Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Глагол”.
Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, навыков работы в группе, внимания, памяти, логического мышления.Воспитание коллективизма, взаимоуважения, ответственности за свои поступки, интереса к урокам русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Распределение по группам. Дети хаотично двигаются по классу и по хлопку учителя группируются по 2,3,4
2. Психологический настрой на урок
Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
II. Мозговой штурм: игра “ Не прерви цепочку”.
Систематизация материала по теме “Глагол” при помощи игры “Не прерви цепочку” по кругу:
1. Что обозначает глагол? (действие)
2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
3. Как изменяется глаголы? (по временам)
4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)
5. В прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)
6. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
7. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)
8. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)
9. Пишется или нет в н.ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)
10. Назови суффикс глагола прошедшего времени? (суффикс -л)
11. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
12. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример.
Подведение итогов игры: Ребята, с какой целью мы проводили данную игру?
(обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”).
Русский язык чрезвычайно богат глаголами.
В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.
III.Эпиграф нашего урока - слова Л.Н. Толстого:
“Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы -
значит, дать движение фразе”.
IV. Работа в группах. Проверка знаний на практике.
1) Каждой группе предлагается задание (карточка 1) : выписать из предложений глаголы и определить: неопределенную форму, вид, спряжение, время, ( у глаголов настоящего и будущего времени – лицо, число; у глаголов прошедшего времени – род (в ед. ч.), число) и синтаксическую функцию.
Предложения:
1. Мы построили замок из песка.
2. Денис выразительно читает текст .
3. В музее мы увидим много интересного.
Y. А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задания.
(1 группа - построили – сов. вид, пр. время, мн. число, II спр., н.ф.- построить, сказуемое;
2 группа – читает – несов. вид, наст. время, 3 л., ед. ч.,Iспр. н.ф. – читать, I спр. сказуемое;
3 группа – увидим – совер. вид, буд. время, 1 л., мн.ч., II спр., н.ф. – увидеть (искл.) сказуемое,.
Вывод: итак, выполняя данное задание, что мы с вами повторили? (морфологические признаки глагола, синтаксическую роль).
Какие из признаков являются постоянными? (вид, спряжение).
VI. Интерактивные игры “Аквариум” и “Рассели жильцов в домики”.
Ребята, а какая самая трудная тема при изучении глагола? (Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения). Давайте еще раз закрепим эту орфограмму.
Игра “Аквариум” для 1и 2 группы (карточка 2). Вам нужно распределить по аквариумам рыбок.
Первый аквариум – глаголы I спряжения, второй аквариум - II спряжения: ре…т, стро…м, руб…т, ве…т, стел…т, кле…шь, помога…т, слыш…шь, скрыва…т, держ…сь.
Игра “Рассели жильцов в домики” для 3 и 4 группы (карточка3). Третья группа жильцов в домик с буквой -и, четвёртая группа с буквой – е: завис…т, откро…шь, увид…шь, спрашива.шь, уход…шь, плач…т, дар…м, кле…т, скаче…т, хохоч…т.
Представители команд доказывают правильность выполненного задания.
Вывод: Итак, к I спряжению относятся глаголы (на -еть, -оть, -ать, -уть, -ять; брить, стелить), ко II спряжению ? (I спряжение – -у (-ю), -ешь, -ет, -ете, -ут (-ют),
II спряжение - -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, (-ят)
YII. Индивидуальная работа в тетради (карточка 4).
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
За один раз дерева (не) сруб.ш.
Наперед (не) знаешь, где найдеш., где потеря.ш.
За двумя зайцами погон.ш.ся, ни одного не пойма.ш.
Грамоте учит.ся – всегда пригодит.ся.
Лодырю всегда (не)здоров.т.ся.
YIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Настало время подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас по очереди закончить фразу:
“ Сегодня на уроке……….”.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый лист
IХ. Домашнее задание.
Составить тест или кроссворд по теме “Глагол”.
Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!
Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех!