kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Орфография". 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Орфография»

Цель:Совершенствовать знания учащихся по  основным типам орфограмм и умения  обосновывать свой выбор

Задачи:

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм,  3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по  изученным орфограммам;                                                                                 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.  

Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».

 

Ход урока

1. Мотивация.  

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего –  самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике  на нашем уроке русского языка. 

 – Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и  верьте в свои силы.

2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

            – Проверим, насколько готовы  мы к работе.

  1. Что изучается в орфографии?  
  2. С какими разделами науки о языке она связана? 
  3. Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест? 
  4.  Давайте назовём несколько самых известных орфограмм.
  5.  Вспомните и запишите 7 – 8 слов с удвоенной согласной.
  6. Вспомните и назовите столько же слов, где есть корень с чередованием.

            – Я рада вашим ответам.

          - Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.  

          - Предположите, каковы будут цели урока.

3. Практическая часть.

          1) Слово учителя.

Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг…  Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова.

Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора).

– Давайте составим со словом корректор 2 словосочетания в тетрадях.

– В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор? (Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью; внимательностью; аккуратностью).

         2) Задания.

        – Итак, вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете.

Задание 1.

На доске загадка: На окне стоит горшок,

                               А в горшке растёт цветок.

                               Посмотреть – не разберёшь:

                              Не растение, а ёж.    (Кактус).

Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.

Задание 2. 

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

                                            Жалоба

Дядя, прашу тебя, помаги                        Учитель паставил два,

Твоей плимяннице Оле,                           А сам сказал, что маю работу

А то небудет её наги                                Даже несмок прчитать.

В этой пративной школе.                         Попраси его, дядя, исправить двойку

Мне вчера за дектант на слова                И паставить мне пять.

 – Найти слова, которые проверяются с помощью словаря.

 Найдите слова, которые проверяются изменением  слова.

 – Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 3. 

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль  безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

– Предоставляю Вам право выбора оружия.

 – Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы уже убиты.

Давайте с вами проведём орфографическую дуэль. Пишем диктант с взаимопроверкой (работа в парах): Никому не преодолеть, ничего не возвращай, не о чем расспрашивать, объединиться не с кем, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи- то недостатки, кто-нибудь неизвестный, кто-нибудь не местный, а иногородний.

Задание 4.  (По учебнику) 

                    Упр. 599

Задание 5  (Итоговое). Тест «Проверь себя».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Орфография". 5 класс »

Урок разработан учителем русского языка и литературы

МБОУ Каменской основной общеобразовательной школы

Лапик Аллой Ивановной

Тема: «Орфография»

Цель:

Совершенствовать знания учащихся по основным типам орфограмм и умения обосновывать свой выбор

Задачи:

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм, 3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по изученным орфограммам; 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».



Ход урока

1. Мотивация.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике на нашем уроке русского языка.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и верьте в свои силы.

2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

– Проверим, насколько готовы мы к работе.

  1. Что изучается в орфографии?

  2. С какими разделами науки о языке она связана?

  3. Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест?

  4. Давайте назовём несколько самых известных орфограмм.

  5. Вспомните и запишите 7 – 8 слов с удвоенной согласной.

  6. Вспомните и назовите столько же слов, где есть корень с чередованием.

– Я рада вашим ответам.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.

- Предположите, каковы будут цели урока.

3. Практическая часть. 1) Слово учителя. Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова. Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора). – Давайте составим со словом корректор 2 словосочетания в тетрадях. – В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор? (Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью; внимательностью; аккуратностью). 2) Задания. – Итак, вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете.

Задание 1.

На доске загадка: На окне стоит горшок,

А в горшке растёт цветок.

Посмотреть – не разберёшь:

Не растение, а ёж. (Кактус).

Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.

Задание 2.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба

Дядя, прашу тебя, помаги Учитель паставил два,

Твоей плимяннице Оле, А сам сказал, что маю работу

А то небудет её наги Даже несмок прчитать.

В этой пративной школе. Попраси его, дядя, исправить двойку

Мне вчера за дектант на слова И паставить мне пять.

– Найти слова, которые проверяются с помощью словаря.

– Найдите слова, которые проверяются изменением слова.

– Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 3.

– Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

– Предоставляю Вам право выбора оружия.

– Превосходно, – ответил Пруст, – предпочитаю орфографию. Вы уже убиты.

Давайте с вами проведём орфографическую дуэль. Пишем диктант с взаимопроверкой (работа в парах): Никому не преодолеть, ничего не возвращай, не о чем расспрашивать, объединиться не с кем, кое-что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи- то недостатки, кто-нибудь неизвестный, кто-нибудь не местный, а иногородний.

Задание 4. (По учебнику)

Упр. 599

Задание 5 (Итоговое). Тест «Проверь себя».

Проверь себя


Ключ к заданию

  1. (не)брежный почерк

  2. ничуть (не)радостный

  3. н(е,и)чего не видел

  4. не пригласил н(е,и)кого

  5. (не)здоровится

  6. (не)годует

  7. (не)мог (не)знать

  8. Кожа(н,нн)ый

  9. Тыкве(н,нн)ый

  10. Оловя(н,нн)ый

  11. Ветре(н,нн)ый

  12. Прош(о,ё)л

  13. Ш(ё,о)рох

  14. Деш(ё,о)вый

  1. Небрежный почерк

  2. Ничуть не радостный

  3. Ничего не видел

  4. Не пригласил никого

  5. Нездоровится

  6. Негодует

  7. Не мог не знать

  8. Кожаный

  9. Тыквенный

  10. Оловянный

  11. Ветреный

  12. Прошёл

  13. Шорох

  14. дешёвый

Поставьте себе оценки: «5» - за 14 правильных ответов, «4» - за 11 – 13 правильных ответов, «3» - за 7 – 9 правильных ответов.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3, 2.



– Вы сегодня молодцы!

4. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы говорили о профессии корректора. Выяснили, какими качествами должен обладать человек этой профессии. Каждый из вас побывал в этой роли и, надеюсь, понял. Что исправлять чужие ошибки – сложная и кропотливая работа. Сложная, но интересная, творческая. Залог успеха в работе корректора – отличное знание русского языка, внимательность, аккуратность. Но только ли корректору необходимы эти знания? Уверена, что каждому из вас, какую бы профессию вы ни избрали, они помогут в жизни, в работе, в общении.

– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.

  1. Главным для меня на уроке было то, …

  2. Теперь я буду знать, что …

  3. Меня огорчило то, что …

  4. Я рад, что…

  5. Я хотел бы, чтобы …

– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Следовали ли мы сегодня этому мудрейшему совету?


5. Домашнее задание (по выбору): 1) работа с текстом упр. 600; 2) выполнение теста.



















































Тест «Проверь себя».

Проверь себя


Ключ к заданию

  1. (не)брежный почерк

  2. ничуть (не)радостный

  3. н(е,и)чего не видел

  4. не пригласил н(е,и)кого

  5. (не)здоровится

  6. (не)годует

  7. (не)мог (не)знать

  8. Кожа(н,нн)ый

  9. Тыкве(н,нн)ый

  10. Оловя(н,нн)ый

  11. Ветре(н,нн)ый

  12. Прош(о,ё)л

  13. Ш(ё,о)рох

  14. Деш(ё,о)вый

  1. Небрежный почерк

  2. Ничуть не радостный

  3. Ничего не видел

  4. Не пригласил никого

  5. Нездоровится

  6. Негодует

  7. Не мог не знать

  8. Кожаный

  9. Тыквенный

  10. Оловянный

  11. Ветреный

  12. Прошёл

  13. Шорох

  14. дешёвый

Поставьте себе оценки: «5» - за 14 правильных ответов, «4» - за 11 – 13 правильных ответов, «3» - за 7 – 9 правильных ответов.



Тест «Проверь себя».

Проверь себя


Ключ к заданию

  1. (не)брежный почерк

  2. ничуть (не)радостный

  3. н(е,и)чего не видел

  4. не пригласил н(е,и)кого

  5. (не)здоровится

  6. (не)годует

  7. (не)мог (не)знать

  8. Кожа(н,нн)ый

  9. Тыкве(н,нн)ый

  10. Оловя(н,нн)ый

  11. Ветре(н,нн)ый

  12. Прош(о,ё)л

  13. Ш(ё,о)рох

  14. Деш(ё,о)вый

  1. Небрежный почерк

  2. Ничуть не радостный

  3. Ничего не видел

  4. Не пригласил никого

  5. Нездоровится

  6. Негодует

  7. Не мог не знать

  8. Кожаный

  9. Тыквенный

  10. Оловянный

  11. Ветреный

  12. Прошёл

  13. Шорох

  14. дешёвый

Поставьте себе оценки: «5» - за 14 правильных ответов, «4» - за 11 – 13 правильных ответов, «3» - за 7 – 9 правильных ответов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Орфография". 5 класс

Автор: Лапик Алла Ивановна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156282

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока в 9 классе "Лексика.Фразеология.Орфография""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_v_9_klasse_leksika_frazeologiia_orfografiia"
    ["file_id"] => string(6) "561194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1603612979"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока.Повторение орфографии.Мы-корректоры "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-povtorieniie-orfoghrafii-my-korriektory"
    ["file_id"] => string(6) "232776"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442918958"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому  языку. 6 класс Правописание суффиксов -чик, -щик."
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-6-klass-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "253026"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447508040"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока - кроссворда 2 класс. "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-krossvorda-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443339763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста) "
    ["seo_title"] => string(83) "binarnyi-urok-v-8-klassie-urok-odnogho-stikhotvorieniia-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "204838"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429730541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства