УЧИТЕЛЬ: КОЗЛОВА Н.К.
ЭТАПЫ УРОКА | ХОД УРОКА | ПРИМЕЧАНИЯ |
Оргмомент. | - В нашей жизни нас окружают различные предметы, вещи. Некоторые из них сразу привлекают наше внимание, а на некоторые мы совсем не обращаем внимания. Как вы думаете, почему так происходит? Какие вещи мы сразу замечаем? (потому что одни предметы яркие, красивые, а другие обыденные, обыкновенные) | |
Объяснение нового материала: 1) Организация восприятия темы. ВЫВОД: (учитель) ЦЕЛЬ УРОКА: | ВОПРОСЫ К КЛАССУ: Все с этим согласны? Да, это связано с красотой вещей, их изяществом, необычностью, загадочностью. Цветом, формой. Приведите, пожалуйста, примеры таких вещей. Когда мы объясняли, чем именно привлекает наше внимание тот или иной предмет, что мы перечисляли?(признаки предмета) Как называется тип текста, в котором изображаются признаки предмета? (описание) На какой вопрос отвечают описательные тексты? (какой?) - Верно. Тексты описательного типа отвечают на вопрос КАКОЙ. Основным своим содержанием имеют описание изображаемого словами предмета, явления, состояния. Самые разнообразные предметы окружают человека. Они необходимы ему, чтобы экономить время в быту, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они связаны с какими-либо воспоминаниями, дороги сердцу людей. - Сегодня мы с вами будем учиться описывать памятные предметы в художественном стиле. Открываем тетради по развитию речи, записываем число и тему урока «СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА». Сегодня на уроке мы будем знакомиться с текстами, содержанием которых является описание какого-либо предмета, и на примере анализа таких текстов подготовимся к написанию домашнего сочинения. | |
2) Осознание сути нового материала: ЦЕЛЬ: ЗАДАНИЕ: ВЫВОД: (учитель) | УПР.№1 Мы должны вспомнить строение описательного текста, т.е. его композицию. Прочитаем на карточке №1 текст, определим его тему, основную мысль. По ходу чтения попробуйте разделить текст на части. ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ: О чем говорится в тексте? (о волчьей шубе). Т.е. это тема текста. Что автор хочет показать читателю, описывая волчью шубу?(причудливость, диковинность, необычность вещи). Т.е. это основная мысль текста. Сколько частей у вас получилось? (3) все ли согласны? Давайте обсудим, почему так? О чем говорится в 1 части? (называется вещь). Т.е. это начало, введение, вступление. О чем говорится во 2 части? (описание шубы). Т.е. это основная часть. О чем говорится в 3 части? (для чего шуба служит). Т.е автор подводит итог, делает вывод. Подведем итог, из каких частей, как правило, состоит описательный текст. НАЧАЛО: при описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит и почему о нем пойдет дальше речь, т.е. эта часть отвечает на примерные вопросы: откуда?кому?почему?когда?кем? ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки. КОНЦОВКА: чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету. | 1 ученик читает текст вслух. Учитель работает со слайдами, ученики записывают в тетрадь |
ЦЕЛЬ: ЗАДАНИЕ: ВЫВОД: (учитель) | УПР№2 Чтобы описать предмет точно, подробно необходимо уметь рассматривать предмет, видеть его не только в целом, но и в деталях. Открываем пособие по развитию речи на стр.54 упр. 123, прочитаем, как описывает часы Э Успенский, какие признаки этого предмета он отмечает. ВОПРОС ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ: Какие признаки часов описывает автор? (форма, цвет, материал, величина) Таким образом, мы с вами установили, что при описании отдельного предмета словами рисуются его признаки по форме, величине, цвету, материалу, строению (устройству), назначению. Еще раз вспомним, в каком стиле речи возможно так словами изобразить предмет? УПР№3 Наша с вами задача – научиться описывать предмет именно в художественном стиле, значит образно, красочно, с передачей собственных впечатлений о предмете. Сравним два текста, описывающих один и тот же предмет – перочинный нож. Первый текст читаем в пособии стр.54 №126, второй на карточке №2. ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ: В каком из описаний сообщаются сведения о перочинном ноже? А в каком автор делится своими впечатлениями? Найдите и зачитайте в описании Владимира Алексеевича Солоухина те слова, которые передают впечатления от предмета, выражают отношение к нему. Почему таких слов нет во втором тексте? Кто догадался, в каком стиле дается описание в тексте на карточке №2? (научный стиль) Значит, описание в научном стиле – точное, полное перечисление его существенных признаков. А что отсутствует в таком тексте? (выражение отношения к предмету, его оценка). В художественном описании не так важно перечислить все детали предмета, как важно остановиться на самых ярких, позволяющих создать образ предмета. | Учитель работает со слайдами, ученики дополняют свои записи. |
ЦЕЛЬ: ЗАДАНИЕ: ВЫВОД: | Читают учащиеся. |
ЗАДАНИЕ: ВЫВОД: | УПР.№4 Почитаем на карточке №3, как описывает старинную шарманку Александр Иванович Куприн в повести «Белый пудель». Каким приемом создания образности, известным нам из уроков литературы, пользуется Куприн в этом тексте-описании?(олицетворение) Верно. Благодаря этому приему шарманка воспринимается живым существом, а описание становится эмоциональным, образным. | Читает учащийся |
ЦЕЛЬ: ВЫВОД: | УПР.№5 Таким же эмоциональным, образным должны быть и ваши будущие сочинения. Чтобы успешно справиться с этой задачей, поучимся видеть ошибки в языковом оформлении сочинений и исправлять их. Возьмем карточку №4, прочитаем первый фрагмент и укажем, какие слова мешают легко воспринимать этот текст. Эта речевая ошибка называется НЕОПРАВДАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ. Каким способом можно исправить эту ошибку. Запишите в тетрадях исправленный вариант. Прочитайте. Далее работаем самостоятельно. Первый вариант исправляет ошибки во 2 фрагменте, второй – в 3. Какими же способами можно устранить повторы? УСТРАНЕНИЕ ПОВТОРОВ: Замена местоимением. Замена близким по значению словом. При написании сочинения пользуйтесь этими способами. | Проверить. Учитель работает со слайдами. Учащиеся делают записи в тетрадях. |
ЦЕЛЬ: 3. Домашнее задание: 4.Итог урока: | УПР.№6 А теперь попробуем рассмотреть вот этот интересный предмет и описать его, стремясь выразить отношение к изображаемому. ВОПРОСЫ К КЛАССУ: Как называется этот предмет? Для чего он предназначен? Чем эта ваза привлекла ваше внимание? Опишите ее форму. Каково ее «устройство»? Окраска. Материал, из которого она сделана. Пофантазируйте, чем такая ваза может быть дорога человеку. - Свое описание мы будем писать от первого лица. Какое местоимение будем использовать? Начнем так: «У меня на столе стоит …» - С «кем» можно сравнить вазу, используя прием олицетворения? (с девушкой) - Зачитаем получившиеся варианты. Справились ли мы с задачей? Докажите. (композиция, средства образности, отношение) Так же, как в классе вы дома рассмотрите выбранный вами предмет и напишите сочинение в художественном стиле. Кратко поговорим о том, о чем вам следует помнить при написании сочинения дома. Из каких частей состоит описание? О чем говорится в каждой части сочинения-описания? Чем художественное описание отличается от научного? Как можно исправить неоправданные повторы? | Ваза. Фронтальное составление описания с записью по предложениям. Оценить активно работавших учеников. |
Хозяин усадьбы, если он отлучался, как теперь, приказывал старой ключнице хорошенько накормить барчонка и уложить его спать вовремя, в столовой, на волчьей шубе, и печку зажечь, чтобы было тепло и чтоб можно было мальчику потешиться огнем. Волчья шуба была огромная и причудливая. Целых пять волков распростились со своей волчьей жизнью, чтоб она могла быть сделана, и весь мех был очень хороший, светло-серый с беловатым оттенком, каковой весьма ценится знатоками. Причудливая шуба из пятерного меха была скорее украшением, чем предметом необходимости. Охотник надевал ее лишь иногда, поверх другой теплой одежды, когда он ехал куда-нибудь очень далеко, и во время лютых морозов. А так, обыкновенно, эта шуба служила лишь для дивования немногих посетителей уединенной усадьбы, да вот иногда молчаливый рыжий мальчик спал а ней.
Перочинный нож – это небольшой карманный складной нож. Он имеет одно или несколько стальных лезвий, в каждом из которых есть углубление для открывания ножа пальцем. Перочинный этот нож называется потому, что первоначально он служил для чинки гусиных перьев.
Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествия в Китай» - обе бывшие в моде лет 30-40 тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой – пропал голос, она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор. Пока ей вдруг ей приходило желание замолчать.
Сани Деда Мороза были красивые и легкие.
Посох был блестящий, на посохе были нарисованы елочки.
Заводного зайчика мне подарили в шесть лет на день рождения.
Я давно мечтал о заводном зайчике.
Это не автомобиль, а чудо! Этот автомобиль мне купили на детской ярмарке в Москве. Этот автомобиль с дистанционным управлением.