kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока развития речи в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи в 3 классе

на тему: Сочинение по тексту И. Соколова-Микитова "Рябина"

ЦЕЛИ:

- развитие навыков устной речи при смысловом,                                                                                                                     структурно-композиционном и художественном анализе текста;

- развитие логики мышления;

- формирование навыков чтения и грамотного письма;

- воспитание любви к окружающему миру, сопричастности с природой через природоведческий материал.

ХОД УРОКА

1-ый урок

1. Организация учащихся на урок.

2. Сообщение темы урока.

- Как называется наша Родина? (Россия)

УЧИТЕЛЬ: - Наша Родина в древности называлась Русью. Славилась Русь и сейчас наша Россия славится своими реками и  озёрами, своими лесами. Лес – богатство для человека. Зимою и летом, осенью и весной хорош русский лес.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка рябина»


ГБОУ СОШ «ОЦ» с. КРОТОВКА





Урок развития речи

в 3 классе

на тему: Сочинение по тексту И. Соколова-Микитова «Рябина»



Автор: учитель

начальных классов

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка

м. р. Кинель-Черкасский

Самарской области

Мурзагалиева Зулиха

Мухамеджановна

















ТЕМА: Сочинение по тексту

И. Соколова-Микитова «Рябина» (2ч.)

ЦЕЛИ:

- развитие навыков устной речи при смысловом, структурно-композиционном и художественном анализе текста;

- развитие логики мышления;

- формирование навыков чтения и грамотного письма;

- воспитание любви к окружающему миру, сопричастности с природой через природоведческий материал.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- ноутбук;

- мультимедийная презентация на тему урока:

- изображение рябины в разные времена года;

- изображение снегиря;

- детские рисунки;

- текст стихотворения Я. Хелемского;

- раздаточный материал с текстом И. Соколова-Микитова «Рябина»;

- ягоды и листья рябины.








ХОД УРОКА

1-ый урок

  1. Организация учащихся на урок.

  2. Сообщение темы урока.

- Как называется наша Родина? (Россия)

УЧИТЕЛЬ: - Наша Родина в древности называлась Русью. Славилась Русь и сейчас наша Россия славится своими реками и озёрами, своими лесами. Лес – богатство для человека. Зимою и летом, осенью и весной хорош русский лес.

- Какие деревья растут в наших лесах?

- А какие деревья растут вокруг школы, вашего дома?

- Кто из вас посадил хотя бы одно дерево?

- Назовите своё любимое дерево.

УЧИТЕЛЬ: - Любить – значит нравиться. Чем же нравиться вам рябина?

- Сегодня в течение 2-х уроков мы с вами будем готовиться к сочинению о рябине, одном из любимых деревьев россиян.

  1. Подготовительный этап.

- Целую неделю вы собирали материал об этом удивительном дереве.

- Какие загадки вы знаете о рябине?

- Как вы догадались, что в этих загадках говорится именно об этом дереве?

УЧИТЕЛЬ: - Слово «рябина» произошло от славянского слова «ряб», что означало рябой, т. е. пёстрый. Сочетание ярко-зелёных резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит.

- Как мы называем маленькую рябину? (рябинка)

- А ласково как её народ называет? (рябинушка)

- Как называется рябиновая роща, заросли рябины? (рябинник)

- Какое название носит куст рябины? (рябиновый)

- Как называется варенье, приготовленное из её ягод? (рябиновое)

- Объедините одним словом перечисленные слова: рябина, рябинка, рябинушка, рябинник, рябиновый. (родственные слова)

Назовите корень. Покажите безударную гласную, которую вы напишите в корне этих слов.

- Какое правило помним? (корни в родственных словах пишутся одинаково)

- Рассмотрите картинки на доске и расскажите, что интересного вы узнали об этом дереве.

ГОВОРЯТ ДЕТИ:

  1. С давних пор русские крестьяне сажали рябину под окнами своих деревянных изб. Рябину можно увидеть и на севере нашей страны, где не растут плодовые – яблони и груши. Рябина – одно из наиболее любимых деревьев. Можно найти немало стихов и песен, посвящённых рябине, её стройному облику, белоснежным душистым цветкам, ярким плодам. В народных песнях часто вспоминается рябинушка.

  2. Это ветвистое дерево растет почти повсюду в лесах России. Листья у рябины крупные, состоящие из многих листочков. Они напоминают перо птицы. Зацветает она во второй половине мая. Рябина – медоносное растение с сильным запахом.

  3. К осени созревают ярко-красные плоды, которые остаются на дереве до середины зимы. Причудлив и красив осенний лес. И особую красоту придает ему в это время рябина. Огнём горят её гроздья среди ажурной листвы.

  4. Плоды рябины богаты витаминами. Из них варят варенье, готовят пастилу, желе, кисели, компоты, соки и плоды применяют в народной медицине. Среди птиц много любителей рябины. Это дрозды-рябинники, снегири и свиристели.

УЧИТЕЛЬ: - русский народ так полюбил рябину, что использует рисунок её ягод, листьев для росписи посуды. Посмотрите, как красиво выглядит такая посуда.

  1. Словесное рисование.

- Закройте глаза. Внимательно послушайте запись на магнитофоне.

1 картинка. Проснулось солнышко, открыло глаза, улыбнулось и послало свои лучи-стрелы на землю.

- Каким вы себе представляете солнце? (оно доброе, ласковое, оно улыбается)

- Как нарисуем стрелы-лучи? (они тонкие, спускаются на землю)

- А у меня вот такое солнышко получилось. (Показываю рисунок). Похоже на ваше?

- Солнце какое по цвету? (оранжевое)

- Что может быть ещё оранжевым? (апельсин)

ОРАНЖЕВЫЙ – слово французское, означает апельсин. Значит, солнышко какое? (апельсиновое)

2 картинка. Лучи упали на сугробы и окрасили их в розовый свет.

- Почему белый, искрящийся снег стал розовым? (лучи нежно украсили)

УЧИТЕЛЬ: - Розовый цвет – оттенок красного. Лучи розовые, но не красные, потому что лучи утренние.

3 картинка. Рядом с розовыми сугробами стоят рябинки с ярко-красными плодами.

- Представьте себе картину: удивительное сочетание белого снега с розовым оттенком с ярко-красными ягодами. Разлилась утренняя заря. Лучи солнца послали свою доброту и снегу, и ягодам рябины.

- Какой вид создаёт ярко-красный цвет? (праздничный, торжественный)

4 картинка. На веточках рябины сидят красногрудые рябины и клюют ягодки.

- На фоне розового сугроба стоит яркая, праздничная рябина, и на тонких ветках висят птицы с красными грудками.

УЧИТЕЛЬ: - Как можно узнать снегиря?

- На что похожа грудка этой птицы? (рисунок снегиря)


V. Чтение с доски четверостишия Я. Хелемского (написано на плакате)

«Розовеют сугробы под лучами зари

Полыхают рябины и горят снегири».

МИКРОБЕСЕДА:

- С помощью каких слов вы можете определить время года? (сугробы, снегири)

- Какими словами автор передаёт красный цвет? (розовеют, полыхают, горят)

- Почему говорят «рябины полыхают», «снегири горят»? (напоминают пламя огня)

- Что общее роднит их? (огонь)

- Возникает связь с огнём, даже хочется руки погреть. Удивительное зрелище! Это надо видеть. Будто маленькое живое пламя вспыхнуло на ветках.

VI. Словарная работа.

заря снегири полыхать

- Почему снегири начинают день на рябине?

- Почему им нравится рябина, ведь рябина – горькая ягода?

(после первых заморозков ягоды становятся сладкими).

VII. Обобщение.

- Посмотрите внимательно на все эти картины. Сравните эти изображения. Какое впечатление произвело на вас это дерево? (Рябина – нежно-чарующая, нарядно-праздничная, зачаровывает сочность и красота её ягод).

  1. Физминутка.

  2. Основной этап.

- Прослушайте текст о рябине и подумайте, как бы вы его озаглавили. Когда будете слушать, особое внимание обратите на яркость и выразительность текста (магнитофонная запись).

(После слушания - пауза)

- О чём этот рассказ?

- Что особенно понравилось в нём? Какое описание?

- Как можно озаглавить текст?

Прочитайте текст шепотом или про себя.


2-ой урок

  1. Чтение текста учащимися вслух (текст у каждого перед глазами)

  2. Беседа по содержанию текста.

- Найдите слова, которыми автор передаёт своё отношение к рябине?

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором дается описание рябины.

- Когда цветёт рябина? (когда поют соловьи)

- Какими словами можно доказать, что рябина цветёт поздней весной?

- Почему летом ягоды этого дерева не привлекают внимания?

- Когда же ягоды рябины становятся вкусными?

- Каким словом автор передает красный цвет? (пурпурный)

  1. Запись словосочетаний (на доске и в тетрадях)

чистый и гладкий …

зелёные одежды …

небольшие круглые …

длинные резные …

ствол (чего?) …

под лучами …

тонко блестящая …

звонкоголосые …

жесткие и невкусные …

пурпурные …

начинка для …

  1. Физминутка.

  2. Работа с текстом.

- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о пении соловьёв, и прочитайте его.

- Кто из вас слышал трели соловья в природе? Какие они?

  1. Слушание пения соловья в записи.

- Вы его узнали? Оно вам понравилось? Почему?

  1. Анализ текста по абзацам.

1-ый абзац. – Прочитайте первый абзац.

- Найдите главную мысль.

- Какие слова подтверждают, что рябина улыбается?

«Соловьи заливаются…» Как по-другому можно сказать?

- Как озаглавим абзац?

- В какое время года описывается рябинка в этой части?

2-ой абзац. – Прочитайте второй абзац.

- В какое время года дается описание рябины в этой части?

- Какие изменения произошли в рябине с листочками, с ягодой?

- Найдите то предложение, которое, с вашей точки зрения, определяет основное назначение для птиц?

- Как озаглавили абзац?

  1. Передача содержания текста по вопросам.

    1. Почему рябинка всегда улыбается?

    2. Какой ствол у этого дерева?

    3. В какое время года цветёт рябина? Какие у неё цветы? (гроздья)

    4. Почему летом ягоды не клюют птицы и не трогают люди?

    5. Какие листья рябины осенью?

    6. Когда ягоды приобретают приятный вкус?

    7. Почему они полезны и людям, и птицам?

  2. Дидактическая игра «Сажаем деревца».

- Мы посадили с вами целый лес.

- Кто из вас любит лес, природу?

- Если хочешь быть защитником леса, помни, что надо беречь и деревья, и кусты, и птиц в лесу. Защищайте лес! Лес – это часть нашей Родины, и охранять лес, природу, значит, и охранять нашу Родину, нашу Россию.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтоб журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы, шумели леса…

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение о рябине. Можно нарисовать к нему картинку, можно сочинить стихотворение.

  1. Итог урока.

1. Вопросы учителя.

- Понравился вам урок?

- Чему он вас научил?

- Что нового узнали?

2. Оценки.

3. Рябиновый пир.

- Ребята, чтобы вы поняли то, что рябина – не только красивое дерево, любимое и людьми, и птицами, чтобы вы убедились, насколько вкусны и полезны плоды этого прекрасного дерева, предлагаю вам попробовать рябиновый пирог с рябиновым компотом, который приготовили вам ваши родители.












10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока развития речи в 3 классе

Автор: Мурзагалиева Зулиха Мухамеджановна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока развития речи "Текст-рассуждение" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-tiekst-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "185512"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426186578"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока развития речи по теме: Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес». "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-podghotovka-i-napisaniie-sochinieniia-opisaniia-po-kartinie-i-i-shishkina-sosnovyi-lies"
    ["file_id"] => string(6) "129640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415730732"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "конспект урока развития речи в 8 классе: "Сочинение-интервью""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-v-8-klassie-sochinieniie-intierv-iu"
    ["file_id"] => string(6) "258225"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448464728"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект   урока  развития речи "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "179596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425036279"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока развития речи "Насекомые. Знакомство с пчелой""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_razvitiia_riechi_nasiekomyie_znakomstvo_s_pchieloi"
    ["file_id"] => string(6) "364340"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480520332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства