным, аккуратным.)

- Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.



III. Словарная работа

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)

1. Неказиста шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна».

(Картофель)

2. Я румяную матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, пока Матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

3. Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

(Дорога)

4. Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

5. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

6. В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

(Улица)

7. Что за дорога?

Кто по ней идет, -

Тот хромает?

(Лестница)

8. Я в любое время года

И в любую непогоду.

Очень часто, в час любой

Провезу вас под землей.

(Метро)

9. Днем спит на ней подушка,

А по ночам –

Андрюшка.

(Кровать)

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

IV. Изучение нового материала

На доске сделана запись
лес большая зимняя

дорога большое зимнее

озеро большой зимний суровый



- Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи.

(В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.)

- Какого рода данные имена существительные? (Сущ. «лес» мужского рода, сущ. «дорога» женского рода, сущ. «озеро» среднего рода.)



- Подберите к существительному «лес» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Лес» какой? большой зимний суровый.)



- Подберите к существительному «дорога» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Дорога» какая? большая, зимняя.)



- Сделайте такую же работу в отношении существительного «озеро». Запишите словосочетание. («Озеро» какое? большое зимнее.)



- Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное. Определите род прилагательных, которые относятся к существительному «лес», и обоснуйте вой ответ. (Прилагательные «большой», «зимний», «суровый» м.р., так как они относятся к существительному мужского рода «лес».)

- Определите род прилагательных, связанных с сущ. «дорога». (Прилагательные «большая» «зимняя» женского рода, потому что они связаны с сущ. женского рода дорога.)

- Определите род прилагательных «большое», «зимнее». (Прилагательные «большое» «зимнее» среднего рода, так как они относятся к сущ. «озеро», которое ср. рода.)



- На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода? (Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой, -ий, -ый.)



- Назовите вопрос и окончание имен прилагательных женского рода. (Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.)



- На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода, (женского рода и среднего рода).

- Итак, как изменяется имя прилагательное?

- Как определяется род имени прилагательного?

(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое, -ее.)

Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа

-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

А сейчас по этой таблице расскажите все, что вы узнали про изменение имен прилагательных по родам.

Изменение имен прилагательных по родам



мужской род женский род средний род

какой? какая? какое?

-ой, -ий, -ый -ая, -яя -ое, -ее



V. Первичное закрепление изученного материала
1. К трём прилагательным каждого ряда подберите подходящие по смыслу существительные. Определите род прилагательного и существительного, к которому оно относится. Найдите орфограммы
1)зелёный продолговатый сочный…
2)маленькая серенькая пугливая …
3) новая интересная библиотечная ….
4) красное спелое душистое…

2.Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.

.полезный, а табак…
….хитрая, а осёл…
….белый, а уголь…
…юный, а дедушка…

Напишите, подчеркните известные орфограммы. Определите род существительных и прилагательных.
- Что можно сказать о смысле прилагательных в каждом предложении?
- Что такое антонимы?

VI Физминутка
Учитель называет словосочетания. Если это ж.р. – приседают девочки, если мужской – приседают мальчики, а если средний – все стоят и хлопают в ладоши.
Белая берёза, солнечный зайчик, яркое солнце, морозное утро, холодный ветер, сильная буря, хитрая лиса, высокий дом, хорошее здоровье.

3.Прочитайте словосочетания. К каждому подберите словосочетание с противоположным значением. Определите род прилагательных и существительных.
лёгкая ноша - ? свежий хлеб - ?
лёгкая задача - ? свежий ветер - ?
лёгкий ветерок - ? свежая рубашка - ?

- Почему антонимы разные, а слова первого столбика одинаковые?
- Что можно сказать о таких словах?
-Что такое многозначные слова?
-Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Напишите, ориентируясь на таблицу.

1.Доброе дело само себя хвалит.
2.Пустая п..суда звенит больше всего.
3.Х…рошая книга – лучший дру….
4. Ч..жой хле… горек.

род

1

Пр. + сущ. м. р.

2

Пр. + сущ. ж.р.

3

Пр. + сущ. ср. р.

4

Пр. + сущ ж.р. и м. р.





4.Посмотрите на текст на доске. Я вам прочитаю его, а вы подумайте, почему этот текст так назван.

Лесн… аптека

Аптечн… ромашка, полев… хвощ, болотн… багульник, горьк… полынь, болотн… сушеница – ценные лекарственные растения. Школьники – активные участники сбора этих растений. Каждый год они ведут заготовку цветов, трав и плодов.

Знаете ли вы другие лекарственные (растения) травы?

- Кто видел эти растения?

- Какие из этих трав растут на территории Северного Казахстана?

- Кто знает, в какое время их собирают?

- Но, к сожалению, в последнее время этих трав стало меньше. Как вы думайте от чего?

- «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. И эти сокровища мы должны охранять и беречь. Охранить природу – значит охранять Родину».

- А вот при каких болезнях используются эти травы, вы можете прочитать в библиотеке.

- Посмотрите на текст. Что вы интересного заметили? Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями?

- А теперь внимательно послушайте задание, которое вам нужно будет выполнить. Списать текст, вставляя пропущенные окончания.

- Но, для того, чтобы не допустить ошибок при выполнении упражнения, ответьте на мой вопрос. Как правильно определить, какое написать окончание в прилагательном? Что нужно для этого сделать?
(1. найти сущ., задать вопрос к прилагательному;
2. определить род имени существительного;
3. узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.)
При выполнении этого упражнения вам поможет таблица.

Проверка выполняется при помощи сигнальных карточек.



- А сейчас разбираем слово заготовку по составу. Молодцы!

Творческая работа



Написать зимнюю зарисовку в 2-х предложениях со следующими словосочетаниями:

- искрящийся снег

- яркое солнышко

-зимний морозец.



VII. Домашнее задание

Составить по два словосочетания прил. + сущ. каждого рода.

VIII. Итог урока

- Как изменяется имя прилагательное?

- Как определяется род имени прилагательного?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?

- Какие имеет окончания?



- Спасибо всем за работу



2) Связь имён прилагательных с существительными.



-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.



Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.





Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт;



Работа по учебнику. Упражнение 18 (стр.107)



а) выразительное чтение



б) разбор стихотворения по вопросам



-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?



в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради. ( Слайд №13)



снег (какой?) последний



пар (какой?) тёплый



кувшинчик (какой?) синий



лес (какой?) юный



дым (какой?) зелёный



гроз (каких?) летних ( Слайд № 14)



!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.



-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»



Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.



-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.



!!!Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. (Слайд №15)



3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?



-Давайте понаблюдаем. (Слайд №16)



-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).



Проверим (Слайд №17)



тёплый… день (м.р., ед.ч.)



тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)



тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)



тёплые …лучи (мн.ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.



У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?





!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.



Физкультминутка. (Слайд №18)



Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)



Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)



Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)



Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)



Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)



Бабочка кружит и вьётся. (покружится)





7. Первичное закрепление.



1)Упражнение 20.



Определите род и число имён прилагательных? (Слайд № 19)



Проверка. (Слайд №20)





2) Чтение правила (с.108)



Так как же определить род и число имени прилагательного? (Слайд №21)



3) Дополнительное задание.



Весна приготовила для нас ещё одно задание.(Слайд №22)



Тест. (слайд № 23,24 и проверка №25)



8. Рефлексия. Итог урока. Оценки. ( Слайд №26)



-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.



Понравился вам урок?



Научились ли вы чему- то новому?



Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)



Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)



Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).



9. Домашнее задание: ( Слайд №27) Спасибо



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Род имён прилагательных"

Автор: Красавина Светлана Николаевна

Дата: 11.08.2015

Номер свидетельства: 224930

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока 2 класс тема: "Изменение имён прилагательных по родам". "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-2-klass-tiema-izmienieniie-imion-prilaghatiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "131820"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416235305"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка тему "Обобщение знаний об имени прилагательном как часть речи"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiemu-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458837237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства