kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Деловые бумаги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока в цикле темы.  урок развития речи, на данную тему отводится 1 час. 

Тип урока. Комбинированный (урок развития связной устной и письменной речи)

Цель урока: формировать умение составлять и оформлять различные документы, необходимые в повседневной жизни

Задачи урока:

Обучающие:

- продолжить формирование общеучебных умений и навыков;

- закрепить и углубить знания учащихся по теории официально – делового стиля;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся

Развивающие:

- развивать связную речь учащихся;

- формировать умение логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное.

Воспитательные (нацеленные на личностное развитие):

- воспитывать навыки деловой литературной речи школьников;

- воспитывать интерес к предмету

   Формы работы учащихся: коллективная, парная, индивидуальная.

Оборудование урока: 1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

                                        2. Презентация.

                                       3. Раздаточный материал (памятки, словарная статья).

Этапы урока:

1.Организация  начала урока. Актуализация знаний

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Лингвистическая разминка.

4 Повторение сведений об официально – деловом стиле

5. Лексико-орфографическая работа.

6. Обучение написанию заявления

7. Практическая работа

8. Самостоятельная работа

9. Обучение написанию автобиографии.

10. Практическая работа

11. Рефлексия. Подведение итогов урока.

12.Домашнее задание.

Методические приемы: лингвистическая разминка, лексико-орфографическая работа,  работа с текстом и развитие речи, беседа, наблюдения, выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Деловые бумаги" »

Конспект урока

по русскому языку в 9 классе.

Деловые бумаги.

Цель урока: формировать умение составлять и оформлять различные документы, необходимые в повседневной жизни

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить формирование общеучебных умений и навыков;

- закрепить и углубить знания учащихся по теории официально – делового стиля;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся

Развивающие:

- развивать связную речь учащихся;

- формировать умение логически мыслить, выделять главное, обобщать изученное.

Воспитательные (нацеленные на личностное развитие):

- воспитывать навыки деловой литературной речи школьников;

- воспитывать интерес к предмету


Оформление: записи на доске, памятки составления и оформления деловых бумаг, раздаточный материал

Оборудование урока: мультимедиа


Ход урока.

I. Организация начала урока.


- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний






СЛАЙД 1

Слово учителя

- В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с деловыми письмами: написать заявление, автобиографию при поступлении в учебное заведение, на работу, объяснительную записку, если пропустил занятие, опоздал на урок, ушел раньше с работы и т. д. Часто в таких бумагах допускают ошибки, а подчас не знают, каким образом они оформляются. А ведь правильно составленное, без ошибок написанное резюме сразу вызывает у работодателя уважение и внимание к человеку, ищущему место службы.

Надеюсь, к концу урока мы сумеем правильно написать не только заявление, но и другие официально-деловые бумаги. СЛАЙД 2. Это и будет целью нашего урока (научиться составлять различные документы, необходимые в повседневной жизни).


- Насколько актуальна для вас эта тема? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ).


III. Лингвистическая разминка


- На столах у вас лежит задание, в котором нужно подчеркнуть слова и словосочетания, употребляющиеся в официально-деловом стиле. СЛАЙД 3

Потушить пожар, принять к исполнению, дрыхнуть, жилищный фонд, предписывать, чудесный случай, привлечь к ответственности, один-одинешенек, терем расписной, командировочное удостоверение, принять к сведению, делопроизводство, уведомление, прогулка, ответчик, юнец, добрый молодец, поставить в известность, новое назначение, заявка на участие, установленный порядок, постановление, составить акт, предъявить претензии, повестка дня, должностное лицо, попридержать язык, объяснительная записка, реквизит, законодательная власть, бить баклуши.


- Проверка СЛАЙД 4

IV. Повторение сведений об официально-деловом стиле


- В нашей жизни деловые бумаги играют большую роль. Какие виды деловых бумаг вы знаете? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ).


- В каких случаях применяются данные виды деловых бумаг? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)


- Какой стиль необходимо выбрать для оформления различных деловых бумаг? (Официально-деловой). СЛАЙД 5

- Что вы знаете об этом стиле, где он используется? (Используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов и деловых бумаг)


- Каковы же его основные черты? СЛАЙД 6 (Точность, отсутствие эмоциональности, изобразительно-выразительных средств, единая форма оформления, краткость, ясность изложения, неличный характер – от 3-его лица, стандартизированность – обилие устойчивых оборотов, речевых клише и т. д.)


- Знание этих особенностей пригодится при составлении деловых бумаг

- Деловое письменное общение осуществляется через деловые бумаги.

Деловые бумаги делятся на 2 вида: СЛАЙД 7

Нас сегодня будут интересовать бумаги личного характера, которые нередко приходится писать в повседневной жизни.

Чтобы обобщить знания об официально- деловом стиле, прочитаем в учебнике параграф «Деловые бумаги» на стр.92

( Чтение текста)


V. Лексико-орфографическая работа

В тексте вам встретились такие слова как штампы, клише, эмоциональность, экспрессия, экспрессивность.

- Какие слова вы можете объяснить?

- У вас на парте лежит словарная статья. Прочитайте лексическое значение этих слов.


Словарная статья СЛАЙД 8


- А сейчас запишите в тетрадях число и тему урока «Деловые бумаги» (Запись в тетрадях числа и темы урока)



VI. Обучение написанию заявления

- К наиболее распространенным деловым бумагам относится заявление.


- Прочитайте раздел «Заявление» в учебнике (Чтение раздела «Заявление» вслух)

СЛАЙД 9

- Что представляет собой заявление?


- Какие требования предъявляются к оформлению заявления?


- Почему слово «заявление» пишется с маленькой буквы?

( Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть заявления представляет собой одно предложение, то справедливо считать, что слово заявление следует писать со строчной буквы)


- Давайте познакомимся с составными частями заявления (Знакомство с составными частями заявления) СЛАЙД 10

- Итак, реквизиты, то есть обязательные составные части заявления и их последовательность следующие:


- Прочитайте образец заявления на с.92 учебника.

VII. Практическая работа.

Иногда в заявлении подробно излагается просьба и ее причина, указывается перечень прилагаемых документов, то есть приложение. (Их название, когда и зачем выданы)

- А теперь ознакомимся со следующими заявлениями: СЛАЙД 11




- Сравните оба эти заявления.

- Чем они различаются и какие ошибки допущены при составлении этих заявлений?

( В первом заявлении нет приложения и подписи заявителя, во втором заявлении нет заявителя и слово заявление написано с прописной буквы)



VIII. Самостоятельная работа:

- А сейчас вы напишите заявление с просьбой о сдаче экзаменов по выбору. Начало заявления вы можете увидеть на СЛАЙДЕ 12

Зачитывают вслух записанные заявления

- Аналогично оформляются такие документы, как расписка, доверенность,






Динамическая пауза

1. Сидя на стуле, выпрямитесь.

Отведите плечи назад и, сильно напрягая мышцы спины, сведите лопатки.

Задержитесь в этом положении 4 — 6 сек.

Затем полностью расслабьтесь и свободно подышите. Повторить 3 — 4 раза

2. Сидя на стуле, выпрямитесь.

Сделайте полный выдох, втягивая живот.

Задержитесь в этом положения 1 —2 сек. Повторить 3 — 4 раза.

3.Сидя на стуле, расслабьтесь и сделайте подряд 3-4 спокойных вдоха через нос.

Затем столько же выдохов через рот. Повторить 3 — 4 раза


IX. Обучение написанию автобиографии.

- Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на то, что к заявлению прилагается автобиография.

- Давайте вспомним, что такое автобиография.

- Прочитайте определение автобиографии в учебнике.

(Чтение раздела «Автобиография» стр.93, вслух)

(Автобиография – это официальный документ, в котором человек описывает свою жизнь и деятельность) СЛАЙД 13

- Когда и по поводу чего она пишется?

( Действительно, автобиография составляется и подается обычно при поступлении в учебное заведение или на работу)

- Какую форму имеет автобиография?

( Чтение текста по учебнику) СЛАЙД 14

- Что указывается в тексте автобиографии?

( Чтение текста по учебнику)

Слайд: - Итак, в тексте автобиографии указывается следующие данные: СЛАЙД 15

X. Практическая работа.

СЛАЙД 16

- Прочитайте образец автобиографии, приведенный в упр.211. Соответствует ли он принятой форме документа? (Даная автобиография соответствует принятой форме документа)


- Прочитайте начало автобиографии, написанной С.А. Есениным. В чем её своеобразие? Можно ли считать, что это деловой документ? (Данную автобиографию нельзя считать деловым документом) СЛАЙД 17


XI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление отметок.

- Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний урок?


- Приведите примеры деловых бумаг?


- О чем нужно помнить при составлении деловых бумаг?


- Перечислите какие данные указываются в биографии?


XII. Домашнее задание. СЛАЙД 18

- Упр. 213 напишите автобиографию, используя памятку с формой для составления автобиографии, и которая пригодится вам в ваши портфолио.

Помните об особенностях официально-делового стиля, иначе у вас получится вот такая автобиография.

Автобиография.

Я, Петров Марат, родился 8 марта 1981 года, прямо в Женский день. Родители очень обрадовались, а я очень расстроился. Я же не девчонка. И назвали меня не Марта, а Марат.

А потом я пошел в первый класс, а когда переехали в этот город, пошел в 5 класс, в другую школу, где и учусь в настоящее время.

Мои родители: отец – Петров Евгений Иванович – инженер. На работе его хвалят.

Моя мама – Петрова Евгения Владимировна – ткачиха. У моих родителей одинаковые имена. Не хватало, чтоб и меня еще так назвали. Лучше уж Марат.

Есть еще член нашей семьи, а именно: сестра Оксана. Ей 4 года. Она ходит в детский сад, что рядом с нашим домом.

Проживаем мы все по адресу: Лесной переулок, д. 86, кв. 15.

Марат Петров.




Список литературы:

1. Байкалова О. А. Русский язык. Учебно - методическое пособие. -Челябинск: УралГАФК, 2005.

2. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: Учебник. - 2-е изд., испр. - М.: Форум: ИНФРА - М, 2006.

3. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи./Науч. ред. В.В. Бабайцева. - М.: Просвещение, 1995.

4.Афанасьева Л. Культура деловой переписки // Путь к успеху. - 1995. - N 4. - С.33-37.

5.Веселов П. В. Аксиомы делового письма культура делового общения и официальной переписки. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993 – 74с.

6.О.И. Семянкова Нормы правописания в деловом стиле. Электронный учебник.

7.Т.В. Печникова, А.В. Печникова Практика работы с документами в организации. Учебное пособие. М.: «ЭКСМОС», 1999.-320 с.

8.«Этика делового общения», И.Н. Браим, Минск, «Жизнь», 1996.

Интернет-ресурсы:

http://www.gramma.ru/Культура письменной речи.

http://works.doklad.ru/Учебные материалы.

http://referat.mirslovarei.com/d/Деловые бумаги: языковое оформление и редактирование.


15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока русского языка "Деловые бумаги"

Автор: Просветова Анна Алексеевна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414599737"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока русского языка. Деловое письмо. Объяснительная записка. "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dielovoie-pis-mo-obiasnitiel-naia-zapiska"
    ["file_id"] => string(6) "243493"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445756119"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему "Орфография". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-orfoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421404634"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка открытого урока по русскому языку в 7 классе по теме : Официально -деловой стиль "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "126476"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415184914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства