конспект урока развития речи в 8 классе: "Сочинение-интервью"
Конспект урока развития речи в 8 классе: "Сочинение-интервью"
Конспект урока развития речи, 8 класс. Тема: сочинение-интервью (в рамках проведения Дня экологии в школе)
Цели: обучение составлению вопросов по предложенной теме,формирование навыков правильной постановки вопросов, развитие навыков составления текста интервью, формирование навыков редактирования, логического мышления.Развитие правильной речи и навыков делового общения.Воспитание бережного отношения к окружающей среде, расширение кругозора.
Форма урока - деловая игра с использованием проектных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока развития речи в 8 классе: "Сочинение-интервью"»
Конспект урока развития речи в 8 классе. (деловая игра)
(разработка Истушкиной Н.Ф.)
Тема: Сочинение-интервью, сочинение-статья в газету
Тема интервью: День экологии в КЗО СЗШ № 135
В программе Дня экологии:
Выставка фоторабот «Чистота моего района – дело каждого»
Выставка поделок из природных материалов + Мастер класс
Показ мод ( «Наряды из отбросов» - газеты, пакеты, и пр. мусор)
Рейд-конкурс «Самый ухоженный участок школьной территории»
Цели:
1. обучение составлению вопросов по определенной теме, их последовательность, четкость, формирование навыков правильной постановки вопроса.
2.развитие и закрепление навыков составления текста интервью, формирование навыков его редактирования, подготовка учащихся к
сочинению-интервью, развитие логического мышления.
3. развитие правильной, выразительной речи, навыков делового общения, умения не только говорить, но и слушать.
4. воспитание чувства бережного отношения к окружающей среде,
расширение кругозора.
Форма урока: деловая игра.
Формы и приёмы работы:
- приёмы создания репортажа; приёмы обработки интервью;
- приёмы редактирования статей в группах;
- приём чтения статьи вслух и приёмы вёрстки газеты;
- форма организации работы в малых группах по 5-6 человек, группа образуется
в результате случайного подбора.
Подготовка к уроку:
- разбивка на группы:
1-языковеды, составившие памятки
2-журналисты, берущие интервью
3-фотокорреспонденты
- самостоятельная работа ( выбор интервьюируемого);
- корректировка, обсуждение текстов интервью;
- самостоятельная работа над сочинением – статьей в газету
Оформление урока:
1.стенд «К уроку» заполнен текстами интервью из газет для детей и юношества, 2.стенд «Пиши правильно» заполнен словами, связанными с понятием интервью,
3.памятки для учащихся «Как работать над сочинением в жанре интервью», «Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью», на стенде помещены схемы обращения, схемы прямой речи.
4.стенд с работами фоторепортеров
Эпиграф к уроку: (на доске и запись в тетрадях)
« Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что писать, как писать и для чего писать». М. Горький.
Ход урока
1.Оргмомент.
Сегодня у нас, ребята, необычный урок – деловая игра – урок развития речи. Сегодня мы с вами поработаем над сочинением-интервью, отберем материалы для сочинения-статьи.
Интервью – слово английское. На стенде «Как работать над сочинением в жанре интервью», оформленном нашей рабочей группой, записаны слова, которые связаны с понятием интервью. Давайте познакомимся с ними
(участники группы зачитывают определения, класс записывает в рабочие тетради)
1.Интервью – предназначенная для печати, беседа с каким-нибудь лицом.
3.Интервьюируемый – человек, у которого берётся интервью.
4.Интервьюировать – получать интервью у кого-нибудь.
5.Редактор – лицо, которое редактирует текст.
6.Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати.
На первом этапе работы (неделю назад) группы (по 5-6 чел.) получили индивидуальные задания задание – определить тему и цель интервью и оформить его для сегодняшнего обсуждения.
Сегодня мы остановимся на втором этапе работы: анализ текстов интервью, которые вы получили у некоторых работников нашей школы, участников конкурсов и записали в тетрадях для самостоятельной работы.
В ходе – подготовки к этому уроку вы пользовались памяткам
«Как работать над сочинением в жанре интервью»,
« Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью»
Памятки эти находятся у вас на столах, не забывайте о них, они вам пригодятся и сегодня.
К концу урока мы узнаем, кому из вас понравилась работа журналиста, и кто может стать хорошим редактором.
Мотивация:
Цель урока – получить навыки оформления и редактирования текста интервью и подготовиться к контрольному сочинению – интервью. Лучшие работы будут вывешены в нашей стенгазете «Все профессии хороши – выбирай на вкус».
Сначала вы поработаете в группах. За 10 минут вы должны выяснить, чьё интервью в вашей группе получилось удачным, то есть тема раскрыта полно, заглавие соответствует теме, во вступительной части корреспондент удачно представляет своего собеседника, объясняет цель интервью, вопросы поставлены четко, язык интервью богатый, синтаксические конструкции разнообразны, речь выразительна. После указанного времени двое из группы будут защищать лучший текст интервью: один – в роли журналиста, второй – в роли интервьюируемого. Каждое выступление будет оценено баллами. После прослушивания текста интервью одной группы выставляют баллы за ответ. Постарайтесь стать победителем.
Работа в группах:
На стенде помещены схемы обращения и диалога, которыми вы будете руководствоваться при работе. Давайте вспомним, что такое обращение, диалог? В памятке у нас есть раздел «Повторение пройденного материала», обратимся к ней (чтение памятки)
Обращение – слово или группа слов, которыми называют того, к кому
обращаются с речью. Знаки при обращении.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами. Оформление
прямой и косвенной речи
Итак, вынесите в свои тексты добавления, изменения, если в этом есть необходимость, обсудите тексты, выберите для защиты самый лучший.
1.Самостоятельная работа ( 10 минут).
2.Защита представителями групп лучшего текста интервью.
Выступление групп. Защита проходит в форме ролевой игры. После прослушивания текста интервью одной группы, другие группы выставляют баллы. Ведёт защиту текстов учитель.
1 группа.
Интервью взято у учителя биологии на тему экология нашего района.
2 группа.
Интервью взято у заместителя директора по учебно-воспитательной
работе на тему организации уборки территории и качестве исполнения
3 группа.
Интервью взято у учителя трудового обучения на тему организации и
целей конкурсов
4 группа.
Интервью взято у победительницы конкурса на лучший наряд
5 группа
Интервью взято у учащихся младших классов, посетивших выставки и
мастер-класс
Подведение итогов интервью.
Учитель получает сведения о баллах, выставленных группами самими учащимися, определяет группу-победительницу, объявляет оценки за работу на уроке. Обращается к эпиграфу: « Подходит ли эпиграф к уроку?».
Обсуждение.
РЕФЛЕКСИЯ
Какие формы и приёмы работы вы узнали?
Что понравилось в работе журналиста?
4.Домашнее задание.
1.написать сочинение-интервью или сочинение- статью
2.взять небольшое интервью у родителей на тему «Мой район «+ и –»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Как работать над сочинением в жанре интервью (памятка для учащихся).
I. Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.
II.1.Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность.
2.Проведите беседу, запишите ее основное содержание.
3.Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его.
III. Напишите вступление и заключительную часть.
IV. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите
добавления, изменения.
V.Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова благодарю, до свидания, здравствуйте.
VI.Аккуратно перепишите сочинение
2.Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью.
Здравствуйте, благодарю, до свидания, как вы думаете, каково ваше мнение, какова ваша точка зрения, как вы считаете, спасибо большое.
Предварительный просмотр:
1.Повторение пройденного материала.
1.Диалог – разговор между двумя или нескольким лицами.
2.Монолог – речь, в отличии от диалога, обращение к самому себе, слушателям.
3.Беседа – разговор, обмен мнениями.
4.Обращение – слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.
3.Правила написания статей
(что писать, как писать и для чего писать.» М. Горький)
1.классической схема: краткое, но интригующее вступление, содержание и заключение.
2. Постарайтесь понять, что нужно людям, которые будут читать статью, и дайте им это, ответив на вопросы, затрагиваемые в статье.
3. Делайте цепляющие и информативные заголовки, чтобы у читателя появилось желание прочитать статью полностью.
4. Не нужно использовать насыщенный терминологией стиль. Такой текст плохо понятен большинству. Чтобы понять ваш текст, читатель не должен обращаться к словарю.
5. Не используйте речевых оборотов и слов, значение которых вам не понятно. Вы хорошо понимаете разницу между наивным, сентиментальным и инфантильным?
6. Пишите краткими предложениями, разделяя текст на не большие абзацы. Это позволит читателю не терять строчку и не утомлять глаза.
7. Полезный материал всегда применим к настоящему времени. Поэтому ваши статьи должны быть законченными и давать реальную пользу СЕЙЧАС.
8.Оперируйте только достоверными фактами.
9. Пишите интересные статьи. Если ваши статьи будут интересно и качественно написаны, то их с удовольствием будут читать .
10. Соблюдайте стилистику текста и обращайте особое внимание на построение предложений