Учитель Скачкова Татьяна Михайловна
Класс: 3
Предмет: русский язык
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Тема урока: главные члены предложения.
Задачи урока:
образовательные: отработка умения определять, о ком или о чём говорится в предложении, что делает то или тот, о ком или о чём говорится в предложении; знакомство с понятием «главные члены предложения».
воспитательные: воспитывать чувство аккуратности, усидчивости, готовности к уроку, товариществу.
развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщения; речь детей при работе с предложениями.
Дидактические средства:
для учителя: учебник «Русский язык» 3 класс, ч.1 (С.В. Иванов).
для учащихся: учебник «Русский язык» 3 класс, ч.1 (С.В. Иванов), рабочая тетрадь, карточки, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Всё готово? - Посмотрите?
Начинаем: Раз! Два! Три! (слайд №1)
(На партах: учебники, конверты с карточками, дневники). В уголке доски солнышко.
II. Повторение изученного материала.
1) Проверка домашнего задания
У: Ребята, давайте вспомним, над какой проблемой работали на прошлом уроке?
Д. Мы повторяли сведения об абзаце из курса 2 класса;
Д.выделяли в тексте абзацы и наблюдали над последовательностью абзацев в тексте;
Д. исправили неправильный порядок следования абзацев в упр.1 и записали текст в тетрадь (чтение текста).
- Выполните цветовую оценку работы (зеленый – я справился с заданием, жёлтый – я испытываю затруднения, красный – мне нужна помощь).
2).Рубрика «Говори правильно!» (слайд №2)
У: У каждого на парте листок со словами. Ваша задача: правильно расставить ударение
- Для чего мы это делаем?
III. Постановка проблемы. Подготовка к усвоению новых знаний.
У: Что записано на доске? Школьники пошли в музей.
У: Прочитайте предложение. Назовите главное действующее лицо в предложении.
Д. Школьники, потому что они выполняют названное действие (пошли), поэтому в предложении говорится о школьниках.
У: Без каких слов это предложение не может существовать?
Д. школьники и пошли (действие выполняют школьники, значит в предложении говорится о школьниках).
У: Да. Значит в предложении эти слова главные?
У: Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Д. Главные слова в предложении.
- Где можно проверить наше предположение?
Д. В учебнике.
2. Работа с учебником.
Стр.57. Прочитайте тему урока. Совпало наше предположение?
- Какую цель поставим перед собой?
Д. Познакомиться с главными членами в предложении. Научиться выделять главные члены предложения.
У: Что нужно сделать для того, чтобы решить нашу проблему?
Д. Составить план работы.
( На доске появляется картинный план).
План работы
1.Название орфограммы.
2. Опознавательный признак.
3. Способ проверки.
4.Запись названия схемой.
-
и
3. Подготовка учащихся к выделению в предложении главных слов.
а) У: Продолжим работу по учебнику. Стр.57 упр. 1. Прочитайте предложения.
Какую работу надо выполнить?
Д. Выписать слова, которые называют то, о ком или о чём говорится в предложении.
-У: Как будете работать? (Все вместе).
У: Выполним задание на доске. На доске появляется запись:
Мама
Птицы
Алёша
Тропинка
Дима
У: Подчеркните слова, которые вы написали одной чертой.
У: А что называют слова: купила, прощаются, принёс, ведёт, решил предмет, признак или действие предмета?
Д. Слова называют действие предмета (глаголы).
У: Молодцы! А теперь задайте вопрос от данного слова к слову действию, допишите глаголы.
У: Как будете работать? (В паре у доски).
Парная работа.
Мама - что сделала? купила.
Птицы - что делают? прощаются.
Алёша - что сделал? принёс.
Тропинка - что делает? ведёт.
Дима - что сделал? принёс.
Оценка работы каждой пары.
У: Подчеркните слова, которые вы дописали двумя чертами.
б) Прочитайте предложение, запишите:
Птицы осенью улетают на юг.
- На какие вопросы отвечают выделенные слова?
- Если убрать выделенные слова, сохранится ли предложение? Обоснуйте свой ответ.
Д. В данном предложении есть такие слова, без которых оно не может существовать.
- Скажите о ком или о чём говорится в предложении?
-Что сказано о птицах?
- Птицы улетают – это главные слова в этом предложении.
- Можно ли считать эти слова предложением?
- Какой можно ли сделать вывод?
- Где можно проверить наше предположение?
Учебник, стр.59. Рубрика «Тайны языка».
Вывод: какую тайну языка мы сегодня открыли? (Чтение правила на стр.59).
Д. В предложении есть главные члены предложения. Они и есть грамматическая основа.
-Посмотрите на дерево. (На доске ствол дерева).
Какая наземная часть дерева является главной, основной? (Ствол).
- В предложении тоже есть основные главные слова.
- Давайте представим наше предложение деревом, приклеим основные слова из этого предложения в тетрадь и обведём наподобие ствола.
(Здесь предложение выступает как словесное древо, имеющее основу – ствол, способное разрастаться за счёт слов – «ветвей». Работа выполняется в тетрадях по развитию речи на страницах тетрадного разворота ).
(В ствол дерева на доске помещаем карточки со словами птицы улетают).
Молодцы, с работой справились. Умеете применять знания на практике.
У: Составим памятку нахождения главных членов предложения. (Обсуждение вместе с детьми)
1. Читаю или произношу предложение.
2. Определяю, о ком или о чём говорится в предложении.
3.Задаю вопрос: кто? или что?
4.Нахожу слово действие
5. Задаю вопрос: что делает? что делал?
6. Запомни: Если слово, обозначающее предмет и отвечает на вопрос кто? или что? подчёркиваю одной чертой. Если слово обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? подчёркиваю двумя чертами.
В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм. Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли.
IV. Физминутка.
Пальчиковая гимнастика (« Пальчики здороваются», «Колечко», «Слоник», «Хлопки»)
V. Закрепление новых знаний.
а) У: Посмотрите на доску. Какое задание нам нужно выполнить?
Д. Дополнить предложения словами.
(учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске, вставляют слово и объясняют).
… решает задачу. | Врач
… пишет стихи. | Художник
… лечит детей. | Ученик
… пишет картины. | Шофёр
…ведёт машину. | Поэт
У: Запишите два предложения, которые вам понравились. Подчеркните главные члены предложения.
Проверка. Найдите слова, без которых предложение не может существовать.
У: Докажи свой выбор (ответы детей).
У: Как называются эти слова?
Д. Главные члены предложения, грамматическая основа.
У: Ребята, куда мы поместим главные члены предложения?
Д. В ствол дерева.
Взаимопроверка. Поделитесь с соседом результатом работы. В каких предложениях допустили ошибки?
У: Какие советы можно дать детям, которые сделали ошибки?
б). Игра «Найди своё слово».
У: Девочки встают, если услышат слова, которые называют, о ком или о чём говорится в предложении, а мальчики, слова, которые называют действие предмета.
У: Называю слова: охотник, дождь, живёт, лес, шумит, наловили, деревня, уснул, дети, печь.
У: Почему встали мальчики и девочки, когда я произнесла слово печь? Объясните.
(Объяснения мальчиками – печь что делать? а девочками – печь - что? печка).
в) Работа в рабочей тетради:
Стр.
Высокий и средний уровень – парная работа.
Низкий уровень – комментированное письмо. То?
У: Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).
г) Групповая работа.
У: А это задание я предлагаю выполнить в группе. У каждой группы на парте карточка. Возьмите карточку в руки. Прочитайте четверостишье. Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?
Ваша задача: правильно выделить грамматическую основу.
1группа:
В темный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен.
2группа:
Сколько алых ягод
У лесной рябинки.
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.
3группа:
А под ёлкой грузди
Замостили мостик.
До свиданья, лето!
Приходи к нам в гости.
У: Внимание на экран. Проверьте и оцените свою работу. Не расстраивайтесь те, кто допустили ошибки. Мы же ещё учимся.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
У: Давайте подведём итог. Вспомните проблему и сообщите друг другу, какое же открытие мы с вами сегодня совершили? Чему научились?
- Как вы думаете, эти знания нам пригодятся?
(Ответы детей)
- Давайте посмотрим на солнышко, которое обогревало нас весь урок, и присоединим к нему лучи. Красные лучи прикрепят те ребята, которые очень хорошо поняли сегодняшнюю тему. Они получают домашнее задание на карточках. Составить по опорным словам и записать рассказ об осени.
Жёлтые лучи – прикрепят ребята, которые ещё будут обращаться к подсказке учебника. Они дома выполняют упражнение 3, стр.59
Оранжевые присоединяют те, кому ещё необходима помощь учителя и они дома выполняют упражнение 4, стр.60. Правило на стр.59 всем!
У: От того, как Вы работали на уроке, будет зависеть результат вашего домашнего задания.
Удачи! Спасибо за урок!
Просмотр содержимого документа
«урок русский язык 3 класс»
Ресурсный центр «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зеленовская средняя школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока русского языка
в 3классе
«Главные члены предложения »
( система «Начальная школа XXIвек»)
подготовила
Скачкова Татьяна Михайловна
учитель начальных классов
высшей категории
п. Пригородный
2015-2016 г.
Учитель Скачкова Татьяна Михайловна
Класс: 3
Предмет: русский язык
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Тема урока: главные члены предложения.
Задачи урока:
образовательные: отработка умения определять, о ком или о чём говорится в предложении, что делает то или тот, о ком или о чём говорится в предложении; знакомство с понятием «главные члены предложения».
воспитательные: воспитывать чувство аккуратности, усидчивости, готовности к уроку, товариществу.
развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщения; речь детей при работе с предложениями.
Дидактические средства:
для учителя: учебник «Русский язык» 3 класс, ч.1 (С.В. Иванов).
для учащихся: учебник «Русский язык» 3 класс, ч.1 (С.В. Иванов), рабочая тетрадь, карточки, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Всё готово? - Посмотрите?
Начинаем: Раз! Два! Три! (слайд №1)
(На партах: учебники, конверты с карточками, дневники). В уголке доски солнышко.
II. Повторение изученного материала.
1) Проверка домашнего задания
У: Ребята, давайте вспомним, над какой проблемой работали на прошлом уроке?
Д. Мы повторяли сведения об абзаце из курса 2 класса;
Д.выделяли в тексте абзацы и наблюдали над последовательностью абзацев в тексте;
Д. исправили неправильный порядок следования абзацев в упр.1 и записали текст в тетрадь (чтение текста).
- Выполните цветовую оценку работы (зеленый – я справился с заданием, жёлтый – я испытываю затруднения, красный – мне нужна помощь).
2).Рубрика «Говори правильно!» (слайд №2)
У: У каждого на парте листок со словами. Ваша задача: правильно расставить ударение
- Для чего мы это делаем?
III. Постановка проблемы. Подготовка к усвоению новых знаний.
У: Что записано на доске? Школьники пошли в музей.
У: Прочитайте предложение. Назовите главное действующее лицо в предложении.
Д. Школьники, потому что они выполняют названное действие (пошли), поэтому в предложении говорится о школьниках.
У: Без каких слов это предложение не может существовать?
Д. школьники и пошли (действие выполняют школьники, значит в предложении говорится о школьниках)..
У: Да. Значит в предложении эти слова главные?
У: Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Д. Главные слова в предложении..
- Где можно проверить наше предположение?
Д. В учебнике.
2. Работа с учебником.
Стр.57. Прочитайте тему урока. Совпало наше предположение?
- Какую цель поставим перед собой?
Д. Познакомиться с главными членами в предложении. Научиться выделять главные члены предложения.
У: Что нужно сделать для того, чтобы решить нашу проблему?
Д. Составить план работы.
( На доске появляется картинный план).
План работы
1.Название орфограммы.
2. Опознавательный признак.
3. Способ проверки.
4.Запись названия схемой.
и
3. Подготовка учащихся к выделению в предложении главных слов.
а) У: Продолжим работу по учебнику. Стр.57 упр. 1. Прочитайте предложения.
Какую работу надо выполнить?
Д. Выписать слова, которые называют то, о ком или о чём говорится в предложении.
-У: Как будете работать? (Все вместе).
У: Выполним задание на доске. На доске появляется запись:
Мама
Птицы
Алёша
Тропинка
Дима
У: Подчеркните слова, которые вы написали одной чертой.
У: А что называют слова: купила, прощаются, принёс, ведёт, решил предмет, признак или действие предмета?
Д. Слова называют действие предмета (глаголы).
У: Молодцы! А теперь задайте вопрос от данного слова к слову действию, допишите глаголы.
У: Как будете работать? (В паре у доски).
Парная работа.
Мама - что сделала? купила.
Птицы - что делают? прощаются.
Алёша - что сделал? принёс.
Тропинка - что делает? ведёт.
Дима - что сделал? принёс.
Оценка работы каждой пары.
У: Подчеркните слова, которые вы дописали двумя чертами.
б) Прочитайте предложение, запишите:
Птицы осенью улетают на юг.
- На какие вопросы отвечают выделенные слова?
- Если убрать выделенные слова, сохранится ли предложение? Обоснуйте свой ответ.
Д. В данном предложении есть такие слова, без которых оно не может существовать.
- Скажите о ком или о чём говорится в предложении?
-Что сказано о птицах?
- Птицы улетают – это главные слова в этом предложении.
- Можно ли считать эти слова предложением?
- Какой можно ли сделать вывод?
- Где можно проверить наше предположение?
Учебник, стр.59. Рубрика «Тайны языка».
Вывод: какую тайну языка мы сегодня открыли? (Чтение правила на стр.59).
Д. В предложении есть главные члены предложения. Они и есть грамматическая основа.
-Посмотрите на дерево. (На доске ствол дерева).
Какая наземная часть дерева является главной, основной? (Ствол).
- В предложении тоже есть основные главные слова.
- Давайте представим наше предложение деревом, приклеим основные слова из этого предложения в тетрадь и обведём наподобие ствола.
(Здесь предложение выступает как словесное древо, имеющее основу – ствол, способное разрастаться за счёт слов – «ветвей». Работа выполняется в тетрадях по развитию речи на страницах тетрадного разворота ).
(В ствол дерева на доске помещаем карточки со словами птицы улетают).
Молодцы, с работой справились. Умеете применять знания на практике.
У: Составим памятку нахождения главных членов предложения. (Обсуждение вместе с детьми)
1. Читаю или произношу предложение.
2. Определяю, о ком или о чём говорится в предложении.
3.Задаю вопрос: кто? или что?
4.Нахожу слово действие
5. Задаю вопрос: что делает? что делал?
6. Запомни: Если слово, обозначающее предмет и отвечает на вопрос кто? или что? подчёркиваю одной чертой. Если слово обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? подчёркиваю двумя чертами.
В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм. Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли.
IV. Физминутка.
Пальчиковая гимнастика (« Пальчики здороваются», «Колечко», «Слоник», «Хлопки»)
V. Закрепление новых знаний.
а) У: Посмотрите на доску. Какое задание нам нужно выполнить?
Д. Дополнить предложения словами.
(учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске, вставляют слово и объясняют).
… решает задачу. | Врач
… пишет стихи. | Художник
… лечит детей. | Ученик
… пишет картины. | Шофёр
…ведёт машину. | Поэт
У: Запишите два предложения, которые вам понравились. Подчеркните главные члены предложения.
Проверка. Найдите слова, без которых предложение не может существовать.
У: Докажи свой выбор (ответы детей).
У: Как называются эти слова?
Д. Главные члены предложения, грамматическая основа.
У: Ребята, куда мы поместим главные члены предложения?
Д. В ствол дерева.
Взаимопроверка. Поделитесь с соседом результатом работы. В каких предложениях допустили ошибки?
У: Какие советы можно дать детям, которые сделали ошибки?
б). Игра «Найди своё слово».
У: Девочки встают, если услышат слова, которые называют, о ком или о чём говорится в предложении, а мальчики, слова, которые называют действие предмета.
У: Называю слова: охотник, дождь, живёт, лес, шумит, наловили, деревня, уснул, дети, печь.
У: Почему встали мальчики и девочки, когда я произнесла слово печь? Объясните.
(Объяснения мальчиками – печь что делать? а девочками – печь - что? печка).
в) Работа в рабочей тетради:
Стр.
Высокий и средний уровень – парная работа.
Низкий уровень – комментированное письмо. То?
У: Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).
г) Групповая работа.
У: А это задание я предлагаю выполнить в группе. У каждой группы на парте карточка. Возьмите карточку в руки. Прочитайте четверостишье. Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?
Ваша задача: правильно выделить грамматическую основу.
1группа:
В темный лес дремучий
Заглянула осень.
Сколько свежих шишек
У зелёных сосен.
2группа:
Сколько алых ягод
У лесной рябинки.
Выросли волнушки
Прямо на тропинке.
3группа:
А под ёлкой грузди
Замостили мостик.
До свиданья, лето!
Приходи к нам в гости.
У: Внимание на экран. Проверьте и оцените свою работу. Не расстраивайтесь те, кто допустили ошибки. Мы же ещё учимся.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
У: Давайте подведём итог. Вспомните проблему и сообщите друг другу, какое же открытие мы с вами сегодня совершили? Чему научились?
- Как вы думаете, эти знания нам пригодятся?
(Ответы детей)
- Давайте посмотрим на солнышко, которое обогревало нас весь урок, и присоединим к нему лучи. Красные лучи прикрепят те ребята, которые очень хорошо поняли сегодняшнюю тему. Они получают домашнее задание на карточках. Составить по опорным словам и записать рассказ об осени.
Жёлтые лучи – прикрепят ребята, которые ещё будут обращаться к подсказке учебника. Они дома выполняют упражнение 3, стр.59
Оранжевые присоединяют те, кому ещё необходима помощь учителя и они дома выполняют упражнение 4, стр.60. Правило на стр.59 всем!
У: От того, как Вы работали на уроке, будет зависеть результат вашего домашнего задания.
Удачи! Спасибо за урок!!!