kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи "Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы.

  Цели:

1. Создать условия для развития устной и письменной речи через формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему, основную мысль, структуру будущего текста.

2. Развивать творческое воображение учащихся, умение правильно формировать свои мысли и переводить их в письменную речь; умение работать в коллективе.

3. Способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

 Дорогие ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться говорить правильно, красиво, выражать свои мысли и чувства устно и письменно, слушать и слышать друг друга…).

 -Что будет предметом нашего разговора, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение:

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

 (А.Пушкин)

Учащиеся  называют тему сочинения : Зима в лесу.

 

  К какому типу речи оно относится? (Описание, так как  в нём называются признаки зимы).Описание – тип речи, главная особенность которого -  изображение явления путём    перечисления его признаков и свойств.

-Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события? Конечно же это имя прилагательное, именно эта часть речи позволяет нам более ярко и точно описать что-либо.

4. Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.

5. Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, проведем словарную работу ( приложение №1).

6.  Работа над темой.

Вводная беседа

  Художник  рисует  кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?( Словами).

Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник?  (Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы).

- Из каких частей состоит текст? ( Вступление, основная часть, заключительная часть).

Учащиеся работают в специальных листах ( приложение №2)

А) Работа над композицией сочинения.

 Расположите в правильном порядке композиционные элементы текста:

            1. Отдельные признаки

            2. Авторская оценка, вывод

            3. Общее представление о предмете

( учащиеся называют верный порядок расположения композиционных элементов)

Примерно такая композиция будет у вашего сочинения.

Б) Но, прежде, чем мы приступим к работе, послушайте притчу:

Сидели на пригорке три человека и смотрели на открывающийся перед ними пейзаж. Проходил мимо путник. Спросил он у первого человека: « Что ты видишь?». Человек ответил: « Я вижу горы и деревья». « А что видишь ты?» - спросил путник у второго человека. « Я   вижу горы, деревья и снег». Третий же человек сказал, что он смог увидеть искрящийся снег, удивительное лазурное небо, ели в снежных шубах, величественные горы. И тогда путник сказал: « Среди вас только один зрячий, другие же слепцы». Кого считал путник  зрячим?

   А теперь выберем краски- слова!  Конечно,  это изобразительно-выразительные средства. Давайте вспомним некоторые из них. Именно они и будут самыми яркими красками для нашего пейзажа. (Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры). Параллельно в рабочих листах составляется план сочинения.

В) Учащиеся подбирают эпитеты для описания снега, деревьев, зимнего леса, инея,  используя слова из приложения №3(ученики записывают их в рабочий лист).

Г) Работа в группах. Группе предлагается подобрать примеры  сравнений, олицетворений, метафор из предложенных учителем примеров для описания неба, елей, инея. ( Каждой группе выдаётся одинаковый комплект ( приложение №4)).

По окончании работы, заслушиваются итоги  и некоторые примеры записываются в рабочий лист.

Задание: в своем сочинении вы можете использовать стихотворные строки. Подберите стихотворные строки для описания снега, зимнего леса и др. (Учащиеся работают с приложением №5)

Вы можете включить в ваш текст и свои поэтические строки.  Учащимся предлагается составить сенкан к словам зима, снег, небо и др. ( Приложение №6)

Д) Предлагается выполнить задание, которое поможет избежать совершения речевых  ошибок ( задание на оборотной стороне рабочего листа).

Затем учитель обобщает работу, выполненную в рабочих листах.

7. Подведение итогов урока.

8 Дом. задание: написать сочинение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы" »

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы.

Цели:

1. Создать условия для развития устной и письменной речи через формирование коммуникативных и речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему, основную мысль, структуру будущего текста.

2. Развивать творческое воображение учащихся, умение правильно формировать свои мысли и переводить их в письменную речь; умение работать в коллективе.

3. Способствовать воспитанию чувства любви к природе родного края.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться говорить правильно, красиво, выражать свои мысли и чувства устно и письменно, слушать и слышать друг друга…).

-Что будет предметом нашего разговора, вы догадаетесь сами, прослушав стихотворение:

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

(А.Пушкин)

Учащиеся называют тему сочинения : Зима в лесу.



К какому типу речи оно относится? (Описание, так как в нём называются признаки зимы).Описание – тип речи, главная особенность которого - изображение явления путём перечисления его признаков и свойств.

-Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события? Конечно же это имя прилагательное, именно эта часть речи позволяет нам более ярко и точно описать что-либо.

4. Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока.

5. Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, проведем словарную работу ( приложение №1).

6. Работа над темой.

Вводная беседа

Художник рисует кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?( Словами).

Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник? (Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы).

- Из каких частей состоит текст? ( Вступление, основная часть, заключительная часть).

Учащиеся работают в специальных листах ( приложение №2)

А) Работа над композицией сочинения.

Расположите в правильном порядке композиционные элементы текста:

1. Отдельные признаки

2. Авторская оценка, вывод

3. Общее представление о предмете

( учащиеся называют верный порядок расположения композиционных элементов)

Примерно такая композиция будет у вашего сочинения.

Б) Но, прежде, чем мы приступим к работе, послушайте притчу:

Сидели на пригорке три человека и смотрели на открывающийся перед ними пейзаж. Проходил мимо путник. Спросил он у первого человека: « Что ты видишь?». Человек ответил: « Я вижу горы и деревья». « А что видишь ты?» - спросил путник у второго человека. « Я вижу горы, деревья и снег». Третий же человек сказал, что он смог увидеть искрящийся снег, удивительное лазурное небо, ели в снежных шубах, величественные горы. И тогда путник сказал: « Среди вас только один зрячий, другие же слепцы». Кого считал путник зрячим?

А теперь выберем краски- слова! Конечно, это изобразительно-выразительные средства. Давайте вспомним некоторые из них. Именно они и будут самыми яркими красками для нашего пейзажа. (Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры). Параллельно в рабочих листах составляется план сочинения.

В) Учащиеся подбирают эпитеты для описания снега, деревьев, зимнего леса, инея, используя слова из приложения №3(ученики записывают их в рабочий лист).

Г) Работа в группах. Группе предлагается подобрать примеры сравнений, олицетворений, метафор из предложенных учителем примеров для описания неба, елей, инея. ( Каждой группе выдаётся одинаковый комплект ( приложение №4)).

По окончании работы, заслушиваются итоги и некоторые примеры записываются в рабочий лист.

Задание: в своем сочинении вы можете использовать стихотворные строки. Подберите стихотворные строки для описания снега, зимнего леса и др. (Учащиеся работают с приложением №5)

Вы можете включить в ваш текст и свои поэтические строки. Учащимся предлагается составить сенкан к словам зима, снег, небо и др. ( Приложение №6)

Д) Предлагается выполнить задание, которое поможет избежать совершения речевых ошибок ( задание на оборотной стороне рабочего листа).

Затем учитель обобщает работу, выполненную в рабочих листах.

7. Подведение итогов урока.

8 Дом. задание: написать сочинение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок развития речи "Подготовка к домашнему сочинению – описанию зимней природы"

Автор: Амедова Сусана Диляверовна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Презентация к уроку русского языка (исследовательская деятельность ) на тему: "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям «Идёт волшебница зима»." "
    ["seo_title"] => string(165) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-po-lichnym-vpiechatlieniiam-idiot-volshiebnitsa-zima"
    ["file_id"] => string(6) "111487"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407509125"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок развития речи "Описание природы по личным впечатлениям" "
    ["seo_title"] => string(67) "urok-razvitiia-riechi-opisaniie-prirody-po-lichnym-vpiechatlieniiam"
    ["file_id"] => string(6) "240309"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444993410"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема урока: Урок развития речи. Творческая мастерская "Праздничная карусель""
    ["seo_title"] => string(75) "tiemaurokaurokrazvitiiariechitvorchieskaiamastierskaiaprazdnichnaiakarusiel"
    ["file_id"] => string(6) "300789"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456802753"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока "Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (2 часа) "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur-2-chasa"
    ["file_id"] => string(6) "159913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421959843"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..." "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-9-klassie-i-snitsia-chudnyi-son-tat-ianie"
    ["file_id"] => string(6) "187814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства