«Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Тема | Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении |
Цель и задачи | Цель: обеспечить эффективные условия для актуализации знаний о бессоюзных сложных предложения; для усвоения условий выбора запятой и точки с запятой в БСП. Задачи: рассмотреть случаи постановки точки с запятой в бессоюзном предложении; выявить отличия бессоюзных предложений, части которых разделены запятой, от бессоюзных предложений с точкой с запятой; актуализировать знания о БСП; развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении; формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения; развивать учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения; содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей; содействовать эстетическому воспитанию учащихся. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знание признаков БСП, умение определять смысловые отношения в БСП, осознание понятия и роли такого явления, как синтаксическая синонимия; умение объяснять постановку запятой и точки с запятой в БСП; умение опознавать и комментировать изученные пунктограммы, владение лингвистическими терминами, осознание эстетической функции русского языка. Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. |
Используемые технологии | технология развития критического мышления |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
Мобилизующий этап. Коммуникативная атака Цель: включить учащихся в активную интеллектуальную деятельность. | Озвучивает стихотворные отрывки, побуждает к высказыванию своего мнения, формулирует задание | Воспринимают на слух и зрительно поэтический текст, высказывают своё мнение, аргументируют его, выполняют поставленную задачу, овладевают фоновыми знаниями, необходимыми для общекультурного развития | Звучат отрывки стихотворений. Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочёл до середины… (Осип Эмильевич Мандельштам) ***** Острою секирой ранена берёза, По коре сребристой покатились слёзы; Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй! Рана не смертельна, вылечится к лету. (А. К. Толстой) (Слайд 1) (Возможен выход в Интернет: индивидуальное задание по толкованию значения слов секира, сетовать) Слово учителя. Чарующая музыка великих строк. Конечно же, постижение всех оттенков и всей глубины смысла – это прерогатива уроков литературы. Но решающую роль при этом играет лингвистика, ведь мы идём к смыслу от слова, через слово, словом. В чём же заключается основное отличие между этими отрывками с точки зрения лингвистики (грамматики)? Как вы считаете, с каким отрывком мы продолжим работу? Почему? Спишите данный отрывок, графически объясните постановку знаков препинания (форма работа: работают индивидуально, затем 1 учащийся комментирует, а 2-й чертит схему на доске). Подберите стилистически нейтральные синонимы к словам секира, сетовать. (Реализация индивидуального задания) | Познавательные: умение воспринимать информацию, аргументировать свою позицию; находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников (Интернет). Регулятивные: планируют необходимые действия, осуществляют контроль и самооценку. Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных задач различных источников информации (Интернет-ресурсы). |
Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока. Цель: обеспечить условия для осознания учащимися темы и ведущей проблемы урока. | Обеспечивает мотивацию, создаёт условия для возможности самостоятельной формулировки темы урока учащимися | Самостоятельно формулируют и осознают тему урока и ведущую проблему урока | Перед вами тема урока «… сложные предложении. Запятая и … в … сложных предложениях». (Слайды 2, 3) Как, по вашему мнению, будет звучать полная формулировка темы урока? | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: формулирование проблемы, выдвижение гипотез. |
Вызов. Целеполагание. Цель: актуализировать знания учащихся по теме урока; создать условия для выстраивания учащимися индивидуальной траектории обучения. | Организует и направляет работу учащихся | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные задачи в виде вопросов на основе требований стандарта, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. | Слово учителя. Данный урок – первый в блоке «Бессоюзное сложное предложение». Ещё Аристотель говорил: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) постановки конечной цели деятельности; 2) поиска соответствующих средств, ведущих к конечной цели». Каковы же конечные цели изучения данного блока? Где найти ориентир в море информации? (Конечно, это требования стандарта). (Слайд 4) Найдите в накопительных папках требования стандарта по данному блоку (проекция на доске). Переформулируйте требования стандарта в вопросы. Учащиеся получают памятки. Распределите номера вопросов по колонкам таблицы ЗХУ Работа с первой колонкой. Озвучьте ответы на вопросы из первой колонки. Каждый из вас таким образом наметил индивидуальную траекторию обучения. Памятки и заполненные таблицы вкладываются в накопительные папки. | Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; знаково-символические (преобразование информации). Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Осмысление Цель: обеспечить эффективные условия для разрешения учащимися ведущей проблемы урока; для приобретения ими необходимых знаний, умений и навыков по теме урока; включить новые знания и умения в систему изученного материала, при этом повторить и закрепить изученное. | Проводит инструктаж, указывает объект наблюдения, организует проверку, побуждает к высказыванию своего мнения, в случае необходимости подводит учащихся к выводам, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока | Осуществляют совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, отвечают на вопросы, анализируют таблицу, объясняют и интерпретируют наблюдаемые явления, осуществляют самопроверку | В качестве одного из средств, ведущих к конечной цели, вам предлагается лингвистический эксперимент. Лингвистический эксперимент. Суть эксперимента Вы должны: Преобразовать данные вам бессоюзные предложения в синонимичные союзные. Сопоставить их и определить, какие смысловые отношения существуют между частями сложных предложений. На основе наблюдения над языковым материалом заполнить таблицу. Работа в группах: каждая группа получает список бессоюзных предложений, проводится совместное обсуждение, затем каждый учащийся заполняет свою таблицу. Проверка таблицы через соответствующий слайд, корректировка. Афиширование результатов. Объяснение допущенных ошибок. (Каждый учащийся получает 5 баллов за безошибочное заполнение таблицы, 4б – 1 ошибка; 3б – 2 -3 ошибки; 2б – 4 ошибки; 0б – 5 и более ошибок) Анализ таблицы. Создание проблемной ситуации Какие выводы вы можете сделать исходя из результата эксперимента (исходя из данных наблюдений)? Какие знаки препинания употребляются в БСП? От каких условий зависит выбор знака препинания в БСП? (Какой способ можно использовать для определения смысловых отношений?) Выбор каких знаков препинания может вызвать затруднения, почему? Именно это затруднение в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке (в соответствии с темой) | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений в способ действия в случае расхождения эталона с реальным продуктом. Познавательные: определение оснований для сравнения объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Интуитивное прогнозирование изучения нового материала. | Проводит инструктаж | Воспринимают информацию, обдумывают ответы на вопросы, отвечают на вопросы, осуществляют совместную деятельность в парах | Верите ли вы… Верно ли, что… Форма работы: работа в парах, заполнение первой колонки таблицы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение функций участников, способов взаимодействия. Регулятивные: умение прогнозировать результат. Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; осознанное восприятие текстов научного стиля; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; операции анализа и синтеза; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: контроль и коррекция, объяснение ошибок. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и нормами языка. |
Активное осмысление текста. Аналитическая беседа | Проводит инструктаж, организует проверку, формулирует вопросы и задания | Воспринимают информацию, обдумывают ответы на вопросы и отвечают на них, осуществляют самопроверку и самооценку, выполняют учебную задачу | Чтение текста «Знаки препинания в БСП. Постановка запятой и точки с запятой» Заполнение второй колонки таблицы. Проверка через соответствующий слайд, афиширование результатов, объяснение допущенных ошибок (за верное заполнение 2 столбика каждый учащийся получает 8 баллов, 7б – 1 ош., 6б – 2-3 ош., 0б – 4 и более ошибок) Афиширование результатов по первому столбику (У кого интуиция составляет 7 из 7, 6 из 7? – получают дополнительный балл) От скольких условий зависит выбор точки с запятой? В каких случаях уместна постановка точки с запятой? Назовите условия (факторы), которые влияют на постановку точки с запятой. Составьте алгоритм рассуждения по теме урока. (Форма работы: учащиеся работают в группах, оформляют алгоритм на листе (формат А4), афиширование, гости-коллеги оценивают алгоритмы по 3-балльной системе) |
Первичное закрепление (возврат к стихотворному отрывку) | Формулирует задание | Обосновывают выбор знака препинания | Объясните, опираясь на свой алгоритм, постановку точки с запятой в стихотворном отрывке, с которого мы начали работу. Подтвердились ли ваши гипотезы? | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. |
Практическая работа | Проводит инструктаж, обеспечивает мотивацию выполнения, организует выступления групп | Решают лингвистические и орфографические задачи, осваивают алгоритм использования изученного пунктуационного правила, наблюдают за особенностями употребления бессоюзных сложных предложений в тексте художественного стиля, самостоятельно формулируют задание в формате ГИА. | 1 уровень - 5 баллов 2 уровень - 8 баллов 3 уровень (работа с текстом) – 10 баллов Организуется работа в группах Назовите общую сумму баллов участников вашей группы. Группа, набравшая наибольшее количество баллов, имеет право на выбор задания (задания 3 уровней: 3-й уровень позволяет заработать наибольшее количество баллов, но задания наиболее сложные и т. д. (по убывающей) Выполнение заданий в группах (каждый индивидуально, затем совместное обсуждение) Афиширование результатов осуществляется по заданной схеме. Заполнение оценочных листов. Выполнение карточек (формат ГИА). Форма работы: 1 человек в группе читает, выполнение, взаимопроверка. Афиширование: озвучивают эксперты, оценивает автор карточки. Заполнение оценочных листов. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа и синтеза; приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, действуют по плану; контроль и оценка процесса и результата деятельности. |
Рефлексия Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Формулируют конечный результат своей работы на уроке, оценивают её | Возврат к таблице ЗХУ. Работа с оценочным листом. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. |
Домашнее задание | Даёт комментарий к домашнему заданию, обеспечивает мотивацию выполнения | Воспринимают и осознают информацию | 1 уровень 2 уровень 3 уровень | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: осуществляют осознанный выбор с учётом индивидуальных возможностей. |