Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения |
I. 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. - Пожелаем мысленно друг другу успехов в обучении. | Хором: Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей Всех знакомых, незнакомых И серьёзных и весёлых. | Метапредметные (УУД): регулятивные: умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация (развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам, готовности к сотрудничеству и дружбе) |
II. Актуализация знаний обучащихся Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление | -Итак, у нас урок русского языка. Открываем тетрадь и записываем дату. Начнём урок с минутки чистописания. 1.Минутка чистописания: Цель: организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо заглавной и строчной букв, Какую букву будем прописывать, мы сейчас узнаем: ею обозначают в транскрипции парный глухой согласный звук в словах чиж, нож. -Ребята на нашу электронную почту пришло письмо (слайд) - на путешествие шаре совершите воздушном- - Непонятное письмо. Помогите прочитать - Какое по цели высказывания это предложение? -Почему бы не полететь. Есть одно место, которое я вам давно хотела показать, но туда можно попасть имея определённые знания 1. Задание: Назови лишнее. (слайд) Подлежащее, определение, существительное, сказуемое. - Что мы знаем о существительном? 2. Задание: Списать предложения, поставив существительные в нужную форму. 1 вариант: Ученик тихо сидел за (парта). Зимой Коля отдыхал в (деревня). 2 вариант: Девочка побледнела от (испуг). Саша хорошо играл на (скрипка). -обменяйтесь тетрадями, оцените работу друг друга. - Какой вывод можно сделать о форме существительного в предложении | Открывают тетради, записывают дату урока. Отвечают на вопрос: - Букву Шш Составляют предложение и записывают в тетрадь: «Совершите путешествие на воздушном шаре». -Побудительное. -Существительное -Выполняют самостоятельно работу в тетради Оценивают друг друга в парах. Вывод: Имя существительное в предложении имеет определённую форму. | ПознавательныеУУД, Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД). |
III. Постановка цели и задач урока. Цель: умение формулировать тему и цели урока. | - Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы. Вопросы: А) Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее) Б) Первая буква алфавита (А) В) На какую букву оканчивается приставка в слове «подберёзовик»? (Д) Г) В форме какого числа стоят имена существительные «остров», «группа», «запад»?(Единственного) Д) Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». (Ж) Е) Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И) (ПАДЕЖИ) - Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (слайд) - Какова цель нашего урока? - Поднимите руку, кто готов работать, узнать на уроке что-то новое, интересное. - Что нам нужно, чтобы достичь цели урока? (Внимание, аккуратность, умение слушать, терпение, знание, самостоятельность, поддержка друга). -Мы сегодня совершим путешествие на остров Падежей Итак, в путь!!!! | - Падеж имён существительных. Называют цель урока: «Закрепить умение различать падежи, правильно употреблять существительные в нужном падеже». | ПознавательныеУУД, Регулятивные УУД Коммуникативные УУД. |
IV. Закрепление в знакомой ситуации Цель: закрепление названий падежей, вопросов к ним, изменение формы слова по предложенной таблице. | - Сколько падежей в русском языке? Назовите их. - Как мы сможем определить падеж? - Что ещё, кроме вопросов помогает определить падеж существительного? - Внимание! Подлетаем! На острове стремительно меняется погода, возьмите листы наблюдений и зафиксируйте эти изменения. Дифференцированные задания: Задание А: Измени слово по падежам. Обозначь окончание. Падеж | Вспомо-гательное слово | Вопросы | слова | Именительный | | кто? что? | погода | Родительный | | кого? чего? | | Дательный | | кому? чему? | | Винительный | | кого? что? | | Творительный | | кем? чем? | | Предложный | | о ком? о чём? | | Задание В: Дополни таблицу и измени слова по падежам. Обозначь окончание. Падеж | Вспомо-гательное слово | Вопросы | слова | Именительный | | кто? что? | погода остров | Родительный | | кого? чего? | | Дательный | | кому? чему? | | Винительный | | кого? что? | | Творительный | | кем? чем? | | Предложный | | о ком? о чём? | | - Проверьте работу (слайд) -Что необычное вы заметили при изменении слов? -Кто знает, почему? - Оцените свою работу на индивидуальных оценочных листах. | -Шесть - По вопросам -Вспомогательные слова Самостоятельно работают, проверяют по эталону на слайде - В предложном падеже написали предлог об | ПознавательныеУУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД. |
V. Физминутка Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к дальнейшему восприятию материала по теме урока. | - Предлагаю произвести высадку и отдохнуть. | Выполняют движение , которые предложены на слайдах. | |
VI. Включение в систему знаний и повторение. Цель: закрепление изученного материала, автоматизация умственных действий и формирование вывода. | Чтобы пройти вглубь острова, нам нужен проводник, остальные точно следуют за ним по заданному маршруту. Задание для проводника: ( Учебник с. 28, упражнение 3) . Спиши предложение, разбери по членам, определи падеж существительного. Раздолбит дятел дерево, найдёт под корой вредителя и съест. (Раздолбит дятел дерево, найдёт под корой вредителя и съест). Пока мы тихо к цели шли, исчезли предлоги на нашем пути (слайд) Устная работа по восстановлению предлогов в словосочетаниях. Обозначение падежа существительных. Уйти …вечера; мокрый … росы, вышел …дорогу, летит …островом, закатилось … горизонт. | Работа у доски Ответы по заданию: (кто? ) дятел –подлежащее, подчёркиваем 1 чертой, выражено существительным в И.п; (что сделает? Раздолбит, найдёт и съест – это однородные сказуемые, подчёркиваем 2 чертами, выражены глаголами; (что?) дерево – это дополнение, подчёркиваем пунктирной линией, выражено существительным в В.п; (где?) под корой- это обстоятельство, подчёркиваем точкой-пунктиром, выражено существительным в П.п; (кого?) вредителя- это дополнение, подчёркиваем пунктирной линией, выражено существительным в В.п. Называют пропущенные предлоги и падежи. | Познавательные,УУД РегулятивныеУУД Коммуникативные УУД. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организация дифференцированной самостоятельной работы, корректировка возможных ошибок, определение затруднений. | - И вот мы достигли центра острова, здесь собираются вместе все падежи. Вам самостоятельно нужно определить падежи имен существительных. Выберите себе задание, которое сможете выполнить. Дифференцированная работа по карточкам Задание А: определи падеж имени существительного. Подошёл к мосту ( ), стоял на мосту( ), подал книгу ( ), остался без лошади ( ), занимается футболом( ) Задание В: определи падеж имени существительного, вставь пропущенную орфограмму Подошёл к м*сту ( ), стоял на м*сту( ), подал книгу ( ), остался без лошади ( ), занимается футболом( ), катался на лошади( ), прислонился к ст*не ( ), альбом для р*сования( ). - Проверьте работу на слайде, оцените свою работу на индивидуальных оценочных листах. - На каждом острове можно найти что-нибудь интересное, что можно взять домой на память. Посмотрите внимательно, может и вы, что-нибудь найдёте? -Это ваше домашнее задание, ответить на вопросы теста по теме урока. Тест по теме «Падеж имён существительных Ф.И.___________________________________ 1. Отметь вопросы творительного падежа А) кого? Б) чему? В) кем? Г) о чём Д) чем? 2. Отметь вопросы дательного падежа А) кому? Б) кого? В) чему? Г) о чём Д) что? 3. Отметь словосочетание с существительным в винительном падеже. А) гулять по лесу Б) думать о театре В) поймать кошку 4. Отметь словосочетание с существительным в родительном падеже. А) ходить по ковру Б) цветы для мамы В) поймать мышку 5. Отметь словосочетание с существительным в творительном падеже. А) качаться на качелях Б) гулять с братом В) верить в победу 6. Отметь словосочетания, где в существительных неверно определён падеж. А) войти в дом (И.п.) Б) зимует под снегом (Т.п.) В) рисунок на песке (Д.п.) | Самостоятельно выбирают задание по сложности и выполняют, работают по карточке, проверяют по эталону на слайде оценивают свою работу на индивидуальных оценочных листах. Находят конверты, открывают их | Познавательные,УУД РегулятивныеУУД Коммуникативные УУД. |
VIII. Итог урока. Рефлексия. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: способствовать формированию вывода, подведение итога урока, самооценка учащимися собственной учебной деятельности. | - Наше путешествие подошло к концу -Над какой темой работали? -Какие цели ставили? -Смогли ли достичь цели? - Кто испытал трудности в работе, в каком виде деятельности? - Какое задание вам понравилось? (Слайд) Я ЗНАЮ: как определять падежи имен существительных; Я МОГУ: рассуждать, слушать и слышать, вести диалог, выражать свою мысль; Я СУМЕЮ: сотрудничать с товарищами на уроке, с учителем, справиться с любым заданием на уроке; Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ: высказывать свои мысли и грамотно писать. -Над чем ещё предстоит серьёзно поработать? -Довольны ли вы своей работой на уроке? - Какое настроение было у вас, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. | Ребята обобщают полученные на уроке знания, проводят самооценку собственной деятельности | КоммуникативныеУУДи Личностные УУД. |