Цель: Помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; сбора материала; развитию устной и письменной речи; воспитывать самостоятельность творческую активность, любовь к родной природе; эстетическое восприятие произведений искусства.
На доске: тема урока, эпиграф «Голубизной ликует мир в картине Левитана»
В.А.Алексеева.
Отрывок из книги «Рассказы о русском пейзаже» В.Н.Осокина: «Весна. Большая вода» - лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах, по весне и еще об очень многом.»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи»
МБОУ - гимназия №1 им. Ю.А.Гагарина
Учитель Сафронова С.П.
Урок русского языка
Развитие речи
на тему: «Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»»
Развитие речи.
Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Цель: Помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; сбора материала; развитию устной и письменной речи; воспитывать самостоятельность творческую активность, любовь к родной природе; природе; эстетическое восприятие произведений искусства.
Оборудование: портрет И.И.Левитана, репродукции картин, грамзапись
пьесы из «Времена года» П.И.Чайковского.
На доске: тема урока, эпиграф «Голубизной ликует мир в картине Левитана»
В.А.Алексеева.
Отрывок из книги «Рассказы о русском пейзаже» В.Н.Осокина: «Весна. Большая вода» - лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах, по весне и еще об очень многом...»
Ход урока.
Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над описанием. Мы будем готовиться к сочинению по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». Постараемся как можно полнее и точнее о ней рассказать, собрать материал, подумать над началом сочинения.
Стихотворение о весне.
Любите ли вы весну? За что любите.
А чем пахнет весна?
Лексико - орфографическая работа.
Произнесем тихонько слово «весна».
Что слышится в этом слове?
Обратимся к истокам этого слова. (Весна от слова веселый.)
Запишите однокоренные слова и выделите корень.
Прослушивание музыкальной пьесы П.И.Чайковского из альбома «Времена года».
О вене сложено много песен, загадок, пословиц, поговорок. Богатство звуков весны привлекло и великого русского композитора П.И.Чайковского. я хочу, чтобы вы послушали голос весны. Прислушайтесь, и вы услышите весеннюю песню. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе весной.
Какие звуки у весны?
Сообщение о художнике И. И. Левитане.
Из всех времен года больше всего любил весну И.И. Левитан. Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством И.И. Левитана и его великолепной картиной «Весна. Большая вода», внимательно рассмотрим и постараемся ярко и образно рассказать о ней.
(Рассказ о художнике и его творчестве).
Посмотрите на репродукцию картины И. И. Левитана, не правда ли великолепно. Поэтому я взяла эпиграфом слова В.А.Алексеевой. (обращение к эпиграфу).
Речевая подготовка.
Сегодня мы будем работать на черновиках в парах. Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. Для этой цели используем синонимы.
Подберем синонимы к словам:
Художник,
Создает,
Картина,
(Настроение) праздничное,
(Небо) голубое
Беседа по картине.
Рассмотрим картину И.И. Левитана. Как известно, картины И.И.Левитана называют пейзажами настроения. Каким же настроением проникнута картина?
Что изобразил художник на картине?
Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа так? (обращение к словам В.Н. Осокина, выразительное чтение).
Что мы видим в центре картины?
Какая часть речи помогает нам точно и образно описать признаки предметов (имя прилагательное)?
Как по-другому называют образные определения, (эпитет)
Какими написал березки художник на переднем плане, подберите эпитеты сравнения?
-Есть ли солнце на картине?
А какое небо на картине?
Художник пытается передать то настроение, которое овладевало им при встрече с природой. Он помогает нам почувствовать состояние природы, когда в нем должно совершиться, что-то решительное, важное. И помогает ему цветовой строй произведения, иначе колорит.
Ответьте на вопрос на странице 80 пособия Е.Н. Колокольцева «развитие речи», (зачитать вопрос)
Чтение стихотворений о весне.
(По ходу беседы собранный материал записывается в черновиках)
В заключении хочется сказать, что И.И.Левитан в картине «Весна. Большая вода», как и во многих других картинах, рисует укромный уголок природы, а вся она, широкая и бескрайная, угадывается за тонкими стволами деревьев, за серповидной песчаной косой. В этой березовой рощице так много прелестей и настроения, что невозможно оторвать глаза.
мы закончили сбор материала к сочинению по картине И.И. Левитана. Давайте подумаем, как можно начать сочинение. (Учащиеся предлагают варианты начала сочинения).
Домашнее задание. Написать на черновике сочинение по картине И.И. Левитана. «Весна. Большая вода»...
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(280) "Конспект урока развития речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающей действительности "Части тела человека. Назначение этих частей" "
["seo_title"] => string(178) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-na-osnovie-oznakomlieniia-s-iavlieniiami-i-priedmietami-okruzhaiushchiei-dieistvitiel-nosti-chasti-tiela-chielovieka-naznachieniie-etikh-chastiei"
["file_id"] => string(6) "107736"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1403424613"
}
}