Конспект урока русского языка для 6 класса по теме "Неопределенные местоимения"
Конспект урока русского языка для 6 класса по теме "Неопределенные местоимения"
Цель: дать понятие об отличительных признаках неопределенных местоимений (неопределенности), об образовании и написании неопределенны местоимений; формировать умение находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль, условия выбора дефисного или раздельного написания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 6 класса по теме "Неопределенные местоимения"»
Урок русского языка. 6 класс
Неопределенные местоимения.
Цель:
- дать понятие об отличительных признаках неопределенных местоимений (неопределенности), об образовании и написании неопределенны местоимений; формировать умение находить неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль, условия выбора дефисного или раздельного написания;
- формировать навык выразительного чтения;
- воспитывать культуру речевого общения.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя
У вопросительных местоимений много родственников. Кроме братьев-близнецов (относительных местоимений), есть еще много детей и внуков. Вопросительные, как нормальные отцы, отдали им свой корень, а уж дело матерей (частиц –то, -либо, -нибудь, кое-, не) дать жизнь своим детям. Понятно, что дети имею свой характер, им отец не указ. Поэтому нет никакой вопросительности в новых жителях города Местоимение. А чем же они отличались Достаточно посмотреть на их лица, и ты сразу поймешь их характер. Они ни хорошие, ни плохие, ни умные, ни глупые. Они неопределенные, какие-то бесхарактерные, неточные, приблизительные.
Вот послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Где-то кто-то для кого-то
Из чего-то сделал что-то.
Это что-то – не пустяк! -
Кто-то сделал кое-как.
Оба влезли в это что-то,
Оттолкнувшись кое-чем
И поплыли кой за чем.
Тут заметил кое-кто:
- Что-то вроде бы не то?
Где-то что-то просочилось,
Как-то набок накренилось…
Крик послышался:
- Тону – у – у!
- Кто-то явно шел ко дну.
Только, к счастью, в этот раз
Кое-кто, кого-то спас!
А тому, кто сделал что-то
Из чего-то для кого-то,
Сделав это кое-как,
Надавали как-никак!
То-то всыпали ему
Кое-чем по кой-чему.
(В. Воскобойников)
- На что указывают местоимения в этом стихотворении? (на неопределенные предметы, признаки, количества)
2. Чтение теоретического материала на стр. 254-255.
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Подчеркните неопределенные местоимения.
Три черных собаки на чем-то сидели,
Три черных собаки куда-то глядели,
Три черных собаки увидели что-то,
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
2. Вставьте вместо точек неопределенные местоимения с частицами –то, -либо, -нибудь, кое-.
В соседней комнате кое-то пел. Вчера кто-то был у нас в гостях? На террасе стояли какие-то цветы. Когда будешь возвращаться, купи каких-нибудь цветов. У кого-нибудь есть сегодняшняя газета? Мне надо кое-что сказать вам. Чья-то ручка упала. Вы где-нибудь отдыхали в этом году?
3. Запишите местоимения в два столбика: раздельно и через дефис.
Кое о ком вспомнить, кто-нибудь поможет, кое с кем поговорить, кого-либо позвать, кому-то позвонить, что-либо привезти, кое с чем согласиться, кое-кого расспросить, кое-кем заменить, кое в чем сомневаться, кому-нибудь довериться, кое у кого узнать, кого-нибудь разыскать.
4. Речевой этикет.
Разыграйте разные речевые ситуации, в которых нужно выяснить, не обиделся ли собеседник. Выберите выражения наиболее подходящие для вашей ситуации. Обратите внимание на роль местоимений в общении.
Я тебя не обидел (рассердил, расстроил)?
Ты на меня не обиделся?
Ты мной недоволен?
Чем я тебя рассердил?
Я что-то не так сказал?
Я что-то лишнее сказал?
А что я тебе такого сказал?
В чем моя вина?
Чем же я-то виноват?
V. Этап информации о домашнем задании.
1.§ 59, упр. 794.
Придумай грамматическую сказку о неопределенной жизни слабых бесхарактерных местоимений.