kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка "Чередование гласных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на формирование умений правописания слов с чередованием гласных в корне слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Чередование гласных"»


Открытый урок.

Тема : «Правописание чередующихся гласных А-О в корне с чередованием –раст-,-ращ-. -рос-»



Предмет: русский язык

Класс: 5-

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2. Авторы:Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.. Москва. «Просвещение». 2015г.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные: создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Буквы О – А в корне -раст-, -ращ – -лож» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Планируемые результаты.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание..

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Методы обучения, используемые  на уроке:

· словесные, наглядные, практические;

· методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

· методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

· информационные методы – работа с опорной схемой.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.  Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне. 

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Технологии обучения: проблемно-диалогическая.

Виды используемых ИКТ и ЭОР: компьютер, проектор, презентация, мультимедийное приложение к учебнику, интерактивная иллюстрация, интерактивный справочник, интерактивный тест.





Структура и ход урока

Этап урока

Время

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.

Организационный момент

1


Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.


2.

Актуализация знаний

6

Интерактивная иллюстрация

http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/5_klass/interaktivnyj_trenazher_bukvy_o_a_v_korne_rast_ros/82-1-0-19742



Слайд1







Слайд2










Слайд3


Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

-Спишите слова, выделите корень.

-Выпишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением. Аргументируйте свой ответ.


-Выпишите в 1 столбик слова с корнем –рос-, во 2 столбик-с корнем –раст-, -ращ-.

Выросла, подрастают, удивительный, поглядел, осмотрелись, угадать, растут, водоросли, выращенный.

Создает проблемную ситуацию:

В корне -раст-, -ращ-,-рос - как различать,
где надо писать а, где - о ?

-Выделите корень в словах, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.


О пишем перед с: росла,
А пишем перед ст, щ: растут, выращенный.

Размышляют и находят подходящие приемы. Работа в парах. Проводят взаимопроверку.



Взаимопроверка.












Взаимопроверка

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


3.

Целеполагание

2

Слайд4


Задает вопросы:

- Какую цель преследуем на уроке?

- Что сегодня предстоит нам выяснить

-Сформулируйте тему урока.


Формулируют цель урока:

- Выяснить правила написания корня -раст-, -ращ- и -рос-

Формулируют тему урока:

- Правописание чередующихся гласных О - А в корне -раст-, -ращ- и -рос-.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

5.

Мотивация к учебной деятельности

1

Слайд5


Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня мы проведем исследование и выясним истину написания в русском языке корней -раст-, -ращ- и -рос-


Узнают о сюжетной линии урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

6.

Учебная деятельность

4

Слайд6











Слайд7


Интерактивный справочник

http://russkiy-na-5.ru/rules/24

Подводит учащихся к формулировке правила.

Посмотрите на слова, записанные в вашей тетради). Как вы думаете, как и в какой последовательности нужно действовать при выборе орфограммы?



-Назовите слова-исключения.






Выдвигают версии выбора орфограммы. Проговаривают алгоритм: выделяю корень, подчеркиваю согласную корня: перед С пишу О, перед СТ и Щ пишу А.

Называют слова-исключения. Проводят исследование: почему эти слова являются исключениями.

Регулятивные: систематизация.

Коммуникативные: формулирование правила

6.

Закрепление изученного.

10


Мультимедийное приложение к учебнику





Слайд8


Создает проблемную ситуацию:

- Обратите внимание на слова в упражнении 453.

Запишите их в два столбика (А и О).

Теперь давайте проверим.


Применяют правило и записывают слова в два столбика. Графически объясняют правописание слов.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

7.

Физминутка.

1

Слайд9

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения.

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.


8.

Обобщение изученного





6


Учитель предлагает ребятам выполнить упражнение №451


Слушают и выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения

Познавательные: структурирование знаний, поиск информации.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: контроль, коррекция.

9.

Контроль и самоконтроль

5

Интерактивный тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e742154e-be3b-4558-b5e0-f7d682b1e3bd/?interface=catalog

Выполнение тестового задания по вариантам.




Получают карточки и выполняют задание.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, понимать учебные задачи

10.

Подведение итогов

1

Слайд10

Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу.

Анализируют свою работу и работу пары на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: способность самооценки своих действий.

11.

Дифференцированное домашнее задание.

1

Слайд 11

Объясняет требования к выполнению домашнего задания (упражнение №454).

Записывают домашнее задание в дневники

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

12.

Рефлексия

2

Слайд12

Предлагает закончить предложения:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные:

Личностные: самоопределение, самооценка.






















Используемая литература.

1.С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 5 класс: контрольные работы тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012

2.Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.. Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2. Москва. «Просвещение». 2013г.

3.Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс / Л. Г. Ларионова. - М.: Просвещение, 2004.

4.Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык: 5 класс/А. Б. Малюшкин. - М., 2006.

5.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс/ А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.

7.Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e742154e-be3b-4558-b5e0-f7d682b1e3bd/?interface=catalog



http://russkiy-na-5.ru/rules/24http://russkiy-na-5.ru/rules/24



http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e742154e-be3b-4558-b5e0-f7d682b1e3bd/?interface=catalog













Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области.





Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных А-О в корне с чередованием –раст-,-ращ-. -рос-»





Автор: Воссина Инна Викторовна



Должность: учитель русского языка и литературы









Аннотация

к уроку русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных А-О в корне с чередованием –раст-,-ращ-. -рос-»

   Данный урок русского языка «Правописание чередующихся гласных А-О в корне с чередованием –раст-,-ращ-. -рос-» разработан для 5-ых классов и построен в соответствии с требованиями ФГОСов.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2. Авторы:Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.. Москва. «Просвещение». 2013г.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные: создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Буквы О – А в корне -раст-, -ращ – -лож» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Планируемые результаты.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание..

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Методы обучения, используемые  на уроке:

· словесные, наглядные, практические;

· методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

· методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

· информационные методы – работа с опорной схемой.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.  Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне. 

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Технологии обучения: проблемно-диалогическая.

Актуальность выбранной технологии очевидна.

  На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов формирования правописания. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Виды используемых ИКТ: компьютер, проектор, презентация, мультимедийное приложение к учебнику.










































































Приложение №1

Тесты.



Вариант №1.

1.В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная О?

1) р..сла, р..сток

2) р..стут, выр..сла

3) зар..сли, подр..стают

4) подр..стковый, р..стения

2.В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная А?

1) подр..сла, р..сточки

2) р..стения, отр..сль

3) перер..сла, подр..стают

4) выр..стут, перер..сла




Вариант №2.

1.В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная О?

1) зар..сла, р..сток

2) подр..стут, отр..сль

3)выр..сла, р..стительный

4)р..стения, перер..сла

2.В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная А?

1) р..сли, подр..сти

2) подр..стут, отр..сль

3) выр..сла, р..стительный

4) р..стения, перер..сла



































Используемая литература.

1.С.В. Антонова, Т.И. Гулякова Русский язык: 5 класс: контрольные работы тестовой формы – М.: Вентана-Граф, 2012

2.Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.. Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2. Москва. «Просвещение». 2013г.

3.Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс / Л. Г. Ларионова. - М.: Просвещение, 2004.

4.Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому язык: 5 класс/А. Б. Малюшкин. - М., 2006.

5.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс/ А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.

7.Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.





10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка "Чередование гласных"

Автор: Воссина Инна Викторовна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329852

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
    ["file_id"] => string(6) "332717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465132203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка в 6 классе по УМК М.Т.Баранова и др. "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-umk-m-t-baranova-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "130886"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416017909"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е – и" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-ie-i"
    ["file_id"] => string(6) "244743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446000102"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства