kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка «Род несклоняемых имён существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия  новых  знаний.

Цель урока: формировать учебно-познавательный интерес к предмету через умение распознавать несклоняемые имена существительные, определять род.

Задачи:

1.Способствовать развитию умений  учащихся  обобщать  полученные  знания,  проводить  анализ,  сравнение,  делать  необходимые  выводы.    2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию  умений  анализировать   и  различать  род  несклоняемых   имён  существительных.

3.Обеспечить условия  для  развития  умений  грамотно,  чётко  и  точно  выражать  свои  мысли.

4.Создать  условия,  обеспечивающие  воспитание  интереса  к  русскому  языку. 

5.Способствовать  развитию  творческого  отношения  к  учебной  деятельности. 

6.Способствовать  формированию научного  мировоззрения  на  примере  изучения  темы  «Род  несклоняемых  имён  существительных».

Оборудование:  

1.Карточки для работы в группах.

2.Презентационное сопровождение урока.

3.Компьютер, проектор.

4. Рабочие листы для учащихся.

1) Предметные УУД: способствовать  формированию  и  развитию  умений  и  навыков  в  определении  рода  несклоняемых  имён  существительных;  способствовать  формированию  представления  об  особенностях  рода  несклоняемых  имён  существительных.

2) Личностные УУД: способствовать  развитию  речи  учащихся,  обогащению  и  усложнению  словарного  запаса;  учить  анализировать,  сравнивать,  обобщать  и  систематизировать  понятия;  способствовать  формированию  и  развитию  самостоятельности  учащихся;  способствовать  формированию  и  развитию  познавательного  интереса  учащихся  к  предмету.

3) Метапредметные УУД: способствовать  формированию  и  развитию  нравственных,  трудовых  и  эстетических  качеств  личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Род несклоняемых имён существительных»»

Тема «Род несклоняемых имён существительных» 6 класс


Тип урока: урок открытия новых знаний.


Цель урока: формировать учебно-познавательный интерес к предмету через умение распознавать несклоняемые имена существительные, определять род.


Задачи:

1.Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. 2.Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать род несклоняемых имён существительных.

3.Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

4.Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку.

5.Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.

6.Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Род несклоняемых имён существительных».


Оборудование:

1.Карточки для работы в группах.

2.Презентационное сопровождение урока.

3.Компьютер, проектор.

4. Рабочие листы для учащихся.


1) Предметные УУД: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных; способствовать формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён существительных.

2) Личностные УУД: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

3) Метапредметные УУД: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.




Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс


2.Актуализация знаний

Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала










3.Постановка учебной задачи

Цель этапа:

Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности








4.Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:

Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения























5.Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

Зафиксировать алгоритм определения рода у несклоняемых имён существительных; организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально и в группах)










6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа:тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок


7. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности







































































































-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы опять обратимся к несклоняемым именам существительным .





















-Вы уже знаете, какие имена существительные называются несклоняемыми. Кто хочет о них рассказать?

-Можем ли мы прожить хотя бы день без этих существительных? Нет! Составьте устный текст на тему «Как начинается мой день» при этом используйте несклоняемые имена существительные. (Примерный текст: «Утром я встаю, пью кофе и слушаю по телевизору интервью. Потом я снимаю с вешалки пальто и быстро шагаю по шоссе в школу»)

-Все тексты хороши, но не кажется ли вам, что каких-то слов в наших текстах не хватает? Какие это слова? (Прилагательные) (Слайд).




























- А какие бы вы испытывали трудности при написании прилагательных с несклоняемыми именами существительными? (Написание окончания) Почему? (Род данных существительных не знают).

- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока? Какую мы сегодня на уроке поставим цель? (Слайд)














(Дети заранее распределяются в группы по 4 человека)

- Перед вами слова:

Шоссе Такси Алоэ Шимпанзе Какаду Кенгуру Леди

Мадам Мисс Батуми Миссисипи Капри(Слайд)

- Разделите эти слова на группы. Подумайте: по каким критериям вы разделите эти слова.

- Сколько групп у вас получилось? По каким критериям вы их разделили?

- Какие слова вошли в первую группу? (Неодушевлённые предметы)

- Какие слова вошли во вторую группу? (Слова, обозначающие животных, птиц)

- Какие слова вошли в третью группу? ( Слова, обозначающие лиц женского рода)

- Какие слова вошли в четвёртую группу? (Географические наименования: названия городов, рек, островов и т. д.)(Слайд)

- Как вы думаете: если у несклоняемых существительных по внешней форме род определить нельзя, то какой в данном случае может быть показатель рода? (Одушевлённость- неодушевлённость, обозначение лиц женского- мужского рода, грамматический род нарицательного существительного, обозначающего родовое понятие, т.е. по роду слов город, река, озеро) (Слайд)

Работа по учебнику.

(Материал для ознакомления)






- Подберите к данным именам существительным прилагательные. Какой алгоритм работы мы составим? (Определяем, какое это существительное: одушевлённое или неодушевлённое, обозначает лиц женского или мужского пола, а если это имя собственное, то определяем, к какому грамматическому роду нарицательного существительного принадлежит) (Слайд). Обозначьте окончания прилагательных.

Примеры словосочетаний: прямое шоссе, маршрутное такси, целебное алоэ, весёлый шимпанзе, красивый какаду, молодой кенгуру, почтенная леди, строгая мадам, скромная мисс, солнечный Батуми, широкая Миссисипи, живописный Капри.
















- К данным несклоняемым существительным подберите существительные, обозначающие родовое понятие, определите род несклоняемых существительных: кольраби (капуста- ж. р.), салями (колбаса- ж. р.), инкогнито (лицо – ср. р.), Мали ( государство – ср. р. или страна – ж. р.), авеню (улица – ж. р.) денди ( модный мужчина – м. р.), Баку( город- м. р.),Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср. р.), «Юманите» ( газета – ж. р.)

- Обратите внимание: такие слова, как салями, кольраби и авеню обозначают неодушевлённые предметы, но являются исключением, их род обозначается по родовому понятию.

- Запишите ещё несколько слов – исключений:

Кофе ( м. р.), пенальти ( м. р.), хинди ( язык-м. р.), тюль ( м. р.).(Слайд)

- В группе существительных, называющих животных и птиц есть тоже исключения: цеце ( муха – ж. р.), иваси ( сельдь – ж. р.). В данной группе мужской род обозначается безотносительно к полу животного, но если контекст указывает на самку, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода. Составьте предложения, употребив слова кенгуру и шимпанзе в форме ж. р. ( Пример: кенгуру несла в сумке кенгурёнка, шимпанзе кормила детёныша)(Слайд)

- Подберите к данным существительным прилагательные, определите род:

Пианино, метро, пальто, жюри, кашне, депо, Чили, Страдивари, какао, «Таймс».


- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы с несклоняемыми существительными мы составили, чтобы определять правильно их род? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса.

- А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.

- На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания!


Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности


















Слушание собеседника.

Построение понятных для собеседника высказываний.

Активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему.

Взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.



Самостоятельное определение цели урока.

Формирование умения прогнозировать предстоящую работу.

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению.


Осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов.

Формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах.

Развитие умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.


Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала.

Применение на практике полученных знаний и последующее повторение.

Самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.








Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка «Род несклоняемых имён существительных»

Автор: Рощина Ольга Валентиновна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока на тему: "Род несклоняемых име?н существительных""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokanatiemurodnieskloniaiemykhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "318689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460636339"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока "Род несклоняемых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-rod-nieskloniaiemykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "199550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428592124"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока русского языка по теме: « Упражнение в правописании глаголов с ударными окончаниями» "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-uprazhnieniie-v-pravopisanii-ghlagholov-s-udarnymi-okonchaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "170651"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423578258"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка по теме"Несклоняемые имена существительные" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nieskloniaiemyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "173764"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424021131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Три склонения имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tri-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "171549"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства