kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.   Сложные слова

Цели:       знакомство с понятием «сложные слова»,

                  формирование умений распознавать и образовывать сложные слова,

                  развивать мышление, умение делать выводы,

                   воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в   

                  процессе работы в группах, парах.

Оборудование: учебник «Русский язык.3 класс» Л. Желтовской;

                                 компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация,

                                 карточки для работы в парах.

ХОД УРОКА.

I. Эмоциональный настрой

- Ребята, как вы понимаете пословицу «Ученику – удача, учителю - радость»?

     - Я желаю вам на уроке хорошей работоспособности и удачи, а себе радость от ваших успехов. (1 слайд)

II. Минута чистописания.

     - Определите по пословице какую букву будем писать. Как догадались?

     - Напишите в соединении заглавную и строчную буквы Уу. Запишите слова из пословицы с этой буквой. Какие орфограммы есть в этих словах?

III. Проверка домашнего задания. (2 слайд) (Приложение1)

     - О ком писали текст? Как называет автор птичку? (отважная, храбрая)

     - Почему?

     - Какие словосочетания выписали? (3слайд)

     - Что такое словосочетание? Что является главной частью словосочетания?

IV. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

     - Что является главной частью в составе слова?

     - Выпишите из текста слова для разбора по составу? ((в)гнёздышке,

       отважная, мухоловка).

(Разбор по составу на доске и в тетрадях)

     - Все ли согласны с выполнением разбора на доске? (да, нет) Почему?

     - Сколько мнений  в классе? Какой вопрос возникает в данной ситуации?

(Кто прав? Сколько корней в слове мухоловка?)

V. Открытие нового знания.

     - Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Почему птичка называется

       мухоловкой?

     - Запишите словосочетание: ловит мух. Подберите к каждому слову

       однокоренные слова. (мушка, мухомор, улов, переловил)(4слайд)

     - Выделите корень в словах. Есть ли корни  -мух- и –лов- в слове мухоловка?

     - Сколько же корней в слове мухоловка? (5слайд)

     - При помощи чего соединяются 2 корня в слове?

     - Сформулируйте определение. Какие же слова называются сложными?

     - Прочитайте для подтверждения нашего предположения «Ключик»на с 115.

     - Какова же тема нашего урока?(6слайд)

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Упражнения для глаз.

VI. Первичное закрепление.

     1. - Придумайте и задайте вопросы по новой теме своим одноклассникам.

(Сколько главных смысловых частей в сложных словах? Какими гласными они соединяются?)

     2. Игра «Словопад».

         - Вот заданье для ребят.

           Наблюдаю словопад.

           Вдруг их кто-то уронил,

           А подняться нету сил.

           Не валялись чтоб без толку,

           Собери, поставь на полку.    

         Овощ                                 пад

         Снег               о                  лов

          Рыб                                    ход

          Лед                                    мор

          Мух               е                кол

     3. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

         Учебник, с 115 № 6

        - Проверьте правильность выполнения, оцените свою работу: поставьте на

       полях тетради  «+» - если всё правильно, «?» - если сомневались при

       выполнении, «-» - если допустили ошибки. (7слайд)

        - От корней каких частей речи образованы эти слова? Назовите эти слова.

VII. Включение нового знания в систему знаний.

     1. Работа в парах (дифференцированное задание).

       1 уровень: составить сложные слова из данных пар слов (карточка)

       2 уровень: из каких слов упр№2 можно составить сложные слова? Запишите.

     2.  Фронтальная работа.

       - Рассмотрите рисунки.(8слайд). Назовите предметы. Какой корень

         повторяется в этих словах? Какое значение имеет это короткое слово сам?

      3. Работа в группах

       - Придумайте предложения с этими словами (каждой группе по 1

         слову). Запишите их.

(Чтение «Ключика» на с 116)

VIII. Итог урока.

       - Над какой темой работали? Что узнали о сложных словах?

       - Где вам могут пригодиться эти знания?

IX.  Домашнее задание. (9слайд)

     1 уровень: р. т. с. 39 № 3.

     2 уровень: р. т. с. 40 № 5.

Приложение 1.

Храбрая мухоловка.

   У нас в саду росла груша. На верхушке построила гнездо мухоловка. В гнёздышке на мягкой подстилке лежали яйца этой птички.

   Однажды подошла к груше кошка. Хищница осторожно поползла по стволу груши прямо к веточке с гнёздышком. Отважная мухоловка стала бить кошку крыльями и жалобно пищать. На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоём они защитили гнездо от кошки.

Задание: списать текст; выписать 3 словосочетания, соответствующие схемам:

                                    x

                предлог + сущ  + сущ

                                  x

                прилаг + сущ

                   x

                глаг + предлог + сущ

Приложение 2.

Задание 1 уровня для работы в парах.

- Составьте из данных пар слов сложные слова:

   книга, любить;

   животные, разводить;

   ловить, рыба;

   копать, земля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Сложные слова"»

Тема. Сложные слова

Цели: знакомство с понятием «сложные слова»,

формирование умений распознавать и образовывать сложные слова,

развивать мышление, умение делать выводы,

воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в

процессе работы в группах, парах.


Оборудование: учебник «Русский язык.3 класс» Л. Желтовской;

компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация,

карточки для работы в парах.



ХОД УРОКА.

I. Эмоциональный настрой

- Ребята, как вы понимаете пословицу «Ученику – удача, учителю - радость»?

- Я желаю вам на уроке хорошей работоспособности и удачи, а себе радость от ваших успехов. (1 слайд)


II. Минута чистописания.

- Определите по пословице какую букву будем писать. Как догадались?

- Напишите в соединении заглавную и строчную буквы Уу. Запишите слова из пословицы с этой буквой. Какие орфограммы есть в этих словах?


III. Проверка домашнего задания. (2 слайд) (Приложение1)

- О ком писали текст? Как называет автор птичку? (отважная, храбрая)

- Почему?

- Какие словосочетания выписали? (3слайд)

- Что такое словосочетание? Что является главной частью словосочетания?


IV. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Что является главной частью в составе слова?

- Выпишите из текста слова для разбора по составу? ((в)гнёздышке,

отважная, мухоловка).

(Разбор по составу на доске и в тетрадях)

- Все ли согласны с выполнением разбора на доске? (да, нет) Почему?

- Сколько мнений в классе? Какой вопрос возникает в данной ситуации?

(Кто прав? Сколько корней в слове мухоловка?)


V. Открытие нового знания.

- Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Почему птичка называется

мухоловкой?

- Запишите словосочетание: ловит мух. Подберите к каждому слову

однокоренные слова. (мушка, мухомор, улов, переловил)(4слайд)

- Выделите корень в словах. Есть ли корни -мух- и –лов- в слове мухоловка?

- Сколько же корней в слове мухоловка? (5слайд)

- При помощи чего соединяются 2 корня в слове?

- Сформулируйте определение. Какие же слова называются сложными?

- Прочитайте для подтверждения нашего предположения «Ключик»на с 115.

- Какова же тема нашего урока?(6слайд)


Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Упражнения для глаз.


VI. Первичное закрепление.

1. - Придумайте и задайте вопросы по новой теме своим одноклассникам.

(Сколько главных смысловых частей в сложных словах? Какими гласными они соединяются?)

2. Игра «Словопад».

- Вот заданье для ребят.

Наблюдаю словопад.

Вдруг их кто-то уронил,

А подняться нету сил.

Не валялись чтоб без толку,

Собери, поставь на полку.

Овощ пад

Снег о лов

Рыб ход

Лед мор

Мух е кол


3. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Учебник, с 115 № 6

- Проверьте правильность выполнения, оцените свою работу: поставьте на

полях тетради «+» - если всё правильно, «?» - если сомневались при

выполнении, «-» - если допустили ошибки. (7слайд)

- От корней каких частей речи образованы эти слова? Назовите эти слова.


VII. Включение нового знания в систему знаний.

1. Работа в парах (дифференцированное задание).

1 уровень: составить сложные слова из данных пар слов (карточка)

2 уровень: из каких слов упр№2 можно составить сложные слова? Запишите.

2. Фронтальная работа.

- Рассмотрите рисунки.(8слайд). Назовите предметы. Какой корень

повторяется в этих словах? Какое значение имеет это короткое слово сам?

3. Работа в группах

- Придумайте предложения с этими словами (каждой группе по 1

слову). Запишите их.

(Чтение «Ключика» на с 116)

VIII. Итог урока.

- Над какой темой работали? Что узнали о сложных словах?

- Где вам могут пригодиться эти знания?

IX. Домашнее задание. (9слайд)

1 уровень: р. т. с. 39 № 3.

2 уровень: р. т. с. 40 № 5.






























Приложение 1.


Храбрая мухоловка.

У нас в саду росла груша. На верхушке построила гнездо мухоловка. В гнёздышке на мягкой подстилке лежали яйца этой птички.

Однажды подошла к груше кошка. Хищница осторожно поползла по стволу груши прямо к веточке с гнёздышком. Отважная мухоловка стала бить кошку крыльями и жалобно пищать. На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоём они защитили гнездо от кошки.


Задание: списать текст; выписать 3 словосочетания, соответствующие схемам:

x

предлог + сущ + сущ

x

прилаг + сущ

x

глаг + предлог + сущ






Приложение 2.


Задание 1 уровня для работы в парах.



- Составьте из данных пар слов сложные слова:

книга, любить;

животные, разводить;

ловить, рыба;

копать, земля.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Сложные слова"

Автор: Дремина Ольга Романовна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка. Тема: "Местоимение" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-miestoimieniie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421942015"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства