kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вставить

Урок русского языка в 1 классе в начале четвёртой четверти (УМК «Планета знаний»)

Цель: Формировать умение обозначать мягкость согласного на письме мягким знаком.

Задачи:

- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;

- совершенствовать умение правильно писать слова;

- формировать умение работать в паре;

- организовывать самооценивание обучающимися;

- воспитывать самостоятельность и интерес к учебной деятельности.

Оборудование: ноутбук, мультимедиа, учебник, рабочая тетрадь, карточки для рефлексии, карточки звуковых схем, презентация, аудиозапись, картинки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак - показатель мягкости 1класс»


Тема: Мягкий знак – показатель мягкости.

Учитель: БОУ «Нюксенская СКОШ-И VIII вида» Ермолинская Надежда Андреевна.

Тип урока: Изучение нового материала.

Класс: 1а

УМК «Планета знаний»

Цель: Формировать умение обозначать мягкость согласного на письме мягким знаком.

Задачи:

- расширить представления обучающихся о мягком знаке – показателе мягкости;

- совершенствовать умение правильно писать слова;

- формировать умение работать в паре;

- организовывать самооценивание обучающимися;

- воспитывать самостоятельность и интерес к учебной деятельности.


Оборудование: ноутбук, мультимедиа, учебник, рабочая тетрадь, карточки для рефлексии, карточки звуковых схем, презентация, аудиозапись, картинки.


Межпредметные:

  • литературное чтение

  • окружающий мир























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивация учебной деятельности.




Давайте, ребята, подарим улыбки друг другу и нашим гостям. Я вам желаю хорошего настроения на весь урок.

Сегодня мы откроем ещё один секрет русского языка.

Но чтобы нам его узнать, нужно быть очень внимательными. Вы готовы?

Отгадайте загадку.

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут.

Дети улыбаются.







Ученики слушают учителя, отгадывают загадку.



Карусель

Личностные: мотивация к изучению нового материала.


Актуализация знаний.

Учитель открывает рисунок карусели (слайд 1), звучит мелодия из мультсборника "Веселая карусель".

Ребята, давайте составим звуковую схему слова, разделим слово на слоги, поставим ударение. Сколько слогов в слове карусель? Назовите ударную гласную.

Проверьте себя (слайд 2).






Выкладывают схему.

Делят на слоги.

Ставят ударение.








Познавательные: умение обозначать звук буквой


Целеполагание.





















Давайте обозначим буквами все звуки. Спрашиваю к доске одного ученика.

Незнайка тоже выложил буквами это слово. Вот что у него получилось.

(Если у детей не окажется мягкого знака на конце. Возникает проблемная ситуация: как же записать слово, чтобы звук "л" на конце слова звучал мягко? Что же делать?)

Определите тему нашего урока. Пишу на доске.

А что вы уже знаете о мягком знаке?

(Если не скажут – на что показывает ь?)

Дополняю тему словами «показатель мягкости».

Давайте скажем цель урока – табличка «Научиться обозначать мягкость согласного на письме … », (вставлю «ь»).

Ребята, для чего нам надо научиться обозначать мягкость согласного на письме?

Теперь нам надо составить план работы на уроке.

План.

- Вспомнить …. (показатель мягкости и меняет значение слов).

- Понаблюдать ….

- Упражняться …. (Всегда ли мы верно пишем слова с «ь»)?

Молодцы!

Выкладывает слово.





Называют недостающую букву.




(Приходят к выводу, что нужна особая буква, указывающая на мягкость согласного. Знающие ученики приходят на помощь, что это буква мягкий знак.)





«Ь»

Ответы детей.



Мягким знаком.



- Чтобы правильно писать слова.




для чего «служит» «ь».


где может стоять «ь».

в написании слов с «ь».

























Регулятивные: определение темы, постановка цели и задач урока



Регулятивные: умение планировать действия





Пальчиковая гимнастика.

Повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
(Поменять руки.)


Проглаживаем каждый пальчик.

Проглаживаем каждый пальчик в обратном направлении.

Сжимаем и разжимаем несколько раз.



Начнём с минутки чистописания.

Открываем рабочие тетради с.36.

Я тетрадочку открою,

Под наклоном положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку вот как я держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

В верхней строке от края отступаем 4 пальчика, подписываем дату 9 апреля. Во второй строке от края отступаем 3 пальчика, подписываем «Классная работа».

Кто назовёт орфограмму в слове «Классная»?

Назовите буквы, которые мы будем сейчас писать.

Какая буква спряталась?

Давайте нарисуем линеечку на полях. Отметим на ней уровень: как вы справитесь с чистописанием.

По каким критериям будем себя оценивать? Аккуратность – оценим сегодня.

Поставьте точку под самыми аккуратными буквами.

Какое слово нам надо написать? Назовите последний звук в этом слове. Какой он? Какую букву пишем на конце?

Напишите старательно, аккуратно.

Посмотрите на свою работу. Оцените себя, отметьте на линеечке карандашом свой уровень.

Встаньте ребята, у кого совпали отмеченные уровни.

Умницы!


Открывают тетради.







Подписывают дату,

Классная работа.


Удвоенная согласная «с».

К, н, ы.

«ь»


Отмечают.


Выполняют чистописание.


Конь.


Дети пишут.



Личностные: установка на сохранение здоровья









Регулятивные: умение предвосхищать результат

Личностные: способность к самооценке

Открытие новых знаний.

Сейчас мы будем вспоминать - для чего служит мягкий знак. Открываем учебник с.36, упр.1.

Давайте прочитаем строки. Из какой они сказки? Кто их автор?

Что означает слово гульлива?

Что означает слово вольна?

Прочитайте из словарика в конце учебника.

Назовите рифмующиеся слова.

Сравните их. Что общего? Чем различаются?

Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами. Какие эти звуки твёрдые или мягкие?

А изменилось ли значение слова, когда появился «ь»?

Сейчас вы в парах понаблюдаете количество букв и звуков по заданию учебника упр.2.

В каких словах две буквы обозначают один звук?


Какой мы сделаем вывод?

Работа над правилом с.36.


Ребята, меняется ли значение слов, когда появляется «ь»?

Какой сделаем вывод?

Мы вспомнили для чего служит «ь»?

Можем считать, что выполнили этот пункт плана?

Давайте оценим себя. Кто всё понял – красный.

У кого есть вопросы – зелёный.

Кто ничего не понял – синий.



Читают.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

А.С. Пушкин.

Работа по словарю.


ВОЛНА – ВОЛЬНА



Л ЛЬ


Один читает задание вслух.

Т-ТЬ Л-ЛЬ Р-РЬ

Брать(5б., 4зв.), уголь(5б., 4зв.), жарь(4б., 3зв.).

Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквой «ь». Буква «ь» звука не обозначает.


«ь» меняет значение слов.





Познавательные:

поиск и извлечение информации


Познавательные: сравнение, анализ, умение делать вывод

Познавательные:

самостоятельно выполнять задание

Регулятивные:

удерживание учебной задачи




Познавательные: вывод

Личностные: способность к самооценке


Физкультминутка

Три медведя шли домой,

Папа был большой-большой.

Мама — чуть поменьше ростом,

А сынок — малютка просто.            

Очень маленький он был,          

Очень медленно ходил.                    


дети шагают

руки — вверх

руки на уровне груди

присели

покачивание в приседе



Словарная работа.

Кто в физкультминутке шёл?

Папа это кто?

Медведь словарное слово. Вывешиваю слово с пропущенной буквой и картинку.

Кто знает, как оно образовалось? Медоед – мёд ест, от слов мёд и ведает – мёдом ведает.

Давайте прочитаем его в рамочке на стр.37 учебника.

Назовите безударную гласную. Открываю безударную гласную в слове. Её нельзя проверить – надо запомнить.

Мама это кто?

Малютка это кто?

Это слова родственники. Во всех словах родственниках тоже пишется безударная гласная «е» - запомните.

Ответы детей.



Познавательные





Чтобы понаблюдать, где в слове может стоять «ь» мы выполним задание 2 в рабочей тетради.

Где находится ь в словах?

А сейчас мы с вами поиграем. «Спрячь «ь» в середину слова»

Я буду называть слова с ь на конце, а вы будете добавлять слог так, чтобы ь спрятался в середине слова. У вас на ротиках закрыты замочки, тот, кто знает слово – ответ – молча встаёт. Кого я называю, открываю замочек – произносит слово.

День – деньки

Уголь – угольки

Окунь – окуньки

Хорь – хорьки

Пень – пеньки

Зверь – зверьки

Ребята, мы с вами понаблюдали, где в слове может стоять «ь».

Давайте оценим себя. Слушайте внимательно меня до конца. Тот, кто правильно выполнил задания – хлопнет в ладоши.

Тот, у кого были ошибки – поднимет руку.

Тот, кто не справился – положит руки на парту.

Читают задание. Читают слова, находят «слово в слове». Говорят о положении мягкого знака.









Играем.











Оценивают себя.



Познавательные









Регулятивные








Познавательные: вывод

Личностные:

способность к самооценке

Первичное закрепление.

Нам осталось упражняться в написании слов с «ь».

Для этого мы поработаем в парах: упр. 5 стр. 37.






Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.




Мы с вами поработали над третьим пунктом плана?

Один пишет односложные слова, а второй двусложные слова. Затем обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.

Пень олень

День зелень

Лень огонь

Шить июнь

Петь осень

Звать лепить

думать

вязать

мечтать

учить



коммуникативные









Познавательные: вывод


Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?

Давайте оценим себя.

Если всё понял и знаешь - +

Если сомневаешься и нужна помощь - ?

Если всё не понятно -



Ответы детей.


Знаю для чего служит «ь»

Знаю, где может стоять в слове «ь»

Умею обозначать мягкость согласного на письме «ь»


Познавательные: вывод

Личностные:

способность к самооценке









Распечатать материалы на доску









показатель мягкости.































Научиться обозначать мягкость согласного на письме ….

















- Вспомнить …



- Понаблюдать …




- Упражняться …






для чего нужен «ь»





где может стоять «ь»





в написании слов с «ь»



Если всё понял и знаешь - +

Если сомневаешься и нужна помощь - ?

Если всё не понятно -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Мягкий знак - показатель мягкости" 1 класс

Автор: Ермолинская Надежда Андреевна

Дата: 03.09.2015

Номер свидетельства: 228473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по теме Мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме"
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_teme_miagkii_znak_kak_pokazatel_miagkosti_soglasnogo_na_pisme"
    ["file_id"] => string(6) "589933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635443759"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 2 класса. "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "137724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417428125"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока русского языка  во 2 классе.  Мягкий знак – показатель мягкости согласных."
    ["seo_title"] => string(86) "plankonspiekturokarusskoghoiazykavo2klassiemiaghkiiznakpokazatielmiaghkostisoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "284438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453982586"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) ""Мягкий знак- показатель мягкости""
    ["seo_title"] => string(35) "miaghkii-znak-pokazatiel-miaghkosti"
    ["file_id"] => string(6) "291647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455175264"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока русского языка для учащихся 2 класса "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-uchashchikhsia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "153758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421067772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства