конспект урока русского языка Предложный падеж имён существительных.
Конспект урока русского языка Предложный падеж имён существительных.
Дата:18.12.14г
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
Задачи урока:
? способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
? развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
? воспитание коммуникативных качеств;
? создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками.
Ход урока:
I Организация внимания.
II Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
(Награда – новые открытия, знания о языке.)
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску. Что вы заметили?
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?
- Какова тема нашего урока?
IV. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока.
Откройте тетради и запишите восемнадцатое декабря, Классная работа
Каллиграфическая минутка с какой буквы начинается наш падеж, вот ее и запишите
V. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения.
Название падежа.
1. Вспомогательное слово.
2. Вопросы падежа.
3. Предлоги падежа.
4. Член предложения.
VI. Реализация построенного проекта.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
Работа по учебнику.
- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? с 64 (сказка о падежах)
- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами? с68, с69
VII. Первичное закрепление знаний.
1. Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 202 на странице 75 учебника.
- Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.
- В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?
VIII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
IX. Продолжение работы.
Групповая работа. Работа по карточкам.
- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?
- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.
Я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю,
Очень я люблю мечтать,
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о (корона).
Буду в ней сидеть на (трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).
Я мечтаю о (серёжки)
Вечерами в (полутьма).
Я мечтаю об (орёл0.
Буду с ним летать на (воля),
Буду я учиться в (школа).
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже!
- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Какие учебные задачи стояли на уроке?
- Можете ответить на поставленные вопросы?
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Д/З с68 упр184, с64-65 выучить правило
Кто такой Ломоносов?
Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому Кто-то, может быть, даже и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что Ломоносов - выдающийся русский ученый, знают все.
Родился Михаил Ломоносов 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в семье крестьянина Архангельской губернии Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой). Когда подрос, стал вместе с отцом заниматься рыбацким промыслом. Грамоте начал учиться поздно, только с 11 лет, а уже через восемь лет Михаил Ломоносов вместе с обозом, на котором везли рыбу, уходит в Москву и сразу же поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
Через пять лет Михаила Ломоносова в числе лучших двенадцати учеников отправляют в Петербургскую Академию для продолжения учебы, но не прошло и месяца, как его в числе уже трех лучших учеников посылают в Германию для изучения горного дела и химии.
Очень скоро Михаил Васильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым. Он занимается химией и физикой, астрономией и горным делом, историей и литературой. Открывает всеобщий закон природы, который назвал законом сохранения материи и движения. С помощью телескопа, который сам и построил, Михаил Васильевич обнаруживает, что планета Венеpa так же, как и Земля, окружена атмосферой.
Трудно поверить, что один человек мог сделать столько открытий, причем в разных областях знаний, сколько их сделал
Ломоносов. Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России.
Занимался М.В. Ломоносов и географией. Когда он руководил комиссией по созданию «Российского атласа», то не только организовал географические экспедиции во многие российские отдаленные губернии, но еще составил и разослал анкеты из 30 вопросов о полезных ископаемых, о том, сколько населения проживает в той или иной местности, какой они национальности и чем занимаются и т.д. Уже два века назад он проводил свои исследования так, как это делают современные ученые.
Такие примеры можно продолжать бесконечно. Михаил Васильевич Ломоносов серьезно изучал российскую историю и ораторское искусство. Составлял рецепты изготовления разноцветного стекла, из которого потом делал удивительные мозаичные картины. Например, изображение Полтавской битвы на портрете Петра I.
До Ломоносова все книги в России писали только на церковнославянском языке. Он написал первую «Российскую грамматику» и свои собственные стихи и оды писал только на русском языке.
По проекту М.В. Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет, который сейчас носит его имя.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке.
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке.
II вариант
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
Задачи урока:
способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.
воспитание коммуникативных качеств;
создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками.
Ход урока:
I Организация внимания.
II Мотивация к учебной деятельности.
Эпиграф урока.
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
(Награда – новые открытия, знания о языке.)
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Посмотрите на доску. Что вы заметили?
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого?
- Какова тема нашего урока?
IV. Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока.
Откройте тетради и запишите восемнадцатое декабря, Классная работа
Каллиграфическая минутка с какой буквы начинается наш падеж, вот ее и запишите
V. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения.
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
VI. Реализация построенного проекта.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?
Работа по учебнику.
- Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? с 64 (сказка о падежах)
- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами? с68, с69
VII. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 202 на странице 75 учебника.
- Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.
- В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?
VIII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
IX. Продолжение работы.
Групповая работа. Работа по карточкам.
- Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и подчеркнуть предлоги.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
- Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?
- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.
Я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю,
Очень я люблю мечтать,
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о (корона).
Буду в ней сидеть на (трон).
Я мечтаю о (слон),
Чтоб кататься при (луна).
Я мечтаю о (серёжки)
Вечерами в (полутьма).
Я мечтаю об (орёл0.
Буду с ним летать на (воля),
Буду я учиться в (школа).
Ой, мечтаю я уже
О предложном падеже!
- В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Какие учебные задачи стояли на уроке?
- Можете ответить на поставленные вопросы?
- Оцените свои успехи в оценочных листах.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Д/З с68 упр184, с64-65 выучить правило
Кто такой Ломоносов?
Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому Кто-то, может быть, даже и не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что Ломоносов - выдающийся русский ученый, знают все.
Родился Михаил Ломоносов 8 ноября (по старому стилю) 1711 года в семье крестьянина Архангельской губернии Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой). Когда подрос, стал вместе с отцом заниматься рыбацким промыслом. Грамоте начал учиться поздно, только с 11 лет, а уже через восемь лет Михаил Ломоносов вместе с обозом, на котором везли рыбу, уходит в Москву и сразу же поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
Через пять лет Михаила Ломоносова в числе лучших двенадцати учеников отправляют в Петербургскую Академию для продолжения учебы, но не прошло и месяца, как его в числе уже трех лучших учеников посылают в Германию для изучения горного дела и химии.
Очень скоро Михаил Васильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым. Он занимается химией и физикой, астрономией и горным делом, историей и литературой. Открывает всеобщий закон природы, который назвал законом сохранения материи и движения. С помощью телескопа, который сам и построил, Михаил Васильевич обнаруживает, что планета Венеpa так же, как и Земля, окружена атмосферой.
Трудно поверить, что один человек мог сделать столько открытий, причем в разных областях знаний, сколько их сделал
Ломоносов. Он добивался того, чтобы все его научные идеи применялись на практике и служили на благо России.
Занимался М.В. Ломоносов и географией. Когда он руководил комиссией по созданию «Российского атласа», то не только организовал географические экспедиции во многие российские отдаленные губернии, но еще составил и разослал анкеты из 30 вопросов о полезных ископаемых, о том, сколько населения проживает в той или иной местности, какой они национальности и чем занимаются и т.д. Уже два века назад он проводил свои исследования так, как это делают современные ученые.
Такие примеры можно продолжать бесконечно. Михаил Васильевич Ломоносов серьезно изучал российскую историю и ораторское искусство. Составлял рецепты изготовления разноцветного стекла, из которого потом делал удивительные мозаичные картины. Например, изображение Полтавской битвы на портрете Петра I.
До Ломоносова все книги в России писали только на церковнославянском языке. Он написал первую «Российскую грамматику» и свои собственные стихи и оды писал только на русском языке.
По проекту М.В. Ломоносова в 1755 году открывается Московский университет, который сейчас носит его имя.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
Оценочный лист
Мне понравилось работать на уроке.
Мне было трудно.
У меня остались пробелы в знаниях.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .
II вариант
Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.
I вариант
Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, думал о котенке .