Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" »
Урок русского языка
3 класс
учитель начальных классов
КГУ «СШЛОД №34» УО ВКО
I категории
высшего уровня квалификации
Очкурова Светлана Викторовна
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Цель: обобщить и закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи:
Закрепить практический навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, способов их выражения.
Актуализировать знания учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации.
Развивать орфографическую зоркость; умение анализировать и обобщать.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Сегодня на уроке русского языка мы совершим путешествие в страну «Предложение». Но прежде, чем отправиться в путь мы должны занять места, согласно жребию. На столах в конвертах лежат карточки, возьмите 1карточку и пересядьте в группы согласно изображению. (дети пересаживаются в группы)
- По какому признаку мы распределились в группы? ( по тому, как подчеркиваются члены предложения)
- Назовите правила работы в группе.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, если мы распределились в группы по членам предложения, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Главные и второстепенные члены предложения)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (закрепить умение находить и распознавать главные и второстепенные члены предложения)
3.Актуализация знаний.
Итак, сегодня урок обобщения изученного материала…
Урок-обобщение даст нам понять,
Что мы умеем и что должны знать.
Он нас отправит в далёкий путь.
Чтобы в дороге нам не всплакнуть,
Надо все знания показать
И домой успешно вернуться опять.
- Давайте вспомним изученный материал:
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- Что такое предложение? (Слово или несколько слов, связанные между собой по смыслу)
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое)
- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов)
4.Включение в систему знаний, повторение.
- Перед вами иллюстрация, что на ней изображено?
- Я напишу на доске предложение: Листья падают.
- Вам нравится предложение, почему?
Работа в группах
- Тогда, работая в группе, сделайте это предложение более «красивым».
1.Распространите предложение второстепенными членами, используя таблицу:
Листья
падают.
|
какие?
|
как?
|
куда?
2.Выделите в предложении грамматическую основу.
- Поменяйтесь своими работами с соседней группой. Найдите и подчеркните второстепенные члены предложения. Дайте характеристику предложению:
- по интонации,
- эмоциональной окраске,
-по наличию второстепенных членов.
Защита работ у доски.
- Какие члены предложения помогли сделать предложение «красивым»? (Второстепенные члены).
- Почему второстепенные члены получили такое название? (Они вторые по степени важности).
Вывод: Второстепенные члены помогают улучшить предложение. Без них невозможно составить хорошие, красивые предложения.
Индивидуальная работа.
Тест
1. Дополнение отвечает на вопросы:
А) к т о? ч т о?
Б) к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?
В) косвенных падежей
Г) г д е? к у д а? о т к у д а?
2. В каком предложении выделенное слово является дополнением?
А) Он выбрал профессию врача.
Б) Он выбрал профессию врача.
В) Он выбрал профессию врача.
Г) Он выбрал профессию врача.
3.Определение отвечает на вопросы:
А) к т о? ч т о?
Б) к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?
В) косвенных падежей
Г) г д е? к у д а? о т к у д а?
4. В каком предложении выделенное слово является определением?
А) Мы посетили хороший музей.
Б) Мы посетили хороший музей
В) Мы посетили хороший музей
Г) Мы посетили хороший музей
5. Обстоятельство отвечает на вопросы :
А) кто? и что?
Б) какой? какая? какое? какие?
В) косвенных падежей
Г) где? куда? откуда?
Самостоятельная проверка работы по ключу, выставление оценок
Ключ:
1)В
2)А
3)Б
4)В
5)Г
5. Итог урока. Рефлексия.
- Урок подходит к концу. Я прошу каждую группу проанализировать свою работу, поделиться своими впечатлениями (Удалась или не удалась работа в группе? Почему? Достигли ли вы поставленной цели, работая в группе? Что вам помогло? Как строилась работа с членами группы?)
- Как вы думаете, нужна ли групповая работа на уроках? Почему?
- Достаньте из конвертов цветные листочки. На доске дерево, но оно совсем без листвы, давайте наденем на него красочный осенний наряд. Выберите листок в соответствии с тем, как лично вы работали в своей группе:
Работая в группе, я вспомнил и систематизировал материал. Помог другим участникам группы.
Работая в группе, я достиг цели урока с помощью поддержки членов группы.
Работа в группе отвлекала меня, не позволяла сосредоточиться и достичь цели.
6. Домашнее задание.
Разноуровневое задание по карточкам:
Розовая карточка: изменить данный текст или дополнить его так, чтобы зимний лес “превратился” в осенний:
Свистит метель. Зима летит на всех парусах. Тонут в белых волнах кусты и пни. Низкие облака ползут над лесом. Осенью в лесной глуши выбрал медведь место для берлоги. Он принёс в своё жильё мягкой душистой хвои. Тепло и уютно там. Трещат морозы. Дуют сильные ветры. А медведю не страшна зима.
Жёлтая карточка: составьте текст по опорным словам: