Конспект урока русского языка
«Группы слов с общим значением (части речи)»
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: «Планета Знаний»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения различать слова разных частей речи.
Задачи урока:
Расширить и углубить знания учащихся о частях речи;
Формировать умение различать части речи;
Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
Развивать навыки работы в паре;
Развивать навыки рефлексии.
Планируемые результаты
Предметные
- знать части речи и способы их определения.
Метапредметные
- определять и формулировать задачи урока с помощью учителя;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- сличать результат деятельности с эталоном, находить и исправлять ошибки самостоятельно;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Орг. момент
- Урок русского языка.
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным, тогда ты
Всё запомнишь, всё поймёшь.
Сообщение темы урока.
- Тему урока вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.
Эта буква безударная гласная в слове глаза а
Эта буква обозначает всегда мягкий согласный звук в слове мечта ч ч
согласная буква в последнем слоге слова работа т
согласная буква, которая два раза встречается в слове сосна с
найди «3 лишний» И О А и и
непроверяемая гласная в слове ребята е
найди «3 лишний» Б Р В р
(буквы выставляются на доску)
-Составьте слово. Назовите тему урока. (Части речи.)
- Что такое части речи? (группы слов с общим значением)
- Вы уже знакомы с частями речи
Целеполагание.
- Сформулируйте задачи урока, опираясь на опорные слова
Повторить…
Различать…
- Сегодня на уроке мы повторим то, что знаем о частях речи;
Будем учиться различать слова разных частей речи.
Актуализация знаний.
- Какие части речи вы знаете?
Цель: проверим, что вы знаете об этих частях речи.
-Чем различаются части речи? (вопросами, общим значением)
Задание.
- Допишите в таблице вопросы и общее значение каждой части речи.
(работают самостоятельно)
Проверка.
- Сравните вашу таблицу с образцом, проверьте правильность выполнения задания.
(На доску вывешивается таблица «Части речи»)
Самооценка.
- Оцените свою работу. С правой стороны листа поставьте смайлик:
- весёлый, если всё выполнено правильно
- спокойный, если в задании допущена ошибка
- грустный, если с заданием справиться не удалось.
- Поднимите руку те, у кого всё правильно.
- Что посоветуем тем, кто допустил ошибку? (выучить правило).
Итог: Что такое существительное? Прилагательное? Глагол?
- Почему в таблице нет предлога?
Упражнение в различении частей речи.
Цель: будем упражняться в различении частей речи.
- Найдите задание №2. Прочитайте.
Бег, пила, бегут, весёлый, пить, печь, дальний, широкая.
- Что вы прочитали? (слова)
- Сформулируйте задание к упражнению, учитывая тему урока.
(разделить на 3 столбика по частям речи)
- Подпишите на листочке столбики: сущ. прил. гл.
- Как будете определять часть речи? (задавать вопрос)
- Я вам предлагаю работу в паре.
Работа в паре.
Проверка.
- Зачитайте слова – имена прилагательные с вопросом; имена существительные; глаголы;
- Можно ли записать слово пила к глаголам?
- Составьте предложение со словом пила, чтобы оно обозначало имя существительное, глагол.
- Какое ещё слово оказалось записано в двух столбиках?
- Составьте предложения со словом печь. Какой частью речи оно является?
Итог: как определять часть речи у таких слов? (в предложении)
Самооценка.
- У кого всё правильно?
- Какое умение отрабатывали? Чему учились? (различать части речи)
Физминутка.
Упражнения для глаз.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
1.2,3,4……8
Работа с текстом.
Цель: предложения состоят из слов разных частей речи.
Будем учиться определять части речи в предложениях.
- Найдите задание №3. Прочитайте про себя, вслух.
(1)Зима поселилась в дремучем лесу. (2)Пеньки надели снежные шапки. (3) Мохнатые ели укрылись белым пушистым одеялом.
- Выполните задания по тексту. Ответ запишите с маленькой буквы на этом же листке
- Работаем самостоятельно.
Проверка.
- Почитайте вопрос, назовите ответ.
( на доске появляются слова – ответы)
Самооценка.
- Оцените свою работу.
- У кого всё правильно.
Итог: какое умение отрабатывали?
( находить слова разных частей речи в предложениях, задавать вопросы)
Составление текста.
Цель: используя полученные знания о частях речи, попробуйте сами подбирать слова разных частей речи для составления предложений.
- Найдите задание №4. Прочитайте продолжение текста.
- Восстановите его, подбирая подходящие по смыслу слова.
( для слабых детей предложить карточку со словами – помощниками: трещат, мягком, следы, сверкает)
Проверка.
- Зачитайте получившийся текст.
Итог: какое умение отрабатывали? (подбирать слова разных частей речи)
Самооценка.
- Оцените свою работу.
- Определите части речи у всех слов четвёртого предложения.
- Задайте вопрос к выделенному слову.
- К какой части речи оно относится?( это наречие)
Итог: значит частей речи значительно больше.
- Прочитайте их названия. С ними вы познакомитесь в дальнейшем.
( на доске карточки с названиями частей речи)
Итог урока.
- Посмотрите на смайлики, заработанные вами на уроке.
Оцените свою работу на уроке словами: трудно, понятно, интересно, я узнал.
( слова записаны на карточках на доске)
- Какое задание было самым трудным?
- Всё ли получилось? Почему?
Домашнее задание.
- задание на выбор:
написать текст из пяти предложений о зиме, определить знакомые части речи;
составить предложения по схемам, в которых указаны части речи (стр.75 упр. 6)