ЦЕЛИ УРОКА:
- вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;
2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;
3) развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление и орфографическую зоркость;
4) воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со словарными словами, карточки с индивидуальным заданием, таблицы по теме «Имя существительное».
Ход урока
- Организационный момент
Эпиграф к уроку:
«Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом».
- Прочитайте эти замечательные слова и скажите: Какая часть речи встречается чаще всего?
2. Сообщение темы урока
- Кто может сделать вывод, чем мы будем заниматься на уроке?
3. Проверка домашнего задания
- Назвать имена существительные, которые соответствуют схеме:
(Индивидуальная работа по карточкам – синтаксический разбор предложения.)
- Одинокая капля дождя упала в воду и от неё пошли тонкие круги.
- За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй пронёсся сильный вихрь.
- По стволам толстых деревьев постукивает мороз.
4. Словарная работа
Карнавал, коридор, решение, цитата, алмаз, свобода, традиция.
- Что объединяет эти слова?
- Что мы знаем об имени существительном?
- Найти «лишнее» слово.
- Раздели на две группы.
- От существительных мужского рода образовать прилагательные.
- Какие постоянные признаки выделим у существительных?
- Словарь в конце учебника, 1 - столбик, назвать одушевлённое существительное, мужского рода.
Выполнить фонетический разбор: «капитан».
- Составь и разбери предложение со словом «капитан».
КАПИТАН СТОЯЛ НА МОСТИКЕ И ДАВАЛ ЗАДАНИЕ МОРЯКАМ.
- Выполнить синтаксический разбор предложения.
- Из чего состоит предложение?
(Слово – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия и состояния. В предложении слово выполняет свою синтаксическую роль.)
- Какие части речи нам известны?
- В предложении найти имена существительные и назвать их постоянные признаки, определить число имён существительных.
5. Работа по теме
- Учебник стр. 87, упр. 105. (работа над устной научной речью).
- Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает. Почему так называется?
- Какие постоянные признаки имеет имя существительное?
- Почему род и одушевлённость – неодушевлённость - это постоянные признаки?
- Какие непостоянные признаки имени существительного знаете?
- Каким членом предложения может быть имя существительное? (На этот вопрос мы ответим, выполнив задание по учебнику упр.103, стр. 86.)
- Списать предложения, объяснить орфограммы, поставить запятые.
- Разбор предложений с записью на доске.
НЕУСТАННО КУКОВАЛА В БОРУ КУКУШКА.
ЦАПЛЯ ВЫМАХНУЛА ИЗ СУХИХ ТРОСТНИКОВ.
БОЛОТНАЯ ОВСЯНКА РАСКАЧИВАЛАСЬ НА ОДНОЙ ТОНЕНЬКОЙ
ТРОСТИНКЕ.
РАННЯЯ ИВА РАСПУШИЛАСЬ, И К НЕЙ ПРИЛЕТЕЛА ПЧЕЛА, И ШМЕЛЬ ЗАГУДЕЛ, И ПЕРВАЯ БАБОЧКА СЛОЖИЛА КРЫЛЫШКИ.
- Каким членом предложения могут быть имена существительные?
Вывод: Имена существительные в предложении могут быть главным членом предложения (подлежащим) и второстепенными членами предложения.
- Самостоятельно разобрать предложение:
ЗЕМЛЕРОЙКА ПИСКНУЛА В СТАРОЙ ЛИПЕ.
- Каким членом предложения является имя существительное?
6. Домашнее задание
Стр. 86. упр. 104, словарные слова.
7. Итог урока
- О какой части речи говорили на уроке?
- Почему она так называется?
- Какие признаки имеет имя существительное?
- Назвать постоянные признаки имени существительного.
- Каким членом предложения может быть имя существительное?