Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(4 мин) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». |
Приветствует учащихся. Прозвенел звонок весёлый. Всех зовёт он на урок. Ну-ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок. На места все тихо сядем, Не нарушим тишину. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! Психологический настрой детей на урок. - Ребята, каким хотите увидеть урок? Интересным, познавательным, плодотворным, необычным. - Ну что ж в добрый путь. Пусть урок нам принесёт радость общения. Хочешь быть грамотным – учись думать, мыслить. Успех ждёт тех, кто будет любознательным, внимательным, активным. - Сегодня у нас необычный урок. Урок пройдёт в виде телевизионной передачи. Я рада приветствовать вас в «МБОУ Магистральнинская школа № 22». В эфире специальный выпуск передачи «Пусть говорят» и я её ведущая Груздева Светлана Петровна. - Тема нашей передачи «Однородные члены предложения». Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в свой её речи данные члены предложения. - Какие задачи мы можем поставить перед собой? | Проявляют готовность к работе на уроке Дети ставят задачи на уроке. | Самоопределение (Л) Целеполагание (Р) |
II. Актуализация знаний.(8 мин) Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявить стартовые знания об однородных членах предложения. |
1 этап урока – повторение. - Нужны ли вообще современному человеку знания об однородных членах предложения? Кто-то считает, что нужны. А кто-то уверен в том, что пользоваться однородными членами предложения является ключевым фактом в успешной профессиональной деятельности делового человека. Существует общественное мнение о том, что в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями не прибегать к употреблению однородных членов предложения. - Итак, внимание на экран. Гром перекатывается. Гром грохочет. Гром встряхивает землю. - Что вы можете сказать о данном отрывке? - Как можно избежать повторения подлежащего? - Запишите это предложение в тетрадь и выделите грамматическую основу. - Что особенного в получившемся предложении? - Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Отвечают на один и тот же вопрос. Являются одним членом предложения. Относятся к одному и тому же члену предложения. Обычно выражены одной и той же частью речи. Произносятся с интонацией перечисления. - Оцените свою деятельность. | Наблюдения над материалом. Работа с предложениями. Формулируют признаки однородных членов предложения. Оценивают себя на данном этапе работы | Умение слушать в соответствии с целевой установкой (Р) поиск и выделение информации (П) |
III. Постановка учебной задачи. Проблемное объяснение нового знания. (13 мин) Цель этапа: выявить практические умения записывать предложения с однородными членами предложения с союзами и без них. |
- Двигаемся дальше к новым знаниям. 2 этап урока – новые знания. - Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов главное – уметь строить отношения. - Наша передача продолжается. Сейчас мы с вами будем обсуждать громкую историю, о которой не можем умолчать – историю о знаках препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? - Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме. - Внимание на экран. Растворились в темноте рощи сады поля. Волны пенились и бились с шумом о набережную. По склонам гор видны и сосны и ели и клёны. Зимой солнце светит а не греет. Лебеди летели низко над озером но на воду не садились. - Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения? Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения: Если стоят однородные члены. их запятой раздели непременно! Если же вдруг появился союз, то запятая, тогда лишний груз! 3. Если союз к нам пришёл не один, ставь запятую ты перед вторым! А перед союзом «а» и «но» Долгих сомнений быть не должно. И не думай впустую – Ставь скорей запятую | Работают в паре Самопроверка (слайд) Делают самостоятельно выводы. | Целеполагание (Р) Принимать и сохранять учебную цель и задачу(Р) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Выявление проблемы (К) через исследовательскую деятельность Умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.(К) Осознание ответственности за общее дело(Л) |
IV. Первичное закрепление.(5 мин) Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. |
- Поработаем в паре «Соотнеси предложение со схемой» Работа в паре (карточка) Соотнеси предложение со схемой. , и 1. Золотые монетки висят на берёзе, 1 1. на осине. , 2. Налетел ветер, сорвал листья и 2. 2. закружил их в танце. и 3. Солнце светит, но не греет. 3. 3. , , , 4. Летом тепло, а осенью холодно. 4. 4. 5. Листья летят, кружатся, падают , 5. 5. , а застилают землю разноцветным ковром. , но 6. В осеннем лесу растут рыжики и 6. 6. грузди. , , 7. __________________________________________________________________ - Оцените свою деятельность. - А сейчас мы прервёмся на короткую рекламную паузу. Физминутка | | Умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.(К) Осознание ответственности за общее дело(Л) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выполняют комплекс |
V.Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.(5 мин) Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Наблюдение над употреблением однородных членов предложения в речи. |
- После короткой рекламной паузы мы опять в студии. Продолжаем нашу беседу про однородные члены предложения. - Как вы думаете, к каким однородным членам предложения мы чаще всего прибегаем в устной речи7 - С чем это связано: это личная особенность каждого или это особенность устной речи? - в каких областях литературы употребляются однородные члены предложения? - Меняется ли цель использования однородных членов предложения? - Ведь многие считают, что однородные члены предложения не усиливают выразительность речи и вредят нашему общению. Другие, наоборот, утверждают, что наша речь становится более яркой. - Давайте разберём области употребления однородных членов предложения в речи. Цель: Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий. - Поработаем в группах. - На столе лежат книги: сказки, словари, научная литература – энциклопедии. Каждая группа выберет для себя ту литературу, с которой бы хотелось вам поработать. - Так какой же вывод можно сделать, где употребляются однородные члены предложения? Оцените вашу работу в группе - Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены предложения хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся между собой, а значит, роль однородных членов в нашей речи очень велика. | Выполняют самостоятельную работу . Выдвигают гипотезы, доказывают. Проверяют выполнение задания Самооценка. Работа в группах Поиск и выделение нужной информации Каждая группа делает выводы, подкрепляя чтением предложений с однородными членами предложения Выводы обучающихся. Оценивают свою деятельность. | Анализ, сравнение (П) Самоконтроль, самооценка (Р) Анализ –синтез (РП) |
VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение.(6-7 мин) Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения | | |
- А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы. Предлагаю поработать с текстами в группе. _ Что вы можете сказать об этих коротких описаниях? - Ваша задача – исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами. - Зачитайте что у вас получилось. - Для чего нужны однородные члены предложения в речи? -Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой! - На этом наша передача подошла к концу. Я прощаюсь с вами, до новых встреч. | Выдвигают гипотезы, доказывают. Дети зачитывают новые получившиеся тексты. Делают свои выводы. | Осознание ответственности Самоопределение (Л) |
VI.Итог урока.(Рефлексия деятельности)(2-3 мин) Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
- Какая тема обсуждалась? - Что нового и интересного узнали? - Что надо уметь при изучении данной темы? Дополните предложение: Я узнал(а)… Мне было интересно Мне хотелось бы не только - Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы Оценивают свою работу на уроке и работу всего класса | Обобщение(П) Самооценка на основе критерия успешности(Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности(П) |