Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Глагол”.
Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, навыков работы в группе, внимания, памяти, логического мышления.Воспитание коллективизма, взаимоуважения, ответственности за свои поступки, интереса к урокам русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Распределение по группам. Дети хаотично двигаются по классу и по хлопку учителя группируются по 2,3,4
2. Психологический настрой на урок
Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
II. Мозговой штурм: игра “ Не прерви цепочку”.
Систематизация материала по теме “Глагол” при помощи игры “Не прерви цепочку” по кругу:
1. Что обозначает глагол? (действие)
2. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)
3. Как изменяется глаголы? (по временам)
4. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются … (по лицам и числам)
5. В прошедшем времени … (по родам (в ед.ч.) и числам)
6. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
7. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)
8. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)
9. Пишется или нет в н.ф. после буквы Ч – мягкий знак? (да)
11. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
12. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример.
Подведение итогов игры: Ребята, с какой целью мы проводили данную игру?
(обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”).
Русский язык чрезвычайно богат глаголами.
В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.
III.Эпиграф нашего урока - слова Л.Н. Толстого:
“Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы -
значит, дать движение фразе”.
IV. Работа в группах. Проверка знаний на практике.
1) Каждой группе предлагается задание (карточка 1) : выписать из предложений глаголы и определить: неопределенную форму, вид, спряжение, время, ( у глаголов настоящего и будущего времени – лицо, число; у глаголов прошедшего времени – род (в ед. ч.), число) и синтаксическую функцию.
Предложения:
1. Мы построили замок из песка.
2. Денис выразительно читает текст .
3. В музее мы увидим много интересного.
Y. А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задания.
(1 группа - построили – сов. вид, пр. время, мн. число, II спр., н.ф.- построить, сказуемое;
2 группа – читает – несов. вид, наст. время, 3 л., ед. ч.,Iспр. н.ф. – читать, I спр. сказуемое;
3 группа – увидим – совер. вид, буд. время, 1 л., мн.ч., II спр., н.ф. – увидеть (искл.) сказуемое,.
Вывод: итак, выполняя данное задание, что мы с вами повторили? (морфологические признаки глагола, синтаксическую роль).
Какие из признаков являются постоянными? (вид, спряжение).
VI. Интерактивные игры “Аквариум” и “Рассели жильцов в домики”.
Ребята, а какая самая трудная тема при изучении глагола? (Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения). Давайте еще раз закрепим эту орфограмму.
Игра “Аквариум” для 1и 2 группы (карточка 2). Вам нужно распределить по аквариумам рыбок.
Первый аквариум – глаголы I спряжения, второй аквариум - II спряжения: ре…т, стро…м, руб…т, ве…т, стел…т, кле…шь, помога…т, слыш…шь, скрыва…т, держ…сь.
Игра “Рассели жильцов в домики” для 3 и 4 группы (карточка3). Третья группа жильцов в домик с буквой -и, четвёртая группа с буквой – е: завис…т, откро…шь, увид…шь, спрашива.шь, уход…шь, плач…т, дар…м, кле…т, скаче…т, хохоч…т.
Представители команд доказывают правильность выполненного задания.
Вывод: Итак, к I спряжению относятся глаголы (на -еть, -оть, -ать, -уть, -ять; брить, стелить), ко II спряжению ? (I спряжение – -у (-ю), -ешь, -ет, -ете, -ут (-ют),
11. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
12. Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример.
Подведение итогов игры: Ребята, с какой целью мы проводили данную игру?
(обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”).
Русский язык чрезвычайно богат глаголами.
В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.
III.Эпиграф нашего урока - слова Л.Н. Толстого:
“Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы - значит, дать движение фразе”.
IV. Работа в группах. Проверка знаний на практике.
1) Каждой группе предлагается задание (карточка 1) : выписать из предложений глаголы и определить: неопределенную форму, вид, спряжение, время, ( у глаголов настоящего и будущего времени – лицо, число; у глаголов прошедшего времени – род (в ед. ч.), число) и синтаксическую функцию.
Предложения:
1. Мы построили замок из песка.
2. Денис выразительно читает текст .
3. В музее мы увидим много интересного.
Y. А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задания.
(1 группа - построили – сов. вид, пр. время, мн. число, II спр., н.ф.- построить, сказуемое;
2 группа – читает – несов. вид, наст. время, 3 л., ед. ч.,Iспр. н.ф. – читать, I спр. сказуемое;
3 группа – увидим – совер. вид, буд. время, 1 л., мн.ч., II спр., н.ф. – увидеть (искл.) сказуемое,.
Вывод: итак, выполняя данное задание, что мы с вами повторили? (морфологические признаки глагола, синтаксическую роль).
Какие из признаков являются постоянными? (вид, спряжение).
VI. Интерактивные игры “Аквариум” и “Рассели жильцов в домики”.
Ребята, а какая самая трудная тема при изучении глагола? (Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения). Давайте еще раз закрепим эту орфограмму .
Игра “Аквариум” для 1и 2 группы (карточка 2). Вам нужно распределить по аквариумам рыбок.
Первый аквариум – глаголы I спряжения, второй аквариум - II спряжения: ре…т, стро…м, руб…т, ве…т, стел…т, кле…шь, помога…т, слыш…шь, скрыва…т, держ…сь.
Игра “Рассели жильцов в домики” для 3 и 4 группы (карточка3). Третья группа жильцов в домик с буквой -и, четвёртая группа с буквой – е: завис…т, откро…шь, увид…шь, спрашива..шь, уход…шь, плач…т, дар…м, кле…т, скаче…т, хохоч…т.
Представители команд доказывают правильность выполненного задания.
Вывод: Итак, к I спряжению относятся глаголы (на -еть, -оть, -ать, -уть, -ять; брить, стелить), ко II спряжению ? (I спряжение – -у (-ю), -ешь, -ет, -ете, -ут (-ют),