kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Разряды прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель: дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.

Задачи:

1. образовательные: повторить степени сравнения  

     прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных,

     определить их основные признаки, дать   понятие  качественных

     прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;

  2.развивающие: развивать навыки определения качественных

     прилагательных, умение  находить их в тексте;

  3.воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность

     по  отношению к языковым явлениям.

Учебно-методическое обеспечение – учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова, 11класс, 1 часть. Дрофа, Москва,  2005

                                                                Ход урока:

I Организационный момент.

Девиз нашего урока: «Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво» (сл.2)

II Языковая разминка.

Среди обгорелых от лесного пожара деревьев сохранилась небольшая осинка на самом краю высокого яра. ( сл.3)

1.Лексическая работа.

 -Что такое яр? (сл. 4)

-Посмотрите на слайд и объясните.

ЯР- 1- крутой берег, обрыв; 2-глубокий заросший овраг.

2. Синтаксический разбор предложения (у доски)

3. Морфемный разбор слова сохранилась (у доски)

III Актуализация знаний.

1. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, указать морфологические признаки (самостоятельно, в тетрадях)

Обгорелых(деревьев), лесного (пожара), небольшая (осинка), высокого (яра).

Проверка. (сл. 5)

2. Степени сравнения имени прилагательного (у доски готовится к ответу ученик)

IV Введение в тему.  Постановка проблемы.

1. Как образуются степени сравнения прилагательных? Ответ учащегося. (Конспект на доске)

 - От каких прилагательных можно образовать степени сравнения?

Обгорелый?

Лесной?

Прошлый?

Большой- больше- более большой- большущий- больше всех

Высокий- выше- более высокий- высочайший- выше всех

- Как образуются? Ответ учащегося. (Конспект на доске)

- Почему от других нельзя?

- Какой возникает? Какая перед нами стоит проблема?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Запись темы урока в тетради. (сл. 6)

V Поиск решения

1.Лингвистический эксперимент. (сл.7)

Подберите антонимы к словам:

Большой, высокий, молодой, красивый, умный, хороший.

Вывод: эти прилагательные имеют противоположность, могут сравниваться с другим. Именно благодаря такому признаку они объединяются в одну группу. (Качественные прилагательные)

2.Лингвистический эксперимент. (сл.7)

Подберите антонимы к прилагательным:

Обгорелый, лесной, деревянный, томский, утренний, детский.

- Смогли выполнить это задание?

- Можем ли сказать, что признак, обозначенный данными словами, может проявляться в большей или меньшей степени?

Вывод: Эти имена прилагательные не имеют степени сравнения. (Относительные прилагательные)

3. Лингвистический эксперимент. (сл. 7)

Определите, какой признак обозначают данные прилагательные и на какой вопрос отвечают:

Лисий хвост, волчий след, собачья будка, мамино пальто, отцов плащ.

Вывод: данные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? И обозначают признак предмета по его принадлежности кому- нибудь. (Притяжательные прилагательные)

4. Прочитайте определения к п. 50,51,52. Исследуйте материал и сделайте выводы.

VI Выражение решения.

1. Составление мини- проекта (конспект, схема, эйдос- конспект)

 Например, опорный конспект. (сл.8)

 

 

- Почему круги пересекаются? Нашли ответ на этот вопрос, читая теорию?

Вывод: круги пересекаются, потому что разряды прилагательных подвижны, т. е. прилагательные могут переходить из разряда в разряд. Об этом у нас разговор впереди.

4. Учащиеся читают теоретический материал § 50.

-Что ещё узнали о качественных прилагательных? Допишите в конспект.

 

VII. Реализация продукта.

1. Найдите «лишнее» прилагательное в каждой строчке, обоснуйте свой ответ. ( Устное задание) (сл.9)

 

1. Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная

2. Книжный, вечерний, мамин, стеклянный

3. Волчий, Машин, учительский, еловый

 

2. Электронное задание. (Проводится с целью определения значений качественных прилагательных)

Интерактивный  тест «По какому признаку характеризуется предмет?» (сл.10)

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6e9a1b7-5798-46cf-876c-729db6c709e0/index_listing.html

 

- Какие значения имеют качественные прилагательные?

Вывод: Значения веса, цвета, величины, возраста, внешние и внутренние качества, состояния и настроения...) (сл.11)

 

3. Работа с текстом.

Задание:  вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуйте с именами существительными. Подчеркните как члены предложения  качественные прилагательные. (сл. 12)

Здравствуй, гостья зима!

Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягкий, серебристый, пушистый) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черный, темный) пятна земли.
Вверху над нами (хмурый, зимний) небо. Оно покрыто (небольшой серовато-белый) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенький) полоса голубого (чистый) неба.
Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливый) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенний) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленый) убранством. (Глубокий) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся. 
Впереди еще настоящая зима с ее (жгучий)  морозами, (сильный) ветрами, (снежный) заносами, но мы рады ее приходу!

-Чтение текста учеником (индивидуальное задание). (сл.13)
-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?

 

VIII. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на уроке?

-Назовите разряды имён прилагательных.

-Как будете их различать?

 

Домашнее задание: (сл.14)

1. § 50, подготовить связный рассказ о качественных прилагательных, доработать проект.

2. Выписать из учебника литературы 5предложений с прилагательными, определить их разряд

 или упражнение 290.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Разряды прилагательных" »

Сценарий урока с использованием компьютера


Автор – Маслова Татьяна Викторовна

Образовательное учреждение – МАОУ СОШ с. Минаевки Асиновского района Томской области

Предмет: русский язык

Класс: шестой

Тема: «Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель: дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.

Задачи:

1. образовательные: повторить степени сравнения

прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных,

определить их основные признаки, дать понятие качественных

прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;

2.развивающие: развивать навыки определения качественных

прилагательных, умение находить их в тексте;

3.воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность

по отношению к языковым явлениям.

Учебно-методическое обеспечение – учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова, 11класс, 1 часть. Дрофа, Москва, 2005

Время реализации занятия: 45 мин.

Авторский медиапродукт: презентация 23 слайда (среда PowerPoint)


Медиапродукт


1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый Microsoft Word

2. Вид медиапродукта:

наглядная презентация учебного материала

3. Содержание кадров


слайда

содержание

1

Титульный лист: предмет, класс, тема, учитель

2

Девиз урока

3

Языковая разминка

4

Лексическое значение слова ЯР

5

Проверьте себя (проверка самостоятельной работы)

6

Тема и цель урока

7

Лингвистический эксперимент

8

Опорный конспект

9

Найди «лишнее» прилагательное. Тестовое задание

10

Значения качественных прилагательных

11

Работа с текстом

12

Проверка текста

13

Домашнее задание



4. Последовательные кадры презентации

Схема взаимосвязи кадров урока


Смена слайдов происходит по щелчку.


Целесообразность использования медиапродукта на занятии:


  1. Позволяет повысить мотивацию к обучению.

  2. Повышает эффективность усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного фрагмента.

  3. Формирует информационную культуру и компетентность учащихся.


Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, экран.


Технологии: ИКТ, проблемно- диалогическое обучение, элементы технологии проектирования.

Формы работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная, интерактивная самостоятельная с компьютерными модулями.





Карта урока.


Комментарий хода урока


Время

(мин)


слайдов

Развитие личностных качеств и

психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент.

Девиз урока:

Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво.

1


2



Внимание


Языковая разминка (лексическая работа, синтаксический и морфемный разборы)


5





3,4




Внимание

Память



Коммуникативная культура

Активность

системность

Актуализация знаний (самостоятельная работа, индивидуальное задание)


4

5


Самостоятельность

Память



Системность

Аргументированность

Точность речи


Введение в тему. Постановка проблемы.

Формулирование темы урока.


2

6

Мышление

Память

Аргументированность

Активность

Логичность

Поиск решения. Лингвистические эксперименты.

6

7

Внимание

Память



Активность


Выражение решения.

Составление мини- проекта

3

8

Самостоятельность



Активность

Логичность

Глубина рассуждений

Реализация продукта

(электронный тест, работа с текстом)

20

9-12

Самостоятельность

Внимание


Рефлексивность

Системность

Активность

Рефлексия.

3


Мышление

Память


Рефлексивность

Активность

Аргументированность

Домашнее задание

1

13

Внимание

Память

Альтернатива








Ход урока:

I Организационный момент.

Девиз нашего урока: «Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво» (сл.2)

II Языковая разминка.

Среди обгорелых от лесного пожара деревьев сохранилась небольшая осинка на самом краю высокого яра. ( сл.3)

1.Лексическая работа.

-Что такое яр? (сл. 4)

-Посмотрите на слайд и объясните.

ЯР- 1- крутой берег, обрыв; 2-глубокий заросший овраг.

2. Синтаксический разбор предложения (у доски)

3. Морфемный разбор слова сохранилась (у доски)

III Актуализация знаний.

1. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, указать морфологические признаки (самостоятельно, в тетрадях)

Обгорелых(деревьев), лесного (пожара), небольшая (осинка), высокого (яра).

Проверка. (сл. 5)

2. Степени сравнения имени прилагательного (у доски готовится к ответу ученик)

IV Введение в тему. Постановка проблемы.

