kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок одного стихотворения       8 класс

Раздел преподавания: русский язык.

Форма урока: бинарный урок русского языка и литературы.

Тема: комплексный анализ текста.

Эпиграф: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

                                                                               К.Паустовский

Цели: - привлечь внимание учащихся к образности и эмоциональности

             художественного стиля речи;

           -учить быть предельно внимательным к слову, особенно поэтическому;

           - показать детям, какую работу можно вести по одному образцовому

             тексту;

           - совершенствовать навык выразительного чтения;

           - повторить: члены предложения, типы сказуемых, разбор слова по

             составу, определения согласованные и несогласованные, дополнения

              прямые и косвенные и др. грамматический материал и материал по

             лексике;

          - повторить материал по литературе: эпитеты, олицетворение;

          - развивать навык работы со справочной литературой.

Оборудование: - стихотворение Бунина (слайд №1);

                          - листочки с отпечатанным стихотворением (у каждого);

                          -справочная литература;

                          -учебники по литературе и русскому языку;

                          - рабочие тетради по литературе и русскому языку.

               Конспект урока.

1.Организация класса: объяснение целей, задач, необычности формы урока.

2.Наблюдение над  стилистической ролью определений и обстоятельств в художественном тексте.       

     2.1. Читается стихотворение (учитель или подготовленный ученик):

         Таинственно шумит лесная тишина,

         Незримо по лесам поет и бродит осень…

         Темнеет день за днем, и вот опять слышна

         Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.

         Угрюмо бор гудит, несутся листья вдаль…

         Но в шумном ропоте и песне безнадежной

         Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,

         Укор былой весне, и ласковый, и нежный.

                                                                        И.Бунин

    2.2. Ребята перечитывают его про себя, а затем вслух, стараясь передать свою  интонацию.

    2.3. Вопросы для анализа:

          1. Какое настроение вызывает это стихотворение? ( если нет отпечатанных  листочков, можно переписать со слайда в тетрадь – оно еще раз как бы перечитывается, и появляются какие-то мысли и эмоции)

         2. С помощью чего автор добивается образности, выразительности стиха?

          ( при помощи второстепенных членов предложения- определений,       

            обстоятельств).

А как мы называем определения на уроках литературы?

( Это эпитеты. Предварительно один ученик получил задание дать определение эпитета по «Словарю литературоведческих терминов», остальные – смотрят это определение в учебнике литературы).

         3. Попробуем прочитать это стихотворение без определений и обстоятельств (слайд №2). Получается очень сухо, воображение никаких образов не рисует, отношение автора к этим строкам непонятно.

         4.Какими же должны быть эти слова, чтобы мы почувствовали легкую и светлую тоску? ( эмоционально окрашенными, оценочными).

         5. Давайте назовем и подчеркнем эти определения и обстоятельства.

             Какие это определения: согласованные или несогласованные?

         6. Выразительно прочитаем стихотворение вслух. Что мы должны

             передать интонацией, как прочитать?

          7. Есть здесь стилистически нейтральные определения и обстоятельства?

             Назовем их ( лесная, по лесам, опять, в ней)

          8. К какому литературному стилю относится этот текст? Докажите.

          9. В этом тексте есть такой литературный прием, как олицетворение.

             Вспомним, что это такое (работа с учебником литературы, один –

             предварительно работал со словарем): осень бродит и поет, сосны

             угрюмые, бор гудит и др. Для чего автор использует этот прием?

             Чего он добивается с его помощью?

          10. Объясните лексическое значение слов: бор( хвойный лес), укор (упрек,   порицание), былой( прошедшей, минувшей), ропот возмущение, недовольство). 

         11. Подобрать синонимы к словам: незримо( не видно, незаметно,  невидимо), угрюмо (неласково, сумрачно, хмуро, мрачно).
Можно дать предварительное задание учащимся по № 10 и 11 поработать со словарями.

3. Грамматические задания на повторение.

         1. Определим, сколько всего простых предложений в этом тексте (8).

             Назовите их основы (подчеркнуть ).

         2. Определите виды сказуемых (задание дано в начале урока на карточке

              (индивидуально).

         3. Какой член предложения мы еще не называли, не находили в тексте?

              (дополнение).  Есть ли они здесь?  Найдем их. Какие она – прямые или

           косвенные?

        4. Разобрать слова по составу: таинственно, темнеет, тоскующая, (в)    

            безнадежной. (задание дано индивидуально на карточке предварительно).

        5. Найти предложения односоставные (3, 8). Почему?

        6. Объяснить правописание слов: бродит, тоскующая, несутся (задание дано

            предварительно).

        7. Найти слова, не являющиеся членами предложения. Почему? Какие это части

           речи? (союзы, предлоги – служебные части речи).

        8. Составить схемы предложений с однородными членами (2, 7, 8). Объяснить

             знаки препинания. (задание дано индивидуально на карточке)

4. Обобщение по уроку: мы сегодня с вами на уроке работали только с одним

    стихотворением, но видим, какой богатый материал оно дает по грамматике,

    орфографии, лексике; насколько оно эмоционально, выразительно; какое значение

    имеет каждое правильно подобранное слово для передачи чувств и настроений

    автора. Это стихотворение И.А.Бунина понравилось вам? Давайте его еще раз 

    выразительно перечитаем. Оценить работу учащихся.

5. Домашнее задание: 1) из художественного текста подобрать  предложение и составить по нему как можно больше заданий – грамматических, лексических.

                                     2) нарисовать иллюстрацию к стихотворению Бунина.

   (задание дается учащимся на выбор).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста) »

Урок одного стихотворения.8 класс. Из опыта работы

учителя НШИ Горбуновой З.А.

Раздел преподавания: русский язык.

Форма урока: бинарный урок русского языка и литературы.

Тема: комплексный анализ текста.


Эпиграф: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

К.Паустовский


Цели: - привлечь внимание учащихся к образности и эмоциональности

художественного стиля речи;

-учить быть предельно внимательным к слову, особенно поэтическому;

- показать детям, какую работу можно вести по одному образцовому

тексту;

- совершенствовать навык выразительного чтения;

- повторить: члены предложения, типы сказуемых, разбор слова по

составу, определения согласованные и несогласованные, дополнения

прямые и косвенные и др. грамматический материал и материал по

лексике;

- повторить материал по литературе: эпитеты, олицетворение;

- развивать навык работы со справочной литературой.


Оборудование: - стихотворение Бунина, записанное на доске;

- листочки с отпечатанным стихотворением (у каждого);

-справочная литература;

-учебники по литературе и русскому языку;

- рабочие тетради по литературе и русскому языку.

Конспект урока.


1.Организация класса: объяснение целей, задач, необычности формы урока.


2.Наблюдение над стилистической ролью определений и обстоятельств в художественном тексте.

2.1. Читается стихотворение (учитель или подготовленный ученик):

Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поет и бродит осень…

Темнеет день за днем, и вот опять слышна

Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.

Угрюмо бор гудит, несутся листья вдаль…

Но в шумном ропоте и песне безнадежной

Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,

Укор былой весне, и ласковый, и нежный.

И.Бунин


2.2. Ребята перечитывают его про себя, а затем вслух, стараясь передать свою интонацию.


2.3. Вопросы для анализа:

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? ( если нет отпечатанных листочков, можно переписать с доски в тетрадь – оно еще раз как бы перечитывается, и появляются какие-то мысли и эмоции)


2. С помощью чего автор добивается образности, выразительности стиха?

( при помощи второстепенных членов предложения- определений,

обстоятельств).

А как мы называем определения на уроках литературы?

( Это эпитеты. Предварительно один ученик получил задание дать определение эпитета по «Словарю литературоведческих терминов», остальные – смотрят это определение в учебнике литературы).


3. Попробуем прочитать это стихотворение без определений и обстоятельств (на доске их можно закрыть полосками бумаги). Получается очень сухо, воображение никаких образов не рисует, отношение автора к этим строкам непонятно.


4.Какими же должны быть эти слова, чтобы мы почувствовали легкую и светлую тоску? ( эмоционально окрашенными, оценочными).


5. Давайте назовем и подчеркнем эти определения и обстоятельства.

Какие это определения: согласованные или несогласованные?


6. Выразительно прочитаем стихотворение вслух. Что мы должны

передать интонацией, как прочитать?


7. Есть здесь стилистически нейтральные определения и обстоятельства?

Назовем их ( лесная, по лесам, опять, в ней).


8. К какому литературному стилю относится этот текст? Докажите.


9. В этом тексте есть такой литературный прием, как олицетворение.

Вспомним, что это такое (работа с учебником литературы, один –

предварительно работал со словарем): осень бродит и поет, сосны

угрюмые, бор гудит и др. Для чего автор использует этот прием?

Чего он добивается с его помощью?


10. Объясните лексическое значение слов: бор( хвойный лес), укор (упрек, порицание), былой( прошедшей, минувшей), ропот (возмущение, недовольство).


11. Подобрать синонимы к словам: незримо( не видно, незаметно, невидимо), угрюмо (неласково, сумрачно, хмуро, мрачно).


Можно дать предварительное задание учащимся по № 10 и 11 поработать со словарями.


3. Грамматические задания на повторение.


1. Определим, сколько всего простых предложений в этом тексте (8).

Назовите их основы (подчеркнуть на листочках).

2. Определите виды сказуемых (задание дано в начале урока на карточке

(индивидуально).

3. Какой член предложения мы еще не называли, не находили в тексте?

(дополнение). Есть ли они здесь? Найдем их. Какие она – прямые или

косвенные?

4. Разобрать слова по составу: таинственно, темнеет, тоскующая, (в)

безнадежной. (задание дано индивидуально на карточке предварительно).

5. Найти предложения односоставные (3, 8). Почему?

6. Объяснить правописание слов: бродит, тоскующая, несутся (задание дано

предварительно).

7. Найти слова, не являющиеся членами предложения. Почему? Какие это части

речи? (союзы, предлоги – служебные части речи).

8. Составить схемы предложений с однородными членами (2, 7, 8). Объяснить

знаки препинания. (задание дано индивидуально на карточке)


4. Обобщение по уроку: мы сегодня с вами на уроке работали только с одним

стихотворением, но видим, какой богатый материал оно дает по грамматике,

орфографии, лексике; насколько оно эмоционально, выразительно; какое значение

имеет каждое правильно подобранное слово для передачи чувств и настроений

автора. Это стихотворение И.А.Бунина понравилось вам? Давайте его еще раз

выразительно перечитаем. Оценить работу учащихся.


5. Домашнее задание: 1) из художественного текста подобрать предложение и составить по нему как можно больше заданий – грамматических, лексических.

2) нарисовать иллюстрацию к стихотворению Бунина.

(задание дается учащимся на выбор).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста)

Автор: Горбунова Зоя Алексеевна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства