Конспект урока русского языка  
  «Группы слов с общим значением (части речи)»
  
  Предмет: русский язык
  Класс: 2 
  УМК: «Планета Знаний»
  Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
  Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения различать слова разных частей речи.
  Задачи урока: 
  -  Расширить и углубить знания учащихся о частях речи; 
-  Формировать умение различать части речи; 
-  Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы; 
-  Развивать навыки работы в паре; 
-  Развивать навыки рефлексии. 
 Планируемые результаты
  Предметные
  - знать части речи и способы их определения.
  Метапредметные
  - определять и формулировать задачи урока с помощью учителя;
  - умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  - сличать результат деятельности с эталоном, находить и исправлять ошибки самостоятельно;
  - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  Ход урока
  Орг. момент
  - Урок русского языка.
  
 
  Сколько правил! Правил сколько!
  С непривычки бросит в дрожь!
  Будь внимательным, тогда ты
  Всё запомнишь, всё поймёшь.
  
 
  Сообщение темы урока.
  - Тему урока вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.
  -  Эта буква безударная гласная в слове глаза   а 
-  Эта буква обозначает всегда мягкий согласный звук в слове мечта  ч ч 
-  согласная буква в последнем слоге слова работа  т 
-  согласная буква, которая два раза встречается в слове сосна  с 
-  найди «3 лишний» И О А и и 
-  непроверяемая гласная в слове ребята  е 
-  найди «3 лишний» Б Р В р 
 (буквы выставляются на доску)
  
  -Составьте слово. Назовите тему урока. (Части речи.)
  - Что такое части речи? (группы слов с общим значением)
  - Вы уже знакомы с частями речи
  
 
  Целеполагание.
  - Сформулируйте задачи урока, опираясь на опорные слова
  Повторить…
  Различать…
  - Сегодня на уроке мы повторим то, что знаем о частях речи;
  Будем учиться различать слова разных частей речи.
  
 
  
 
  Актуализация знаний.
  - Какие части речи вы знаете?
  Цель: проверим, что вы знаете об этих частях речи.
  -Чем различаются части речи? (вопросами, общим значением)
  Задание.
  - Допишите в таблице вопросы и общее значение каждой части речи.
  (работают самостоятельно)
  Проверка.
  - Сравните вашу таблицу с образцом, проверьте правильность выполнения задания.
  (На доску вывешивается таблица «Части речи»)
  
 
  Самооценка.
  - Оцените свою работу. С правой стороны листа поставьте смайлик:
  - весёлый, если всё выполнено правильно
  - спокойный, если в задании допущена ошибка
  - грустный, если с заданием справиться не удалось.
  - Поднимите руку те, у кого всё правильно. 
  - Что посоветуем тем, кто допустил ошибку? (выучить правило).
  Итог: Что такое существительное? Прилагательное? Глагол?
  - Почему в таблице нет предлога?
  
 
  Упражнение в различении частей речи.
  Цель: будем упражняться в различении частей речи.
  - Найдите задание №2. Прочитайте.
  Бег, пила, бегут, весёлый, пить, печь, дальний, широкая.
  - Что вы прочитали? (слова)
  - Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока.
  (разделить на 3 столбика по частям речи)
  - Подпишите на листочке столбики: сущ. прил. гл.
  - Как будете определять часть речи? (задавать вопрос)
  - Я вам предлагаю работу в паре.
  Работа в паре.
  Проверка.
  - Зачитайте слова – имена прилагательные с вопросом; имена существительные; глаголы;
  - Можно ли записать слово пила к глаголам?
  - Составьте предложение со словом пила, чтобы оно обозначало имя существительное, глагол.
  - Какое ещё слово оказалось записано в двух столбиках?
  - Составьте предложения со словом печь. Какой частью речи оно является?
  Итог: как определять часть речи у таких слов? (в предложении)
  Самооценка.
  - У кого всё правильно?
  - Какое умение отрабатывали? Чему учились? (различать части речи)
  
 
  Физминутка.
  Упражнения для глаз.
  Сжимаем и разжимаем кулачки.
  1.2,3,4……8
  
 
  Работа с текстом.
  Цель: предложения состоят из слов разных частей речи.
  Будем учиться определять части речи в предложениях.
  - Найдите задание №3. Прочитайте про себя, вслух.
  
 
  (1)Зима поселилась в дремучем лесу. (2)Пеньки надели снежные шапки. (3) Мохнатые ели укрылись белым пушистым одеялом.
  
 
  - Выполните задания по тексту. Ответ запишите с маленькой буквы на этом же листке
  - Работаем самостоятельно.
  Проверка.
  - Почитайте вопрос, назовите ответ.
  ( на доске появляются слова – ответы)
  Самооценка.
  - Оцените свою работу.
  - У кого всё правильно.
  Итог: какое умение отрабатывали?
  ( находить слова разных частей речи в предложениях, задавать вопросы)
  
 
  Составление текста.
  Цель: используя полученные знания о частях речи, попробуйте сами подбирать слова разных частей речи для составления предложений.
  - Найдите задание №4. Прочитайте продолжение текста.
  - Восстановите его, подбирая подходящие по смыслу слова.
  ( для слабых детей предложить карточку со словами – помощниками: трещат, мягком, следы, сверкает)
  Проверка.
  - Зачитайте получившийся текст.
  Итог: какое умение отрабатывали? (подбирать слова разных частей речи)
  Самооценка.
  - Оцените свою работу.
  
 
  - Определите части речи у всех слов четвёртого предложения.
  - Задайте вопрос к выделенному слову. 
  - К какой части речи оно относится?( это наречие)
  Итог: значит частей речи значительно больше.
  - Прочитайте их названия. С ними вы познакомитесь в дальнейшем.
  ( на доске карточки с названиями частей речи)
  
 
  Итог урока.
  - Посмотрите на смайлики, заработанные вами на уроке.
  Оцените свою работу на уроке словами: трудно, понятно, интересно, я узнал.
  ( слова записаны на карточках на доске)
  - Какое задание было самым трудным?
  - Всё ли получилось? Почему?
  
 
  Домашнее задание.
  - задание на выбор: 
  написать текст из пяти предложений о зиме, определить знакомые части речи;
  составить предложения по схемам, в которых указаны части речи (стр.75 упр. 6)