Воспитательные (нацеленные на личностное развитие):
- воспитывать навыки деловой литературной речи школьников;
- воспитывать интерес к предмету
Оформление: записи на доске, памятки составления и оформления деловых бумаг, раздаточный материал
Оборудование урока: мультимедиа
Ход урока.
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний
СЛАЙД 1
Слово учителя
- В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с деловыми письмами: написать заявление, автобиографию при поступлении в учебное заведение, на работу, объяснительную записку, если пропустил занятие, опоздал на урок, ушел раньше с работы и т. д. Часто в таких бумагах допускают ошибки, а подчас не знают, каким образом они оформляются. А ведь правильно составленное, без ошибок написанное резюме сразу вызывает у работодателя уважение и внимание к человеку, ищущему место службы.
Надеюсь, к концу урока мы сумеем правильно написать не только заявление, но и другие официально-деловые бумаги. СЛАЙД 2. Это и будет целью нашего урока (научиться составлять различные документы, необходимые в повседневной жизни).
- Насколько актуальна для вас эта тема? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ).
III. Лингвистическая разминка
- На столах у вас лежит задание, в котором нужно подчеркнуть слова и словосочетания, употребляющиеся в официально-деловом стиле. СЛАЙД 3
Потушить пожар, принять к исполнению, дрыхнуть, жилищный фонд, предписывать, чудесный случай, привлечь к ответственности, один-одинешенек, терем расписной, командировочное удостоверение, принять к сведению, делопроизводство, уведомление, прогулка, ответчик, юнец, добрый молодец, поставить в известность, новое назначение, заявка на участие, установленный порядок, постановление, составить акт, предъявить претензии, повестка дня, должностное лицо, попридержать язык, объяснительная записка, реквизит, законодательная власть, бить баклуши.
- Проверка СЛАЙД 4
IV. Повторение сведений об официально-деловом стиле
- В нашей жизни деловые бумаги играют большую роль. Какие виды деловых бумаг вы знаете? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ).
- В каких случаях применяются данные виды деловых бумаг? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)
- Какой стиль необходимо выбрать для оформления различных деловых бумаг? (Официально-деловой). СЛАЙД 5
- Что вы знаете об этом стиле, где он используется? (Используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов и деловых бумаг)
- Каковы же его основные черты? СЛАЙД 6 (Точность, отсутствие эмоциональности, изобразительно-выразительных средств, единая форма оформления, краткость, ясность изложения, неличный характер – от 3-его лица, стандартизированность – обилие устойчивых оборотов, речевых клише и т. д.)
- Знание этих особенностей пригодится при составлении деловых бумаг
- Деловое письменное общение осуществляется через деловые бумаги.
Деловые бумаги делятся на 2 вида: СЛАЙД 7
Нас сегодня будут интересовать бумаги личного характера, которые нередко приходится писать в повседневной жизни.
Чтобы обобщить знания об официально- деловом стиле, прочитаем в учебнике параграф «Деловые бумаги» на стр.92
( Чтение текста)
V. Лексико-орфографическая работа
В тексте вам встретились такие слова как штампы, клише, эмоциональность, экспрессия, экспрессивность.
- Какие слова вы можете объяснить?
- У вас на парте лежит словарная статья. Прочитайте лексическое значение этих слов.
Словарная статья СЛАЙД 8
- А сейчас запишите в тетрадях число и тему урока «Деловые бумаги» (Запись в тетрадях числа и темы урока)
VI. Обучение написанию заявления
- К наиболее распространенным деловым бумагам относится заявление.
- Прочитайте раздел «Заявление» в учебнике (Чтение раздела «Заявление» вслух)
СЛАЙД 9
- Что представляет собой заявление?
- Какие требования предъявляются к оформлению заявления?
- Почему слово «заявление» пишется с маленькой буквы?
( Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть заявления представляет собой одно предложение, то справедливо считать, что слово заявление следует писать со строчной буквы)
- Давайте познакомимся с составными частями заявления (Знакомство с составными частями заявления) СЛАЙД 10
- Итак, реквизиты, то есть обязательные составные части заявления и их последовательность следующие:
- Прочитайте образец заявления на с.92 учебника.
VII. Практическая работа.
Иногда в заявлении подробно излагается просьба и ее причина, указывается перечень прилагаемых документов, то есть приложение. (Их название, когда и зачем выданы)
- А теперь ознакомимся со следующими заявлениями: СЛАЙД 11
- Сравните оба эти заявления.
- Чем они различаются и какие ошибки допущены при составлении этих заявлений?
( В первом заявлении нет приложения и подписи заявителя, во втором заявлении нет заявителя и слово заявление написано с прописной буквы)
VIII. Самостоятельная работа:
- А сейчас вы напишите заявление с просьбой о сдаче экзаменов по выбору. Начало заявления вы можете увидеть на СЛАЙДЕ 12
Зачитывают вслух записанные заявления
- Аналогично оформляются такие документы, как расписка, доверенность,
Динамическая пауза
1. Сидя на стуле, выпрямитесь.
Отведите плечи назад и, сильно напрягая мышцы спины, сведите лопатки.
Задержитесь в этом положении 4 — 6 сек.
Затем полностью расслабьтесь и свободно подышите. Повторить 3 — 4 раза
2. Сидя на стуле, выпрямитесь.
Сделайте полный выдох, втягивая живот.
Задержитесь в этом положения 1 —2 сек. Повторить 3 — 4 раза.
3.Сидя на стуле, расслабьтесь и сделайте подряд 3-4 спокойных вдоха через нос.
Затем столько же выдохов через рот. Повторить 3 — 4 раза
IX. Обучение написанию автобиографии.
- Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на то, что к заявлению прилагается автобиография.
- Давайте вспомним, что такое автобиография.
- Прочитайте определение автобиографии в учебнике.
(Чтение раздела «Автобиография» стр.93, вслух)
(Автобиография – это официальный документ, в котором человек описывает свою жизнь и деятельность) СЛАЙД 13
- Когда и по поводу чего она пишется?
( Действительно, автобиография составляется и подается обычно при поступлении в учебное заведение или на работу)
- Какую форму имеет автобиография?
( Чтение текста по учебнику) СЛАЙД 14
- Что указывается в тексте автобиографии?
( Чтение текста по учебнику)
Слайд: - Итак, в тексте автобиографии указывается следующие данные: СЛАЙД 15
X. Практическая работа.
СЛАЙД 16
- Прочитайте образец автобиографии, приведенный в упр.211. Соответствует ли он принятой форме документа? (Даная автобиография соответствует принятой форме документа)
- Прочитайте начало автобиографии, написанной С.А. Есениным. В чем её своеобразие? Можно ли считать, что это деловой документ? (Данную автобиографию нельзя считать деловым документом) СЛАЙД 17
XI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление отметок.
- Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний урок?
- Приведите примеры деловых бумаг?
- О чем нужно помнить при составлении деловых бумаг?
- Перечислите какие данные указываются в биографии?
XII. Домашнее задание.СЛАЙД 18
- Упр. 213 напишите автобиографию, используя памятку с формой для составления автобиографии, и которая пригодится вам в ваши портфолио.
Помните об особенностях официально-делового стиля, иначе у вас получится вот такая автобиография.
Автобиография.
Я, Петров Марат, родился 8 марта 1981 года, прямо в Женский день. Родители очень обрадовались, а я очень расстроился. Я же не девчонка. И назвали меня не Марта, а Марат.
А потом я пошел в первый класс, а когда переехали в этот город, пошел в 5 класс, в другую школу, где и учусь в настоящее время.
Мои родители: отец – Петров Евгений Иванович – инженер. На работе его хвалят.
Моя мама – Петрова Евгения Владимировна – ткачиха. У моих родителей одинаковые имена. Не хватало, чтоб и меня еще так назвали. Лучше уж Марат.
Есть еще член нашей семьи, а именно: сестра Оксана. Ей 4 года. Она ходит в детский сад, что рядом с нашим домом.
Проживаем мы все по адресу: Лесной переулок, д. 86, кв. 15.
Марат Петров.
Список литературы:
1. Байкалова О. А. Русский язык. Учебно - методическое пособие. -Челябинск: УралГАФК, 2005.
2. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: Учебник. - 2-е изд., испр. - М.: Форум: ИНФРА - М, 2006.
3. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи./Науч. ред. В.В. Бабайцева. - М.: Просвещение, 1995.
4.Афанасьева Л. Культура деловой переписки // Путь к успеху. - 1995. - N 4. - С.33-37.
5.Веселов П. В. Аксиомы делового письма культура делового общения и официальной переписки. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993 – 74с.
6.О.И. Семянкова Нормы правописания в деловом стиле. Электронный учебник.
7.Т.В. Печникова, А.В. Печникова Практика работы с документами в организации. Учебное пособие. М.: «ЭКСМОС», 1999.-320 с.