Ребята, оглянитесь! Вокруг вас множество предметов! Каждый из них имеет название. Над нами высокое небо. Светит яркое солнце. Звонко поет жаворонок. Вспомним времена года и явления, связанные с ними. Зима – снег, мороз. Весна – ручьи, потепление. Лето – гроза, молнии. Осень – листопад, дождь.
Ну а теперь загляни в свою душу. Там живут чувства: любовь, восхищение, печаль. Может быть, в глубине притаилась зависть и злость? Не беда! Добро все равноодолеет зло. Мы назвали предметы, явления, чувства. Все эти слова составляют часть речи. Эта часть речи называется …
А как называется эта часть речи, вы узнаете из телеграммы.
Подведение к теме урока. Выполнение коррекционного задания. Каждый ученик получает зашифрованную телеграмму. На доске дан ключ к шифру.
Шифр: 3 4 1 5 12 10 2 5 13 6 3 13 2 7 11 8 9 2
Ключ к шифру: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
я е и м с в л н о щ ь у т
Тема урока: «Имя существительное». Записать тему урока в тетрадь.
У: А сейчас внимательно мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
Чтение правила хором по таблице на доске «запомни».
Работа у доски.
У: Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
Учащиеся по цепочке выходят к доске, читают записанное слово, называют пропущенную букву и объясняют правописание.
Д: Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? и что?
У: А теперь внимание! Сложное задание! Назовите слова, из данного задания, которые отвечают на вопрос КТО?
Д: собака, жираф, котенок, молодежь.
У: Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос КТО?
Д: людей, животных.
У: Назовите слова, из данного задания, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Д: часы, кино, утюг, пенал, конфета, стена.
У: Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?
Д: неживые предметы, явления природы.
Делаем вывод: одушевленные предметы отвечают на вопрос КТО?, неодушевленные предметы на вопрос ЧТО?.
Выполнение задания по индивидуальным карточкам (с учетом индивидуальных возможностей учащихся, с учетом развития способностей каждого ученика).
Дополнить выражения одушевленными и неодушевленными существительными.
Кудрявая (что?)………………
Кудрявая (кто?)………………
Словарная работа
Отгадать загадку.
У: Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Д: горох
Звуко-буквенный анализ словарного слова у доски выполняет учащийся 1-ой группы, остальные в тетради, следуя алгоритму.
Работа со словарем.
Подобрать родственные слова к словарному слову. Выделить общую часть родственных слов – корень.
Д: горох, горошек, горошина, гороховый.
У: Я предлагаю добавить к этому списку еще одно родственное слово – огорошить. Это слово, значение которого: сильно озадачить, поставить в тупик. В «Этимологическом словаре» Крылова дается следующее объяснение: выражение «сыпать как горох» , «быстро и невнятно говорить», объясняет сегодняшнее значение глагола огорошить.
Составить и записать предложение со словом горох. Выделить главные члены предложения.
Физминутка
Большой пальчик мы потрем,
Указательный пожмем,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный пощипаем,
А мизинчик разотрем,
Кистью дружно мы встряхнем
И работать уж начнем.
Продолжение основной части урока
У: Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я, то, про что скажу моя:
моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.
Средний род – оно, мое:
мое окно, село мое.
Задание учащиеся выполняют по индивидуальным карточкам. На каточке 3 домика: мужской, женский и средний. Каждое слово должно найти свой домик. Учащиеся 1-ой группы выполняют задание самостоятельно, учащиеся 2-ой группы при помощи учителя.
Дидактическая игра «Один – много». Практическое овладение формой множественного числа.
Учитель бросает мяч ученику и называет предмет, ученик, поймав мяч, должен ответить словом, обозначающим много таких предметов.
Подведение итогов урока
Экспресс – опрос.
У: Имя существительное это ……… ……….., которая обозначает ……….. и отвечает на вопросы ……?, …….?
Одушевленные предметы отвечают на вопрос ……?, неодушевленные предметы на вопрос ……?
Существительные имеют род: ………. , ……….. , ………… .
Существительные изменяются по ………. .
Морфологический разбор словарного слова по алгоритму.