Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста)
Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста)
Урок одного стихотворения 8 класс
Раздел преподавания: русский язык.
Форма урока: бинарный урок русского языка и литературы.
Тема: комплексный анализ текста.
Эпиграф: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.
К.Паустовский
Цели: - привлечь внимание учащихся к образности и эмоциональности
художественного стиля речи;
-учить быть предельно внимательным к слову, особенно поэтическому;
- показать детям, какую работу можно вести по одному образцовому
тексту;
- совершенствовать навык выразительного чтения;
- повторить: члены предложения, типы сказуемых, разбор слова по
составу, определения согласованные и несогласованные, дополнения
прямые и косвенные и др. грамматический материал и материал по
лексике;
- повторить материал по литературе: эпитеты, олицетворение;
- развивать навык работы со справочной литературой.
Оборудование: - стихотворение Бунина (слайд №1);
- листочки с отпечатанным стихотворением (у каждого);
-справочная литература;
-учебники по литературе и русскому языку;
- рабочие тетради по литературе и русскому языку.
Конспект урока.
1.Организация класса: объяснение целей, задач, необычности формы урока.
2.Наблюдение над стилистической ролью определений и обстоятельств в художественном тексте.
2.1. Читается стихотворение (учитель или подготовленный ученик):
Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поет и бродит осень…
Темнеет день за днем, и вот опять слышна
Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.
Угрюмо бор гудит, несутся листья вдаль…
Но в шумном ропоте и песне безнадежной
Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,
Укор былой весне, и ласковый, и нежный.
И.Бунин
2.2. Ребята перечитывают его про себя, а затем вслух, стараясь передать свою интонацию.
2.3. Вопросы для анализа:
1. Какое настроение вызывает это стихотворение? ( если нет отпечатанных листочков, можно переписать со слайда в тетрадь – оно еще раз как бы перечитывается, и появляются какие-то мысли и эмоции)
2. С помощью чего автор добивается образности, выразительности стиха?
( при помощи второстепенных членов предложения- определений,
обстоятельств).
А как мы называем определения на уроках литературы?
( Это эпитеты. Предварительно один ученик получил задание дать определение эпитета по «Словарю литературоведческих терминов», остальные – смотрят это определение в учебнике литературы).
3. Попробуем прочитать это стихотворение без определений и обстоятельств (слайд №2). Получается очень сухо, воображение никаких образов не рисует, отношение автора к этим строкам непонятно.
4.Какими же должны быть эти слова, чтобы мы почувствовали легкую и светлую тоску? ( эмоционально окрашенными, оценочными).
5. Давайте назовем и подчеркнем эти определения и обстоятельства.
Какие это определения: согласованные или несогласованные?
6. Выразительно прочитаем стихотворение вслух. Что мы должны
передать интонацией, как прочитать?
7. Есть здесь стилистически нейтральные определения и обстоятельства?
Назовем их ( лесная, по лесам, опять, в ней)
8. К какому литературному стилю относится этот текст? Докажите.
9. В этом тексте есть такой литературный прием, как олицетворение.
Вспомним, что это такое (работа с учебником литературы, один –
предварительно работал со словарем): осень бродит и поет, сосны
угрюмые, бор гудит и др. Для чего автор использует этот прием?
11. Подобрать синонимы к словам: незримо( не видно, незаметно, невидимо), угрюмо (неласково, сумрачно, хмуро, мрачно).
Можно дать предварительное задание учащимся по № 10 и 11 поработать со словарями.
3. Грамматические задания на повторение.
1. Определим, сколько всего простых предложений в этом тексте (8).
Назовите их основы (подчеркнуть ).
2. Определите виды сказуемых (задание дано в начале урока на карточке
(индивидуально).
3. Какой член предложения мы еще не называли, не находили в тексте?
(дополнение). Есть ли они здесь? Найдем их. Какие она – прямые или
косвенные?
4. Разобрать слова по составу: таинственно, темнеет, тоскующая, (в)
безнадежной. (задание дано индивидуально на карточке предварительно).
5. Найти предложения односоставные (3, 8). Почему?
6. Объяснить правописание слов: бродит, тоскующая, несутся (задание дано
предварительно).
7. Найти слова, не являющиеся членами предложения. Почему? Какие это части
речи? (союзы, предлоги – служебные части речи).
8. Составить схемы предложений с однородными членами (2, 7, 8). Объяснить
знаки препинания. (задание дано индивидуально на карточке)
4. Обобщение по уроку: мы сегодня с вами на уроке работали только с одним
стихотворением, но видим, какой богатый материал оно дает по грамматике,
орфографии, лексике; насколько оно эмоционально, выразительно; какое значение
имеет каждое правильно подобранное слово для передачи чувств и настроений
автора. Это стихотворение И.А.Бунина понравилось вам? Давайте его еще раз
выразительно перечитаем. Оценить работу учащихся.
5. Домашнее задание: 1) из художественного текста подобрать предложение и составить по нему как можно больше заданий – грамматических, лексических.
2) нарисовать иллюстрацию к стихотворению Бунина.
(задание дается учащимся на выбор).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста) »
Урок одного стихотворения.8 класс. Из опыта работы
учителя НШИ Горбуновой З.А.
Раздел преподавания: русский язык.
Форма урока: бинарный урок русского языка и литературы.
Тема: комплексный анализ текста.
Эпиграф:Для всего в русскомязыке есть великоемножество хороших слов.
К.Паустовский
Цели: - привлечь внимание учащихся к образности и эмоциональности
художественного стиля речи;
-учить быть предельно внимательным к слову, особенно поэтическому;
- показать детям, какую работу можно вести по одному образцовому
тексту;
- совершенствовать навык выразительного чтения;
- повторить: члены предложения, типы сказуемых, разбор слова по
составу, определения согласованные и несогласованные, дополнения
прямые и косвенные и др. грамматический материал и материал по
лексике;
- повторить материал по литературе: эпитеты, олицетворение;
- развивать навык работы со справочной литературой.
Оборудование: - стихотворение Бунина, записанное на доске;
- листочки с отпечатанным стихотворением (у каждого);
-справочная литература;
-учебники по литературе и русскому языку;
- рабочие тетради по литературе и русскому языку.
Конспект урока.
1.Организация класса: объяснение целей, задач, необычности формы урока.
2.Наблюдение над стилистической ролью определений и обстоятельств в художественном тексте.
2.1. Читается стихотворение (учитель или подготовленный ученик):
Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поет и бродит осень…
Темнеет день за днем, и вот опять слышна
Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.
Угрюмо бор гудит, несутся листья вдаль…
Но в шумном ропоте и песне безнадежной
Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,
Укор былой весне, и ласковый, и нежный.
И.Бунин
2.2. Ребята перечитывают его про себя, а затем вслух, стараясь передать свою интонацию.
2.3. Вопросы для анализа:
1. Какое настроение вызывает это стихотворение? ( если нет отпечатанных листочков, можно переписать с доски в тетрадь – оно еще раз как бы перечитывается, и появляются какие-то мысли и эмоции)
2. С помощью чего автор добивается образности, выразительности стиха?
( при помощи второстепенных членов предложения- определений,
обстоятельств).
А как мы называем определения на уроках литературы?
( Это эпитеты. Предварительно один ученик получил задание дать определение эпитета по «Словарю литературоведческих терминов», остальные – смотрят это определение в учебнике литературы).
3. Попробуем прочитать это стихотворение без определений и обстоятельств (на доске их можно закрыть полосками бумаги). Получается очень сухо, воображение никаких образов не рисует, отношение автора к этим строкам непонятно.
4.Какими же должны быть эти слова, чтобы мы почувствовали легкую и светлую тоску? ( эмоционально окрашенными, оценочными).
5. Давайте назовем и подчеркнем эти определения и обстоятельства.
Какие это определения: согласованные или несогласованные?
6. Выразительно прочитаем стихотворение вслух. Что мы должны
передать интонацией, как прочитать?
7. Есть здесь стилистически нейтральные определения и обстоятельства?
Назовем их ( лесная, по лесам, опять, в ней).
8. К какому литературному стилю относится этот текст? Докажите.
9. В этом тексте есть такой литературный прием, как олицетворение.
Вспомним, что это такое (работа с учебником литературы, один –
предварительно работал со словарем): осень бродит и поет, сосны
угрюмые, бор гудит и др. Для чего автор использует этот прием?