Конспект урока русского языка по теме "НЕ с причастиями"
Конспект урока русского языка по теме "НЕ с причастиями"
Тема урока "НЕ с причатиями". Урок составлен для проведения в 7 классе. Цели урока:формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "НЕ с причастиями"»
КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 7 КЛАССЕ
Учитель Аминова Рита Римовна
Тема: НЕ с причастиями
Цели.
Общеобразовательная:
Формирование знаний учащихся о правописании «НЕ» с причастиями.
Воспитательная:
Воспитание навыка самостоятельной работы, навыка работы в группах; интереса к языку.
Развивающая:
Развитие памяти, речи, умения логически мыслить.
Формы работы.
Коллективная, самостоятельная, групповая.
Оборудование.
Таблицы: «НЕ с существительными», «НЕ с прилагательными», презентация.
Ход урока.
Повторение и закрепление изученного ранее материала.
Задание классу. Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Много говоре…о да мало сказа…о.
Предполагаемый ответ ученика. Этой пословицей русский народ предостерегает от пустых, бесполезных, длинных разговоров, которые не несут какой-либо значимой информации.
Слово учителя. Я не случайно начала урок с этого предложения. Надеюсь, что сегодня на занятии не будет бесполезных разговоров, и мы постараемся успеть как можно больше узнать по теме урока и хорошо закрепить материал. Но сначала вспомним то, что нам уже известно. И вы получаете первое задание: произвести орфографический и пунктуационный разбор предложения.
(Ответ ученика у доски)
Дополнительные вопросы:
Рассказать правило о правописании Н, НН в кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
Предоставить на проверку домашнее задание.
(Одновременно два ученика выполняют на доске карточки для индивидуальной работы)
Проверка домашнего задания.
Слово учителя. Дома вы тоже работали над орфограммой «Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных».
Поднимите, пожалуйста, руки, у кого есть вопросы по домашнему заданию.
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы по домашней работе:
В каких словах написали одну «Н», почему?
(изображены – краткое причастие, плетеном – слово образовано от глагола несовершенного вида)
С какой еще орфограммой встретились в домашнем задании?
(Правописание «НЕ» с прилагательными)
От чего зависит выбор слитного/раздельного написания «НЕ» с прилагательными?
(Ответ правила учеником)
Проверьте домашнее задание по контрольной карте.
Сыгранная роль принесла актеру небывалый успех.
Талант, дарованный от Бога, далеко не маленькое богатство.
На картина изображены невзрачные деревенские избы.
Несов.вид
Не разговорчив, как обычно, а молчалив сидел он в плетеном кресле.
(В) плетеном (кресле) – причастие.
I. В кресле (каком?) плетеном.
II. Н. ф. – плетеный.
Пост. – страдательное, прош. вр., несов. вид; непост. – пр. п., ед. ч., ср. р.
III. В кресле каком? плетеном.
Карточки для индивидуальной работы:
Вставить попущенные буквы, объяснить правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени. Подчеркнуть страдательные причастия.
Пр… сутству…щий на собрании, пр…тенду…щий на главную роль, ярко с…я…щий, едва вид…мый, мига…щая г…рлянда, проигрыва…мая к…мбинация, плохо различ…мый с…луэт.
Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. От чего зависит выбор Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Когда «НЕ» с прилагательными пишется слитно, а когда раздельно? Выполнить морфологический разбор выделенного слова.
Рискова…ый шаг – гулять в (не) людном, а глухом переулке.
Слово учителя. Итак, мы вспомнили, от чего зависит выбор Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных, морфологический разбор причастия, а также повторили орфограмму «Правописание «НЕ» с прилагательными». Этот материал пригодиться нам на уроке.
Знакомство с новым материалом.
Слово учителя. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кто догадался о теме урока?
(Запись темы урока в тетрадь)
Что же нам предстоит сделать на уроке?
(Формулировка целей урока детьми)
Для выяснения причин слитного/раздельного написания «НЕ» с причастиями мы разделимся на четыре группы. Каждая группа получит свое задание: проанализировать языковой материал и сделать вывод о написании «НЕ» с причастиями. В случае затруднения можно обратиться к подсказкам.
(Группы работают над анализом материала, после чего выступают со своими наблюдениями)
Материал для анализа.
1 группа.
Трава не скошена. Цветы не политы. Миссия не выполнима.
Не скошенная крестьянами трава пожухла. Ученик, не подготовивший урок, чувствовал себя плохо.
Из-за не окончившегося вовремя собрания мы опоздали на автобус.
Подсказка: сравните
Нескошенная трава пожухла. Неподготовившийся ученик чувствовал себя плохо. Неокончившееся собрание плавно перешло в митинг.
3 группа.
В палатке лежали не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. Не решенное, а списанное домашнее задание приводит часто к двойке.
Подсказка: сравните
В палатке лежали неразбросанные рюкзаки. Нерешенное домашнее задание приводит часто к двойке.
4 группа.
Негодующий на слабые знания учитель был хмур. Петя смотрел на всех недоумевающим взглядом.
Шел по невымощенной улице отряд ребят. Неприглашенная фея обиделась на короля. В Стране невыученных уроков никто не хочет оказаться.
Подсказка: сравните
Отряд ребят шел по не вымощенной, а заасфальтированной улице. Не приглашенная на бал фея обиделась на короля. Не выученный хорошо урок приведет к неуспеваемости.
Закрепление материала.
Сверим наши наблюдения с учебником, стр. 67.
Первичное закрепление: (См. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 7 класс. )
Коллективное выполнение упражнения:
(Не)раскатывающийся, а глухо рокочущий гром; (не)вспаханное поле; (не)приученный к порядку ребенок; (не)домогающий ученик; (не)сделанная работа; окно (не)закрыто.
1 группа (слабые): списать, объясняя условия выбора орфограммы
2 группа (средние): выписать словосочетания, в которых «НЕ» с причастием пишется раздельно
3 группа (сильные): списать, объясняя условия выбора орфограммы и заменяя слитное написание на раздельное, а раздельное на слитное
(Не)служивший юноша; еще (не)утихший после шторма ветер; (не)окрепший лед; участок земли (не)обработан; (не)заселенные, а пустые дома; (не)поставленная на место книга;
(не)законченная, а только начатая работа; (не)истовствовавший ветер.
Индивидуальное задание: сильный ученик занимается с тренажером (См. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 7 класс.)
Тест.
«НЕ» с причастием слитно или раздельно?
В каком примере «НЕ» с причастием нужно писать слитно:
1 группа: списать, объясняя условия выбора орфограммы
2 группа: выписать словосочетания, в которых «НЕ» с причастием пишется раздельно
3 группа: списать, объясняя условия выбора орфограммы и заменяя слитное написание на раздельное, а раздельное на слитное
(Не)служивший юноша; еще (не)утихший после шторма ветер; (не)окрепший лед; участок земли (не)обработан; (не)заселенные, а пустые дома; (не)поставленная на место книга;
(не)законченная, а только начатая работа; (не)истовствовавший ветер.
Тест.
«НЕ» с причастием слитно или раздельно?
В каком примере «НЕ» с причастием нужно писать слитно: