Урок развития речи "Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы"
Урок развития речи "Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы"
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы.
Цели:
1. Создать условия для развития устной и письменной речи через формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему, основную мысль, структуру будущего текста.
2. Развивать творческое воображение учащихся, умение правильно формировать свои мысли и переводить их в письменную речь; умение работать в коллективе.
3. Способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края.
Ход урока:
Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Дорогие ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться говорить правильно, красиво, выражать свои мысли и чувства устно и письменно, слушать и слышать друг друга…).
-Что будет предметом нашего разговора, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение:
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А.Пушкин)
Учащиеся называют тему сочинения : Зима в лесу.
К какому типу речи оно относится? (Описание, так как в нём называются признаки зимы).Описание – тип речи, главная особенность которого - изображение явления путём перечисления его признаков и свойств.
-Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события? Конечно же это имя прилагательное, именно эта часть речи позволяет нам более ярко и точно описать что-либо.
4. Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.
5. Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, проведем словарную работу ( приложение №1).
6. Работа над темой.
Вводная беседа
Художник рисует кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?( Словами).
Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник? (Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы).
- Из каких частей состоит текст? ( Вступление, основная часть, заключительная часть).
Учащиеся работают в специальных листах ( приложение №2)
А) Работа над композицией сочинения.
Расположите в правильном порядке композиционные элементы текста:
1. Отдельные признаки
2. Авторская оценка, вывод
3. Общее представление о предмете
( учащиеся называют верный порядок расположения композиционных элементов)
Примерно такая композиция будет у вашего сочинения.
Б) Но, прежде, чем мы приступим к работе, послушайте притчу:
Сидели на пригорке три человека и смотрели на открывающийся перед ними пейзаж. Проходил мимо путник. Спросил он у первого человека: « Что ты видишь?». Человек ответил: « Я вижу горы и деревья». « А что видишь ты?» - спросил путник у второго человека. « Я вижу горы, деревья и снег». Третий же человек сказал, что он смог увидеть искрящийся снег, удивительное лазурное небо, ели в снежных шубах, величественные горы. И тогда путник сказал: « Среди вас только один зрячий, другие же слепцы». Кого считал путник зрячим?
А теперь выберем краски- слова! Конечно, это изобразительно-выразительные средства. Давайте вспомним некоторые из них. Именно они и будут самыми яркими красками для нашего пейзажа. (Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры). Параллельно в рабочих листах составляется план сочинения.
В) Учащиеся подбирают эпитеты для описания снега, деревьев, зимнего леса, инея, используя слова из приложения №3(ученики записывают их в рабочий лист).
Г) Работа в группах. Группе предлагается подобрать примеры сравнений, олицетворений, метафор из предложенных учителем примеров для описания неба, елей, инея. ( Каждой группе выдаётся одинаковый комплект ( приложение №4)).
По окончании работы, заслушиваются итоги и некоторые примеры записываются в рабочий лист.
Задание: в своем сочинении вы можете использовать стихотворные строки. Подберите стихотворные строки для описания снега, зимнего леса и др. (Учащиеся работают с приложением №5)
Вы можете включить в ваш текст и свои поэтические строки. Учащимся предлагается составить сенкан к словам зима, снег, небо и др. ( Приложение №6)
Д) Предлагается выполнить задание, которое поможет избежать совершения речевых ошибок ( задание на оборотной стороне рабочего листа).
Затем учитель обобщает работу, выполненную в рабочих листах.
7. Подведение итогов урока.
8 Дом. задание: написать сочинение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы" »
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы.
Цели:
1. Создать условия для развития устной и письменной речи через формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему, основную мысль, структуру будущего текста.
2. Развивать творческое воображение учащихся, умение правильно формировать свои мысли и переводить их в письменную речь; умение работать в коллективе.
3. Способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края.
Ход урока:
Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Дорогие ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться говорить правильно, красиво, выражать свои мысли и чувства устно и письменно, слушать и слышать друг друга…).
-Что будет предметом нашего разговора, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение:
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А.Пушкин)
Учащиеся называют тему сочинения : Зима в лесу.
К какому типу речи оно относится? (Описание, так как в нём называются признаки зимы).Описание – тип речи, главная особенность которого - изображение явления путём перечисления его признаков и свойств.
-Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события? Конечно же это имя прилагательное, именно эта часть речи позволяет нам более ярко и точно описать что-либо.
4. Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.
5. Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, проведем словарную работу ( приложение №1).
6.Работа над темой.
Вводная беседа
Художник рисует кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?( Словами).
Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник? (Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы).
- Из каких частей состоит текст? ( Вступление, основная часть, заключительная часть).
Учащиеся работают в специальных листах ( приложение №2)
А) Работа над композицией сочинения.
Расположите в правильном порядке композиционные элементы текста:
1. Отдельные признаки
2. Авторская оценка, вывод
3. Общее представление о предмете
( учащиеся называют верный порядок расположения композиционных элементов)
Примерно такая композиция будет у вашего сочинения.
Б) Но, прежде, чем мы приступим к работе, послушайте притчу:
Сидели на пригорке три человека и смотрели на открывающийся перед ними пейзаж. Проходил мимо путник. Спросил он у первого человека: « Что ты видишь?». Человек ответил: « Я вижу горы и деревья». « А что видишь ты?» - спросил путник у второго человека. « Я вижу горы, деревья и снег». Третий же человек сказал, что он смог увидеть искрящийся снег, удивительное лазурное небо, ели в снежных шубах, величественные горы. И тогда путник сказал: « Среди вас только один зрячий, другие же слепцы». Кого считал путник зрячим?
А теперь выберем краски- слова! Конечно, это изобразительно-выразительные средства. Давайте вспомним некоторые из них. Именно они и будут самыми яркими красками для нашего пейзажа. (Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры). Параллельно в рабочих листах составляется план сочинения.
В) Учащиеся подбирают эпитеты для описания снега, деревьев, зимнего леса, инея, используя слова из приложения №3(ученики записывают их в рабочий лист).
Г) Работа в группах. Группе предлагается подобрать примеры сравнений, олицетворений, метафор из предложенных учителем примеров для описания неба, елей, инея. ( Каждой группе выдаётся одинаковый комплект ( приложение №4)).
По окончании работы, заслушиваются итоги и некоторые примеры записываются в рабочий лист.
Задание: в своем сочинении вы можете использовать стихотворные строки. Подберите стихотворные строки для описания снега, зимнего леса и др. (Учащиеся работают с приложением №5)
Вы можете включить в ваш текст и свои поэтические строки. Учащимся предлагается составить сенкан к словам зима, снег, небо и др. ( Приложение №6)
Д) Предлагается выполнить задание, которое поможет избежать совершения речевых ошибок ( задание на оборотной стороне рабочего листа).
Затем учитель обобщает работу, выполненную в рабочих листах.