Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень,
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове.
Проводить разбор слов по составу
Уметь работать над проектом.
Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.
-формировать орфографическую зоркость;
-работать с толковым и орфографическим словарями
1.Регулятивные
-осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;
-осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;
-уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;
-учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
-коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;
-ориентироваться в учебнике
дополнительной литературе.
-учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
2.Познавательные
-пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;
-сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;
-строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
-овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
-выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.
3.Коммуникативные
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку
учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.
( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Формирование мотивов достижения и социального признания
Формирование границ собственного знания и «незнания»
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”
II. Пред проектный этап
1.Самоопределение к деятельности.
- На экране ребус 7Я
- Кто объяснит значение этого слова?
группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе
Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят
-Что для вас семья?
-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?
- Где еще встречается понятие семья?
2.Звуко - буквенный разбор слова семья
3. Минутка чистописания.
Сс Ссс
Семья, семьянин, семейка, семейный.
Как объясните слово семьянин?
человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье.
-Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова).
4. Целеполагание
Какие цели поставим перед собой на урок?
Вспомним…
Научимся подбирать…
Будем учиться…
-Какие слова называются однокоренными?
- Почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка?
5. Работа по учебнику (с.101)
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101).Прочитаем слова.
-Можно ли эти слова назвать семьей?
-Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.
Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.
6. Словарная работа
Лесник-Лесной сторож.
2. разг. Работник лесного хозяйства
Лесовод- 1. Специалист в области лесоводства.
2. Тот, кто занимается лесоводством
Лесостепь - Область, переходная между степью и лесом.
Перелесок- Небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Березовые перелески.
7. Составление предложения с любым словом, которое вы нашли на рисунке.
а) устное составление предложения
б) запись предложения, разбор предложения по членам предложения.
8. Физминутка (релаксация)
Прогулка по лесу.
Положите руки себе на колени ладонями вверх, сделайте три глубоких вдоха. С каждым вдохом ваше тело расслабляется: лицо, шея, плечи, руки…вдох-выдох…Расслабляются мышцы живота , ног, до самых пальчиков…
Сейчас вам предстоит прогуляться по лесу, где вся земля покрыта мягким мхом…И, ступая по этому мху босиком, можно почувствовать его мягкость и прохладу. Побродите по извилистым чуть заметным тропинкам. В этом лесу сквозь пышную листву деревьев проникает ласковый солнечный свет, от которого становится тепло и легко…
И вот перед вами большое дерево с могучим стволом, излучающее тепло солнечного дня, пахнущее смолой. В его роскошной кроне поют птицы и стрекочут сверчки. Подойдите к нему…потрогайте его ствол…В этом дереве заключена жизненная сила всего леса. Обнимите его, прижмитесь к теплому стволу, почувствуйте, как сила леса перетекает в ваше тело, наполняет каждую клеточку вашего организма здоровьем и энергией, вытесняя усталость и болезни…(1 мин).
Поблагодарите дерево за его ценный подарок…и возвращайтесь обратно теми же тропинками, что шли сюда. На опушке попрощайтесь с лесом…Вы снова здесь, готовы к работе и взаимопомощи. Чувствуете себя бодрыми и отдохнувшими. На счет «пять» вы открываете глаза. Один…два…три…четыре…пять…
9.Разбор слов по составу( №3)
- Что мы должны помнить, чтобы выполнить это задание?
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
Что такое основа? Окончание?
Как находим окончание?
-Вспомним, что такое корень?
-Как находим корень?
Что такое суффикс?
Как находим суффикс?
Что такое приставка?
Как находим приставку?
10. Соотнесение слов к схемам.
11. Проверка.
III . Работа над проектом.
- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов». Откроем словарь однокоренных слов и выбираем ту семью слов, которая вам нравится.
IV.Защита проекта
V.Итог урока. Рефлексия
«ДЕРЕВО УСПЕХА»
Сердечко-
оранжевое – есть проблема, нужна помощь;
желтое – не все понятно;
розовое– все хорошо.
6.Домашнее задание
Доделать проекты. Можно украсить иллюстрациями, можно составить текст с данными родственными словами.
Литература:
Для учителя:
-Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
-Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2014.
-Толковый словарь, орфографический словарь.
Для учащихся:
-Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " Проект «Семья слов»". »
Урок - проект «Семья слов» 3А класс
Учителя начальных классов
Николаевой Светланы Александровны
Предмет
Русский язык
Класс
3 класс
УМК
Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.
Тема урока
Проект «Семья слов» ( Раздел : Состав слова, 16 урок)
Форма проведения
Урок-проект
Тип урока
урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Современные образовательные технологии :
технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.
Методы обучения:
методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-посковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование
Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Презентация
Толковый словарь, орфографический словарь.
Цели:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов.
Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике
Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки
Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.
Межпредметные связи
Изобразительное искусство, окружающий мир
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.; группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень,
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове.
Проводить разбор слов по составу
Уметь работать над проектом.
Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.
-формировать орфографическую зоркость;
-работать с толковым и орфографическим словарями
1.Регулятивные
-осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;
-осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;
-уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;
-учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
-коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;
-ориентироваться в учебнике
дополнительной литературе.
-учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
2.Познавательные
-пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;
-сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова;
-строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
-овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
-выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.
3.Коммуникативные
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку
учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.
-личностное самоопределение
( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Формирование мотивов достижения и социального признания
Формирование границ собственного знания и «незнания»
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”
II. Пред проектный этап
1.Самоопределение к деятельности.
- На экране ребус 7Я
- Кто объяснит значение этого слова?
Семья - группа людей, из близких родственников - родителей, детей, братьев, сестёр, дедушек, бабушек, дядей, тёть, живущих вместе
Все внутри семьи заботятся друг о друге, друг друга очень любят
-Что для вас семья?
-Расскажите, как вы относитесь к своей семье?
- Где еще встречается понятие семья?
2.Звуко - буквенный разбор слова семья
3. Минутка чистописания.
Сс Ссс
Семья, семьянин, семейка, семейный.
Как объясните слово семьянин?
Семьянин человек, который имеет семью, любящий семейную жизнь, заботливо относящийся к своей семье.
-Что объединяет эти слова? (Одинаковый корень, однокоренные слова).
4. Целеполагание
Какие цели поставим перед собой на урок?
Вспомним…
Научимся подбирать…
Будем учиться…
-Какие слова называются однокоренными?
- Почему мы стали говорить о семье на уроке русского языка?
5. Работа по учебнику (с.101)
- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с.101).Прочитаем слова.
-Можно ли эти слова назвать семьей?
-Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению.
Найдите на ней корень слова, из которого выросло целое дерево слов.
6. Словарная работа
Лесник-Лесной сторож. 2. разг. Работник лесного хозяйства
Лесовод- 1. Специалист в области лесоводства. 2. Тот, кто занимается лесоводством
Лесостепь - Область, переходная между степью и лесом.
Перелесок- Небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Березовые перелески.
7. Составление предложения с любым словом, которое вы нашли на рисунке.
а) устное составление предложения
б) запись предложения, разбор предложения по членам предложения.
8. Физминутка (релаксация)
Прогулка по лесу.
Положите руки себе на колени ладонями вверх, сделайте три глубоких вдоха. С каждым вдохом ваше тело расслабляется: лицо, шея, плечи, руки…вдох-выдох…Расслабляются мышцы живота , ног, до самых пальчиков…
Сейчас вам предстоит прогуляться по лесу, где вся земля покрыта мягким мхом…И, ступая по этому мху босиком, можно почувствовать его мягкость и прохладу. Побродите по извилистым чуть заметным тропинкам. В этом лесу сквозь пышную листву деревьев проникает ласковый солнечный свет, от которого становится тепло и легко…
И вот перед вами большое дерево с могучим стволом, излучающее тепло солнечного дня, пахнущее смолой. В его роскошной кроне поют птицы и стрекочут сверчки. Подойдите к нему…потрогайте его ствол…В этом дереве заключена жизненная сила всего леса. Обнимите его, прижмитесь к теплому стволу, почувствуйте, как сила леса перетекает в ваше тело, наполняет каждую клеточку вашего организма здоровьем и энергией, вытесняя усталость и болезни…(1 мин).
Поблагодарите дерево за его ценный подарок…и возвращайтесь обратно теми же тропинками, что шли сюда. На опушке попрощайтесь с лесом…Вы снова здесь, готовы к работе и взаимопомощи. Чувствуете себя бодрыми и отдохнувшими. На счет «пять» вы открываете глаза. Один…два…три…четыре…пять…
9.Разбор слов по составу( №3)
- Что мы должны помнить, чтобы выполнить это задание?
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
Что такое основа? Окончание?
Как находим окончание?
-Вспомним, что такое корень?
-Как находим корень?
Что такое суффикс?
Как находим суффикс?
Что такое приставка?
Как находим приставку?
10. Соотнесение слов к схемам.
11. Проверка.
III. Работа над проектом.
- Сегодня у каждого из вас есть возможность выступить и в качестве автора и разработчика проекта «Семья слов». Откроем словарь однокоренных слов и выбираем ту семью слов, которая вам нравится.
IV.Защита проекта
V.Итог урока. Рефлексия
«ДЕРЕВО УСПЕХА»
Сердечко-
оранжевое – есть проблема, нужна помощь;
желтое – не все понятно;
розовое– все хорошо.
6.Домашнее задание
Доделайте проекты. Можно украсить иллюстрациями, можно составить текст с данными родственными словами.
Литература:
Для учителя:
-Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
-Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку, Книга для учителя. – М.:ВАКО, 2014.
-Толковый словарь, орфографический словарь.
Для учащихся:
-Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий