Цели: раскрыть структурные различия простого и сложного предложений; выявить ориентир для узнавания сложного предложения; формировать умение составлять схему сложного предложения.
Ход урока
I. Развитие речи.
Учитель предлагает рассмотреть картины русских художников И. Левитана, А. Саврасова и других.
– Что общего в этих картинах? (Изображение природы, пейзажа.)
– Кто может сказать, как называют художников, которые изображают природу? (Пейзажисты.)
Учитель читает стихотворение:
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Э. Успенский
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Предложение сложное" »
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: раскрыть структурные различия простого и сложного предложений; выявить ориентир для узнавания сложного предложения; формировать умение составлять схему сложного предложения.
Ход урока
I. Развитие речи.
Учитель предлагает рассмотреть картины русских художников И. Левитана, А. Саврасова и других.
– Что общего в этих картинах? (Изображение природы, пейзажа.)
– Кто может сказать, как называют художников, которые изображают природу? (Пейзажисты.)
Учитель читает стихотворение:
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Э. Успенский
II. Словарная работа.
– Посмотрите в толковый словарь. Как в словаре объясняется слово пейзаж?
Т о л к о в а н и е слова пейзаж:
1) Общий вид какой-нибудь местности.
2) Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
– Какие орфограммы встретились в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная, парная согласная.)
– Какие словарные слова вы услышали в стихотворении? Запишите.
Учитель читает текст ещё раз.
П р о в е р к а.
С о с т а в л е н и е п р е д л о ж е н и й по одной из картин.
З а п и с ь удачных предложений и их характеристика.
III. Работа по теме.
Н а д о с к е:
Скоро наступит октябрь. Пройдёт хмурый дождь. Скоро наступят холода. | Яркое солнце выйдет из-за туч. Птицы отправятся в дальний путь. Польют скучные дожди. |
– Что вы видите на доске?
– Что общего в этих предложениях? (Они простые, на одну тему.)
– Докажите, что эти предложения простые.
– Какую работу можно с ними выполнить? (Составить сложные предложения.)
– Что такое сложное предложение?
Сначала проходит устная работа по составлению предложений, затем дети записывают их в тетради, подчёркивают грамматические основы.
– Сделайте вывод. Что помогает нам узнать сложные предложения? (Количество грамматических основ.)
IV. Выполнение упражнения 3.
1. Ч т е н и е предложений по цепочке.
– Что особенного заметили в записи этих предложений? (Союз, запятая при союзе «и».)
– Какие ещё союзы вы знаете? При каких союзах всегда ставится запятая? В каких случаях перед союзом «и» не ставится запятая? Приведите примеры.
2. В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и я по заданию учебника.
В ы в о д.
Сложное предложение имеет более одной грамматической основы.
– А что значит – более одной основы?
3. С о с т а в л е н и е предложений по данным схемам.
V. Итог урока.
– Чему вы учились сегодня на уроке?
– Что помогает узнать сложные предложения?
Домашнее задание: повторить правило; выполнить упражнения 4, 5 (по заданию учебника).