Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Начинаю я урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Чтобы грамотно писать. | Проверка готовности к уроку. |
Чистописание. | Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» и послушайте задания. Прочитайте, какое слово написано в показе? (Морковь) Что о нем можете сказать? Вставьте пропущенную букву и поставьте ударение. Подберите к этому слову однокоренное имя существительное 1 склонения, 2 склонения. Запишите. Выделите орфограмму. Каким способом образованы однокоренные слова? Что общего между записанными словами? О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? Какие слова мы называем именами существительными? Какое слово лишнее? Почему? Чем каждое слово отличается слова друг от друга? Над каким склонением мы сегодня будем работать? Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1 склонению? Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? Какие имена существительные относятся к 3 склонению? | 1. Читают слово, записывают, возможна проверка по словарю. 2. Подбирают и записывают однокоренные слова, работают с ними: морковка - 1 скл., морковище — 2 скл. 3. Участвуют в обсуждении, приводят примеры, доказательства. |
Подведение к теме урока | 1.А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа (ряд) получает свое задание. Работаем. Задание. У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -. А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность. 1группа. 1)Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. 2)Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание- е, в дательном и предложном падеже окончание – и. 2группа. 1)Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е. 2)Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. 3группа. 1)Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. 2)Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . 2. Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа? На доске появляется: 1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п. – И - - И Д.п. –Е - - И П.п. –Е -Е -Какова тема нашего урока? -Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании? -Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных: -Вспомним наши шаги. -Какие слова являются опорными для каждого склонения? | 1. Учащиеся вспоминают алгоритм проверки правильности написания окончаний ( опорные слова, таблицу окончаний), ставят +,- 2. Формулируют вывод: нам надо доказать верность утверждения, что __________________. Воспользуемся для доказательства опорными словами Р.п.________________________окончание Д.п.________________________окончание П.п.________________________окончание Следовательно утверждение, что имена существительные 1 (2,3) склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным.. 3. Ребята вспоминают (или находят в учебнике) и озвучивают таблицу окончаний Р.п. -и -и Д.п. -е -и П.п. -е -е и опорные слова: 1 скл. весна земля 2 скл. сон колесо 3 скл. рожь |
Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонения. | 1 группа получает такое задание: Списать в тетрадь существительные, раскрыв скобки, поставить их в нужную форму. Выделить окончания у этих существительных и определить падеж.
к (речка), на (верхушка), с (обложка), на (лошадь), в (тетрадь), о (бабушка)
2 группа. У вас будет другое задание, посложнее: Расположить словосочетания в порядке следования падежей, указать склонение и падеж.
Играл на дудочке, подошёл к осине, отрезал для юбки, увидал мышь, шёл рощей, прелестное дитя
3 группа самое сложное задание: Распределить существительные на 3 группы по склонениям , вставить окончания, указать падеж.
На ветк…, сердце дочер…, по тропинк…, на окошк…, на огород…, у черёмух..
Работать надо дружно и быстро, на работу дается 5 минут. | 1.Учащиеся выполняют работу самостоятельно. 2.Проверка осуществляется с использованием интерактивной доски |
Упражнения на различение имён существительных 1 и 3 склонения | 1.Дополни предложения именами существительными 3скл. и 1 скл. в Д.п. Дорога шла ….. (по степи) . Дорога вела …. ( к деревне) . Запишем. (Комментировано.) Дайте характеристику каждого предложения. Разберите по членам предложения и частям речи. -Сравни окончания. Что заметили? -Почему падеж один и тот же – дательный, а окончания разные? -Значит, от чего зависит правильное написание окончаний имен существительных? 2. Работа в парах. ( У каждого варианта карточка с ответом другого варианта, после индивидуальной работы следует взаимопроверка в парах.) Карточка. 1 вариант На белой скатерт… снегов видны следы Р.п. 1скл. Д..п. 1скл. рыс…. От ёлки к ёлке прыгает шустрая П.п. 1скл. белка. На берёзе лежат пушистые шапки Д.п. 1скл. снега. Ветки пригнулись земле от такой тяжест…. Карточка . 2 вариант П.п. 3 скл. Р.п. 3 скл. На белой скатерти снегов видны следы рыси. От ёлк… к ёлк… прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки Р.п. 3 скл. пригнулись к земл… от такой тяжести. -Кто справился с этим заданием без ошибок? -Кто ошибся? -Какие ошибки допустили? -Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок? -Над какой темой мы с вами работаем? -Что вы должны сегодня уяснить для себя? -Каким алгоритмом вы воспользуетесь, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний? | 1.Учащиеся работают с предложениями. 2.Проверяют окончания по таблице и опорным словам. 3.Делают вывод. 4.Работа выполняется по вариантам индивидуально. 5. Осуществляют взаимопроверку, обменявшись карточками |
Физминутка | Я буду называть существительные. Если оно относится к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3 склонению – прыгаете на месте. Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель. | |
Самоконтроль. Тестовая проверка | Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, как вы к нему готовы. Для этого проведём небольшой тест. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача выбрать правильные ответы и поставить около выбранного ответа с буквой «+» ( или записать соответствующие буквы).
Найти словосочетание с ошибкой. Р –мечтать о собаке Т – ехать на машине С – найти в коробки Ч – слова из песни Найти словосочетание с пропущенной буквой О. Д – пшениц…й Ж – зайц…м Э - куриц…й М – нож…м Найти слово с пропущенной буквой И. О – гусен…ца Л – брат…ц Х – пал…ц Б - стар…ц Найти слово с раздельным написанием. П – (на)певать Ц – (у)летать Г – (на)берегу Ю – (не)жный Найти слово, где в приставке пишется О. Т – н…летать У – п…бежать Ш – з…крыть Ф – н…дрезать Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант. Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили. Тот, кто не допустил ни одной ошибки, ставит себе «5», 1 ошибку – «4», 2 ошибки - «3», больше 2 ошибок - «2». | 1. Учащиеся самостоятельно читают вопросы и выписывают в строчку соответствующие буквы: СМОГУ 2. Осуществляют самопроверку — читают получившееся слово 3. Оценивают выполнение тестового задания. |
Итог урока. Рефлексия. | Оцените свою работу на уроке: - работал на уроке активно и не допускал ошибок - «5» - не очень активно и были ошибки– «4», -редко отвечал и много ошибок - «3». Выскажете своё отношение к уроку: Сегодня на уроке я -узнал, открыл для себя… -научился, смог… -могу похвалить себя и своих одноклассников за … | Учащиеся -анализируют свою работу, -в рабочую тетрадь ставят оценку -оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников |
Домашнее задание | А дома вы ещё раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имён существительных в рабочей печатной тетради: Урок 108, упр. 1, 2, 4 (т) | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
1. Найти словосочетание с ошибкой.
2. Найти словосочетание с пропущенной буквой О.
3. Найти слово с пропущенной буквой И.
4.Найти слово с раздельным написанием.