kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка. Имя существительное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка на тему «Имя существительное». 3-й класс. Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных, отработка грамматического понятия «имя существительное», фразеологизм, развитие орфографической зоркости. Задачи. Предметные: познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных, познакомить с признаками имени существительного, развивать орфографическую зоркость. Метапредметные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; расширять словарный запас. Личностные: воспитывать понимание важности изучения русского языка; воспитывать любовь, уважение к русскому языку. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. Имя существительное.»

Урок русского языка на тему «Имя существительное». 3-й класс

Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных, отработка грамматического понятия «имя существительное», фразеологизм, развитие орфографической зоркости.

Задачи

Предметные:

  • Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.

  • Познакомить с признаками имени существительного.

  • Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Расширять словарный запас.

Личностные:

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.

  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Ход урока.

I. Организационный момент

(слайд 1)

- Здравствуйте, ребята!

Мотивация.

- Я рада видеть ваши добрые и весёлые глаза.

Навострим скорее уши

И не будем бить баклуши.

Проведём сейчас урок,

Чтобы был для всех нас прок.

II. Актуализация знаний.


(слайд 2)


Посмотри!
Под белой ватой.

Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята.
Ведь у нас сейчас …(Зима)



III. Сообщение темы урока и целеполагание.


- Правильно, «зима»!


- Ребята, а кто знает, какой частью речи является это слово?

(имя существительное)


- Правильно, мы сегодня будем говорить об имени существительном, о прямом и переносном значении слов, уточним наши представления о фразеологизмах и будем учиться правильно употреблять их речи.


(слайд №3)


IV. Запись даты.


- Откройте листочки и запишите число и классная работа.


- Проверьте, как вы сидите, и приступайте к работе.


31 января.

Классная работа.


V. Создание учебно-проблемной ситуации (с элементом театрализации)

- А вы знаете, почему тему урока нам принесли Дед Мороз и Снегурочка?

- Я просила подумать над этим вопросом Вику и Ксюшу.


Вика: Вчера был необычный день – 30 января, славянский праздник «День Деда Мороза и Снегурочки».

Ксюша(говорит быстро): Этот день считали символичным окончанием зимы и обычно рассказывали сказки о Дедушке Морозе и о Снегурочке

Вика: Ты прямо выросла в моих глазах.

(Ксюша осмотрела себя и удивлённо сказала)

Ксюша: Да нет, я такая же ростом вроде бы и была.

- Ребята, какие слова Ксюша не поняла?

(выросла в моих глазах)

(слайд № 4)


VI. Работа по теме урока

1. В копилку слов.


- Как называется это выражение?


- Это фразеологизм.


- Что такое фразеологизмы?


(слайд № 5)



Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.










- Что вы ещё можете о них добавить?


Дети: Фразеологизмы нельзя составить самому.

Дети: Они, как и пословицы, придумывались народом их нужно запоминать.

Дети: Чем больше мы их будем знать, тем интереснее будет наша речь, точнее выражена мысль.

- А теперь уточним понятие фразеологизма «выросла в моих глазах»

(Вика работает по словарю, читает)

-Точное толкование фразеологизмов вы можете отыскать во фразеологическом словаре (показ)

- «Выросла в моих глазах» - выигрывать в чьём- либо мнении, получать уважение кого-либо.


- Ребята, вспомните стихотворение, которое прозвучало в начале урока.


(слайд № 6)


- А есть ли здесь фразеологизмы?


- Как вы их понимаете?

(слайд № 7)


- Посмотрите на четверостишье, как же мы сегодня будем работать?

(слайд № 8)


- А почему мы не сразу можем истолковать фразеологизмы?

(они употреблены в переносном значении).


- Мы часто в своей речи употребляем слова в переносном значении, даже не замечая этого.


(слайд № 9)


- Попробуйте определить, что хотел изобразить художник на этом рисунке.

(Мороз сковал реку)


(слайд № 10)


- В чём ошибка автора? (понял в прямом значении или буквально)


- А что значит «мороз покрыл реку льдом»?


- Найдите имена существительные в этом предложении и выпишите их? (мороз, реку)


- Определите род этих существительных.(мороз-он мой-муж.род, река-она моя -жен.рода)


- Какого рода бывают ещё существительные? (среднего)


- Приведите пример. (солнце-оно моё-средн.рода)


- Какой вывод можем сделать?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.)


(Можно закрыть экран)


3. Словарная работа

-Ребята, обратите внимание, какое слово выделено на слайде? Почему?


- Это словарное слово.


- Найдите у себя на листочках упражнение 2 .


- Прочитайте про себя слова.


Д…кабрь, к…ньки, ф…враль, …нварь.


- Сейчас у вас будет самостоятельная работа.


- На неё отводится полминуты.

- Проверьте свою посадку и приступайте к работе.


- Выполняйте все задания по порядку.

  1. Вставьте пропущенные буквы и поставьте ударение.

  2. Надпишите над словами число имён существительных.

3*. Подчеркните слово, в котором количество букв и звуков одинаковое.

- Итак, время вышло.


- Давайте проверим. Работаем в парах. Передайте друг другу листочки и


оцените работу. Результат отразите с помощью сигнальной карточки.


- Большинство из вас успешно справилось с заданием. Молодцы!


4. Творческая работа.

- Вот вам ещё одна загадка.


(слайд № 11)


- Посмотрите на слайд и продолжите фразу.


- На морозе….(щёки горят)


- Подумайте, какую ошибку допустил художник и почему?

- В каком значении употреблено слово «горят»? (в переносном)


- А как должен был изобразить эту фразу художник?

- Возьмите карандаш и дорисуйте картинку.

- Покажите, что у вас получилось.


(слайд № 12)


- А когда же могут ещё могут «гореть» щёки? От чего? (от стыда)


- А когда это бывает? Почему?


- Что нужно делать, чтобы этого не было?


- Спасибо. А теперь немножко отдохнём.


5. Разминка для глаз.

(Слайд № 13)


- Следите глазами за движущимися объектами на слайде. Старайтесь голову не поворачивать.


6. Работа по учебнику.


- Ребята, назовите однокоренные слова к слову мороз?

(заморозки, морозный, морозит)


- Докажите это.


- Хорошо. Сейчас мы вспомним (поговорим), какие зимние явления природы бывают.


(слайд № 14)


- Откройте учебники на странице 53 упражнение 6.


- Прочитайте эти слова.


- Какой частью речи они являются? Докажите.


- Найдите имена существительные, которые обозначают явления природы?

(Заморозки, метель)

(один у доски)


- Запишите эти слова в один столбик


- Подберите к ним синонимы. А что такое синонимы?


заморозки - холод,

метель – вьюга


- Проверьте.


-Если затрудняетесь в подборе синонима, вам поможет специальный словарь (показ)

(ребёнок садится)

(слайд №15)

- Посмотрите на слайд и выберите правильный вариант разбора слова заморозки по составу. (2)


- Поднимите карточку с номером правильного разбора.

7. Работа с фразеологизмами.

– Ребята, кто из вас видел морозные узоры на своём окне в этом году, поднимите руки?

- Вы наверное заметили что они бывают разные.

(слайд № 16)

- Существует такая примета: если узор расположен вертикально, то зимний день будет холодный и суровый. А если горизонтально – к мягкой зимней погоде.

- Соберите узор.

Не покладая рук Спустя рукава

Ловить на лету Пропускать мимо ушей


- Какие красивые узоры получились.


- Что вы можете сказать о фразах левого и правого столбика? ( это антонимы)


V. Подведение итогов.


- Давайте уточним, о какой же части речи мы сегодня говорили??


- На какие вопросы отвечает?


- Что обозначает?


- Как называются устойчивые сочетания слов?


-Для чего они нам нужны в речи?


(Чтобы речь наша была богаче, ярче, выразительнее)


VI. Домашнее задание.


(слайд № 17)


- Д/з напечатано у вас на листочках. Выберите тот вариант задания, который вам более интересен.


VI. Заключение.


Скоро прозвенит звонок.

И закончится урок.

Спасибо за старание!

Оцените знания!


VII. Рефлексия.


- Сегодня морозный день, у вас на партах есть белые снежинки, которые все вместе, как теплое одеяло укроют всё вокруг.


- Выберите снежинку, на которой написан тот фразеологизм, который был девизом вашей работы сегодня, и прикрепите его на елочку.

- Мы подарили ёлочке тепло своих снежинок. Пусть они согревает её в морозные деньки.

- Спасибо за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка. Имя существительное.

Автор: Мистюрина Марина Сергеевна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка "Имя существительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_imia_sushchiestvitiel_noie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "411908"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493229895"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока русского языка " Имя Существительное""
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_imia_sushchestvitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "566571"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607676072"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока русского языка  "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-3"
    ["file_id"] => string(6) "238842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444662816"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока  русского языка "Имена существительные  сшипящими на конце". "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sshipiashchimi-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "168343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423224322"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок русского языка "Имена существительные общего рода""
    ["seo_title"] => string(67) "urok_russkogho_iazyka_imiena_sushchiestvitiel_nyie_obshchiegho_roda"
    ["file_id"] => string(6) "351074"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477056934"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства