Конспект урока русского языка. Имя существительное.
Конспект урока русского языка. Имя существительное.
Урок русского языка на тему «Имя существительное». 3-й класс. Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных, отработка грамматического понятия «имя существительное», фразеологизм, развитие орфографической зоркости. Задачи. Предметные: познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных, познакомить с признаками имени существительного, развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; расширять словарный запас. Личностные: воспитывать понимание важности изучения русского языка; воспитывать любовь, уважение к русскому языку. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. Имя существительное.»
Урок русского языка на тему «Имя существительное». 3-й класс
Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных, отработка грамматического понятия «имя существительное», фразеологизм, развитие орфографической зоркости.
Задачи
Предметные:
Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
Познакомить с признаками имени существительного.
Развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Расширять словарный запас.
Личностные:
Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Ход урока.
I. Организационный момент
(слайд 1)
- Здравствуйте, ребята!
Мотивация.
- Я рада видеть ваши добрые и весёлые глаза.
Навострим скорее уши
И не будем бить баклуши.
Проведём сейчас урок,
Чтобы был для всех нас прок.
II. Актуализация знаний.
(слайд 2)
Посмотри! Под белой ватой.
Скрылись улицы, дома. Рады снегу все ребята. Ведь у нас сейчас …(Зима)
III.Сообщение темы урока и целеполагание.
- Правильно, «зима»!
- Ребята, а кто знает, какой частью речи является это слово?
(имя существительное)
- Правильно, мы сегодня будем говорить об имени существительном, о прямом и переносном значении слов, уточним наши представления о фразеологизмах и будем учиться правильно употреблять их речи.
(слайд №3)
IV.Запись даты.
- Откройте листочки и запишите число и классная работа.
- Проверьте, как вы сидите, и приступайте к работе.
31 января.
Классная работа.
V. Создание учебно-проблемной ситуации(с элементом театрализации)
- А вы знаете, почему тему урока нам принесли Дед Мороз и Снегурочка?
- Я просила подумать над этим вопросом Вику и Ксюшу.
Вика: Вчера был необычный день – 30 января, славянский праздник «День Деда Мороза и Снегурочки».
Ксюша(говорит быстро): Этот день считали символичным окончанием зимы и обычно рассказывали сказки о Дедушке Морозе и о Снегурочке
Вика: Ты прямо выросла в моих глазах.
(Ксюша осмотрела себя и удивлённо сказала)
Ксюша: Да нет, я такая же ростом вроде бы и была.
- Ребята, какие слова Ксюша не поняла?
(выросла в моих глазах)
(слайд № 4)
VI. Работа по теме урока
1. В копилку слов.
- Как называется это выражение?
- Это фразеологизм.
- Что такое фразеологизмы?
(слайд № 5)
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
- Что вы ещё можете о них добавить?
Дети: Фразеологизмы нельзя составить самому.
Дети: Они, как и пословицы, придумывались народом их нужно запоминать.
Дети: Чем больше мы их будем знать, тем интереснее будет наша речь, точнее выражена мысль.
- А теперь уточним понятие фразеологизма «выросла в моих глазах»
(Вика работает по словарю, читает)
-Точное толкование фразеологизмов вы можете отыскать во фразеологическом словаре (показ)
- «Выросла в моих глазах» - выигрывать в чьём- либо мнении, получать уважение кого-либо.
- Ребята, вспомните стихотворение, которое прозвучало в начале урока.
(слайд № 6)
- А есть ли здесь фразеологизмы?
- Как вы их понимаете?
(слайд № 7)
- Посмотрите на четверостишье, как же мы сегодня будем работать?
(слайд № 8)
- А почему мы не сразу можем истолковать фразеологизмы?
(они употреблены в переносном значении).
- Мы часто в своей речи употребляем слова в переносном значении, даже не замечая этого.
(слайд № 9)
- Попробуйте определить, что хотел изобразить художник на этом рисунке.
(Мороз сковал реку)
(слайд № 10)
- В чём ошибка автора? (понял в прямом значении или буквально)
- А что значит «мороз покрыл реку льдом»?
- Найдите имена существительные в этом предложении и выпишите их? (мороз, реку)
- Определите род этих существительных.(мороз-он мой-муж.род, река-она моя -жен.рода)
- Какого рода бывают ещё существительные? (среднего)
- Приведите пример. (солнце-оно моё-средн.рода)
- Какой вывод можем сделать?
(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.)
(Можно закрыть экран)
3. Словарная работа
-Ребята, обратите внимание, какое слово выделено на слайде? Почему?
- Это словарное слово.
- Найдите у себя на листочках упражнение 2 .
- Прочитайте про себя слова.
Д…кабрь, к…ньки, ф…враль, …нварь.
- Сейчас у вас будет самостоятельная работа.
- На неё отводится полминуты.
- Проверьте свою посадку и приступайте к работе.
- Выполняйте все задания по порядку.
Вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение.
Надпишите над словами число имён существительных.
3*.Подчеркните слово, в котором количество букв и звуков одинаковое.
- Итак, время вышло.
- Давайте проверим. Работаем в парах. Передайте друг другу листочки и
оцените работу. Результат отразите с помощью сигнальной карточки.
- Большинство из вас успешно справилось с заданием. Молодцы!
4. Творческая работа.
- Вот вам ещё одна загадка.
(слайд № 11)
- Посмотрите на слайд и продолжите фразу.
- На морозе….(щёки горят)
- Подумайте, какую ошибку допустил художник и почему?
- В каком значении употреблено слово «горят»? (в переносном)
- А как должен был изобразить эту фразу художник?
- Возьмите карандаш и дорисуйте картинку.
- Покажите, что у вас получилось.
(слайд № 12)
- А когда же могут ещё могут «гореть» щёки? От чего? (от стыда)
- А когда это бывает? Почему?
- Что нужно делать, чтобы этого не было?
- Спасибо. А теперь немножко отдохнём.
5. Разминка для глаз.
(Слайд № 13)
- Следите глазами за движущимися объектами на слайде. Старайтесь голову не поворачивать.
6. Работа по учебнику.
- Ребята, назовите однокоренные слова к слову мороз?
(заморозки, морозный, морозит)
- Докажите это.
- Хорошо. Сейчас мы вспомним (поговорим), какие зимние явления природы бывают.
(слайд № 14)
- Откройте учебники на странице 53 упражнение 6.
- Прочитайте эти слова.
- Какой частью речи они являются? Докажите.
- Найдите имена существительные, которые обозначают явления природы?
(Заморозки, метель)
(один у доски)
- Запишите эти слова в один столбик
- Подберите к ним синонимы. А что такое синонимы?
заморозки - холод,
метель – вьюга
- Проверьте.
-Если затрудняетесь в подборе синонима, вам поможет специальный словарь (показ)
(ребёнок садится)
(слайд №15)
- Посмотрите на слайд и выберите правильный вариант разбора слова заморозки по составу. (2)
- Поднимите карточку с номером правильного разбора.
7. Работа с фразеологизмами.
– Ребята, кто из вас видел морозные узоры на своём окне в этом году, поднимите руки?
- Вы наверное заметили что они бывают разные.
(слайд № 16)
- Существует такая примета: если узор расположен вертикально, то зимний день будет холодный и суровый. А если горизонтально – к мягкой зимней погоде.
- Соберите узор.
Не покладая рук Спустя рукава
Ловить на лету Пропускать мимо ушей
- Какие красивые узоры получились.
- Что вы можете сказать о фразах левого и правого столбика? ( это антонимы)
V. Подведение итогов.
- Давайте уточним, о какой же части речи мы сегодня говорили??
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Как называются устойчивые сочетания слов?
-Для чего они нам нужны в речи?
(Чтобы речь наша была богаче, ярче, выразительнее)
VI. Домашнее задание.
(слайд № 17)
- Д/з напечатано у вас на листочках. Выберите тот вариант задания, который вам более интересен.
VI. Заключение.
Скоро прозвенит звонок.
И закончится урок.
Спасибо за старание!
Оцените знания!
VII. Рефлексия.
- Сегодня морозный день, у вас на партах есть белые снежинки, которые все вместе, как теплое одеяло укроют всё вокруг.
- Выберите снежинку, на которой написан тот фразеологизм, который был девизом вашей работы сегодня, и прикрепите его на елочку.
- Мы подарили ёлочке тепло своих снежинок. Пусть они согревает её в морозные деньки.