1. Как образуются степени сравнения прилагательных? Ответ учащегося. (Конспект на доске)

- От каких прилагательных можно образовать степени сравнения?

Обгорелый?

Лесной?

Прошлый?

Большой- больше- более большой- большущий- больше всех

Высокий- выше- более высокий- высочайший- выше всех

- Как образуются? Ответ учащегося. (Конспект на доске)

- Почему от других нельзя?

- Какой возникает? Какая перед нами стоит проблема?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Запись темы урока в тетради. (сл. 6)

V Поиск решения

1.Лингвистический эксперимент. (сл.7)

Подберите антонимы к словам:

Большой, высокий, молодой, красивый, умный, хороший.

Вывод: эти прилагательные имеют противоположность, могут сравниваться с другим. Именно благодаря такому признаку они объединяются в одну группу. (Качественные прилагательные)

2.Лингвистический эксперимент. (сл.7)

Подберите антонимы к прилагательным:

Обгорелый, лесной, деревянный, томский, утренний, детский.

- Смогли выполнить это задание?

- Можем ли сказать, что признак, обозначенный данными словами, может проявляться в большей или меньшей степени?

Вывод: Эти имена прилагательные не имеют степени сравнения. (Относительные прилагательные)

3. Лингвистический эксперимент. (сл. 7)

Определите, какой признак обозначают данные прилагательные и на какой вопрос отвечают:

Лисий хвост, волчий след, собачья будка, мамино пальто, отцов плащ.

Вывод: данные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? И обозначают признак предмета по его принадлежности кому- нибудь. (Притяжательные прилагательные)

4. Прочитайте определения к п. 50,51,52. Исследуйте материал и сделайте выводы.

VI Выражение решения.

1. Составление мини- проекта (конспект, схема, эйдос- конспект)

Например, опорный конспект. (сл.8)


- Почему круги пересекаются? Нашли ответ на этот вопрос, читая теорию?

Вывод: круги пересекаются, потому что разряды прилагательных подвижны, т. е. прилагательные могут переходить из разряда в разряд. Об этом у нас разговор впереди.

4. Учащиеся читают теоретический материал § 50.

-Что ещё узнали о качественных прилагательных? Допишите в конспект.


VII. Реализация продукта.

1. Найдите «лишнее» прилагательное в каждой строчке, обоснуйте свой ответ. ( Устное задание) (сл.9)


1. Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная

2. Книжный, вечерний, мамин, стеклянный

3. Волчий, Машин, учительский, еловый


2. Электронное задание. (Проводится с целью определения значений качественных прилагательных)

Интерактивный тест «По какому признаку характеризуется предмет?» (сл.10)


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6e9a1b7-5798-46cf-876c-729db6c709e0/index_listing.html


- Какие значения имеют качественные прилагательные?

Вывод: Значения веса, цвета, величины, возраста, внешние и внутренние качества, состояния и настроения...) (сл.11)


3. Работа с текстом.

Задание: вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуйте с именами существительными. Подчеркните как члены предложения  качественные прилагательные. (сл. 12)

Здравствуй, гостья зима!

Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягкий, серебристый, пушистый) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черный, темный) пятна земли.
Вверху над нами (хмурый, зимний) небо. Оно покрыто (небольшой серовато-белый) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенький) полоса голубого (чистый) неба.
Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливый) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенний) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленый) убранством. (Глубокий) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся. 
Впереди еще настоящая зима с ее (жгучий)  морозами, (сильный) ветрами, (снежный) заносами, но мы рады ее приходу!

-Чтение текста учеником (индивидуальное задание). (сл.13)
-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?


VIII. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на уроке?

-Назовите разряды имён прилагательных.

-Как будете их различать?


Домашнее задание: (сл.14)

1. § 50, подготовить связный рассказ о качественных прилагательных, доработать проект.

2. Выписать из учебника литературы 5предложений с прилагательными, определить их разряд

или упражнение 290.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Разряды прилагательных"

Автор: Маслова Татьяна Викторовна

Дата: 10.07.2014

Номер свидетельства: 109733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока "Разряды имен прилагательных""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_razriady_imien_prilaghatiel_nykh"
    ["file_id"] => string(6) "381443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484851491"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему: Разряды имен прилагательных "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-razriady-imien-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "187876"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426593775"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение. Сравнительная степень прилагательных. ""
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekturokaporusskomuiazykunatiemuobrashchieniiesravnitielnaiastiepienprilaghatielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "290334"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454944660"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по теме: "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательных в речи.""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-rol-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447000925"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Степени сравнения имен прилагательных конспект уроков по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(81) "stiepieni-sravnieniia-imien-prilaghatiel-nykh-konspiekt-urokov-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "145728"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418982972"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства