1.Организационный момент Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс 2.Актуализация знаний Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности 4.Проблемное изложение нового знания Цель этапа: Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения 5.Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: Зафиксировать алгоритм определения рода у несклоняемых имён существительных; организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально и в группах) 6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем Цель этапа:тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | -Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы опять обратимся к несклоняемым именам существительным . -Вы уже знаете, какие имена существительные называются несклоняемыми. Кто хочет о них рассказать? -Можем ли мы прожить хотя бы день без этих существительных? Нет! Составьте устный текст на тему «Как начинается мой день» при этом используйте несклоняемые имена существительные. (Примерный текст: «Утром я встаю, пью кофе и слушаю по телевизору интервью. Потом я снимаю с вешалки пальто и быстро шагаю по шоссе в школу») -Все тексты хороши, но не кажется ли вам, что каких-то слов в наших текстах не хватает? Какие это слова? (Прилагательные) (Слайд). - А какие бы вы испытывали трудности при написании прилагательных с несклоняемыми именами существительными? (Написание окончания) Почему? (Род данных существительных не знают). - А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока? Какую мы сегодня на уроке поставим цель? (Слайд) (Дети заранее распределяются в группы по 4 человека) - Перед вами слова: Шоссе Такси Алоэ Шимпанзе Какаду Кенгуру Леди Мадам Мисс Батуми Миссисипи Капри(Слайд) - Разделите эти слова на группы. Подумайте: по каким критериям вы разделите эти слова. - Сколько групп у вас получилось? По каким критериям вы их разделили? - Какие слова вошли в первую группу? (Неодушевлённые предметы) - Какие слова вошли во вторую группу? (Слова, обозначающие животных, птиц) - Какие слова вошли в третью группу? ( Слова, обозначающие лиц женского рода) - Какие слова вошли в четвёртую группу? (Географические наименования: названия городов, рек, островов и т. д.)(Слайд) - Как вы думаете: если у несклоняемых существительных по внешней форме род определить нельзя, то какой в данном случае может быть показатель рода? (Одушевлённость- неодушевлённость, обозначение лиц женского- мужского рода, грамматический род нарицательного существительного, обозначающего родовое понятие, т.е. по роду слов город, река, озеро) (Слайд) Работа по учебнику. (Материал для ознакомления) - Подберите к данным именам существительным прилагательные. Какой алгоритм работы мы составим? (Определяем, какое это существительное: одушевлённое или неодушевлённое, обозначает лиц женского или мужского пола, а если это имя собственное, то определяем, к какому грамматическому роду нарицательного существительного принадлежит) (Слайд). Обозначьте окончания прилагательных. Примеры словосочетаний: прямое шоссе, маршрутное такси, целебное алоэ, весёлый шимпанзе, красивый какаду, молодой кенгуру, почтенная леди, строгая мадам, скромная мисс, солнечный Батуми, широкая Миссисипи, живописный Капри. - К данным несклоняемым существительным подберите существительные, обозначающие родовое понятие, определите род несклоняемых существительных: кольраби (капуста- ж. р.), салями (колбаса- ж. р.), инкогнито (лицо – ср. р.), Мали ( государство – ср. р. или страна – ж. р.), авеню (улица – ж. р.) денди ( модный мужчина – м. р.), Баку( город- м. р.),Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср. р.), «Юманите» ( газета – ж. р.) - Обратите внимание: такие слова, как салями, кольраби и авеню обозначают неодушевлённые предметы, но являются исключением, их род обозначается по родовому понятию. - Запишите ещё несколько слов – исключений: Кофе ( м. р.), пенальти ( м. р.), хинди ( язык-м. р.), тюль ( м. р.).(Слайд) - В группе существительных, называющих животных и птиц есть тоже исключения: цеце ( муха – ж. р.), иваси ( сельдь – ж. р.). В данной группе мужской род обозначается безотносительно к полу животного, но если контекст указывает на самку, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода. Составьте предложения, употребив слова кенгуру и шимпанзе в форме ж. р. ( Пример: кенгуру несла в сумке кенгурёнка, шимпанзе кормила детёныша)(Слайд) - Подберите к данным существительным прилагательные, определите род: Пианино, метро, пальто, жюри, кашне, депо, Чили, Страдивари, какао, «Таймс». - Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы с несклоняемыми существительными мы составили, чтобы определять правильно их род? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса. - А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники. - На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания! | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Слушание собеседника. Построение понятных для собеседника высказываний. Активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему. Взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. Самостоятельное определение цели урока. Формирование умения прогнозировать предстоящую работу. Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению. Осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов. Формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах. Развитие умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям. Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала. Применение на практике полученных знаний и последующее повторение. Самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока. |