Конспект урока "Предложение. Главные члены предложения"
Конспект урока "Предложение. Главные члены предложения"
Материал содержит разработку открытого урока по русскому языку в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Цель урока: познакомить учащихся с главными членами предложения как сграмматической и смысловой основой предложения. Формировать навыки нахождения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Предложение. Главные члены предложения" »
Конспект урока
Русский язык 5 класс
Тема «Предложение. Главные члены предложения».
Цели урока:
1. Познакомить с главными членами как с грамматической и смысловой основой предложения.
2. Формировать навыки нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.
Задачи урока:
1. Образовательные: учить систематизировать изученный материал, применять полученные знания на практике; прививать навыки самостоятельной работы; продолжать выработку каллиграфического письма.
2. Коррекционные: развитиеречи, внимания, мышления; развитие интереса к русскому языку, умения думать, размышлять.
3. Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, коллективизма и взаимопомощи; воспитывать любознательность, аккуратность, упорство при достижении цели.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Мы рады всех приветствовать и, как радушные хозяева, хотим подарить вам частичку своего хорошего настроения.
- Ребята, наберите в ладошки как можно больше хорошего настроения и подарите его нашим гостям.
- Итак, с пожеланием добра и улыбок мы начинаем наш урок.
2. Проверка готовности к уроку.
- Посмотрите внимательно глазками, всё ли у вас готово к уроку?
3. Эмоциональный настрой.
- А сейчас повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится.
- Что вы подарили соседу по парте? (радость, удачу, пятёрки, своё сердечко…)
- Давайте приготовим пальчики к письму.
Кладём ладони на парты и представим, что будем играть сейчас на пианино. Каждым пальчиком барабаним по столу. Молодцы!
Все записали? Сядьте правильно и слушайте меня внимательно.
Я загадаю вам загадку.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
- Что это? (Книга).
- А вы знаете, книги пришли к нам из древности. Раньше книги писали от руки, поэтому стоили они очень дорого. Чтобы написать одну книгу, приходилось трудиться несколько лет. Писали книги гусиными перьями или острой палочкой, а люди, которым доверяли такое трудное дело, назывались летописцами. Летописцы должны были писать разборчивым, красивым почерком, без помарок и исправлений.
- Давайте начнём нашу работу. Представим, что мы летописцы. Начнём писать свою книгу и напишем её красиво и аккуратно.
- Запишем одну строчку заглавную и строчную буквы К к, чередуя их друг за другом.
- Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше.
- А теперь, запишите красиво и аккуратно слово КНИГА.
5. Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были найти пословицы о книге и записать их к себе в тетрадь. Нашли? (Зачитывают 2-3 ученика).
- Я тоже дома не ленилась, и вспомнила такие пословицы:
Книга – источник знаний. С книгой жить – век не тужить. Хорошая книга – твой лучший друг.
- А вы, ребята, дружите с книгой?
- Как книга помогает вам в учёбе?
- Давайте выберем и запишем в тетради одну из пословиц, которая вам больше всего понравилась.
Книга – источник знаний.
- Скажите, что мы с вами записали? (Предложение.)
- Сегодня тема нашего урока будет связана с предложением.
6. Постановка учебной проблемы.
- Ребята, а кто хочет разговаривать? (Мы будем разговаривать.)
- Тот должен выговаривать. (И будем выговаривать.)
- Всё правильно и внятно? (Так правильно и внятно, …)
- Чтоб было всем понятно? (…Чтоб было всем понятно.)
- Вот всё, что я говорила сейчас, это речь. А вы отвечали на мои вопросы. Это тоже речь.
- А из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
- А что такое предложение, и что вы о нём знаете? (Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении расположены в определённом порядке и связаны по смыслу.)
- Как предложения отделяются друг от друга в устной речи? (Интонацией.)
- А в письменной? (Точкой, восклицательным или вопросительным знаками.)
- С какой целью мы изучаем предложения? (Чтобы правильно говорить, правильно писать, быть грамотными.)
7. Физминутка.
1. Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вдохнём.
Руки в стороны, вперёд,
А потом наоборот.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами вдруг стали.
И как зайки поскакали,
И за кустиком пропали.
2. Для глаз.
3. Для рук. Упражнение «Кулачки»: руки на коленях, кулачки сжаты (крепко с напряженьем), пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем. Отпускаем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики: отдыхают ваши пальчики.
- Отдохнули? Продолжим работу? (Продолжим.)
- Составьте со словом КНИГА предложение. (Книга учит жизни.)
- Что написано на доске? (Предложение.)
- Докажите, что это предложение. (Оно выражает законченную мысль, слова в нём связаны по смыслу.)
- О чём вы узнали из этого предложения? (О книге.)
- А что узнали про книгу? (Она учит.)
- Чему учит книга? (Жизни.)
- Сколько слов в этом предложении? (Три.)
- Представьте, что из предложения выпало первое слово (книга).
- Что получилось? (… учит жизни.)
- Про что мы теперь не можем узнать? (Что учит).
- А если из предложения мы уберём второе слово. Что получилось? (Книга … жизни.)
- О чём мы теперь не можем узнать? (Что делает книга.)
- Книга … жизни. – Это предложение? (Нет.)
- А теперь уберём третье слово. Что получилось? (Книга учит.)
- Можно назвать это предложением? (Да.)
- Верно. Это предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы убедились, предложение не получается.
- Давайте запишем это предложение в тетради.
- О чём говорится в этом предложении? (О книге.)
- Зададим вопрос: (что?) книга.
- Это главное слово в предложении. Называется подлежащим. Подчёркиваем его одной чертой.
- Что говорится о книге? Зададим вопрос: книга (что делает?) учит.
- Это главное слово называется сказуемым. Подчёркиваем его двумя чертами.
- Мы нашли и подчеркнули с вами главные члены предложения.
8. Первичное закрепление нового материала.
- Давайте обратимся к нашему другу – учебнику. Он поможет нам закрепить изученный материал. (стр. 182).
Памятка «Как находить подлежащее и сказуемое».
Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.
Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? Или ЧТО? Подчеркни одной чертой.
Найди слово, которое называет что делает тот, о ком или о чём сообщается в предложении.
Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? и др. Подчеркни двумя словами.
9. Закрепление изученного материала.
- Для того, чтобы ещё лучше запомнить о главных членах, нам нужно закрепить изученное.
- Хотите попробовать свои силы? (Да.)
- Стр. 183, упр.489 (у доски и в тетрадях).
10. Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.
1). Карточка.
Подчеркните главные члены предложения. Укажи, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
Лётчик водит самолёты.
Повар делает компоты.
Доктор лечит нас от кори.
Грузовик привёз дрова.
Галка села на заборе.
Кот забрался на чердак.
Котята выросли немножко, а есть из блюдца не хотят.
2). Карточки «Дополни».
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?, в предложении являются …
Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, в предложении являются …
Подлежащее и сказуемое – это … предложения.
Как подчёркиваются главные члены предложения?
3). Фронтально. Ребусы. Головоломки.
КТО?ЧТО ДЕЛАЕТ?
11. Итог урока.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?
- Легко ли вам было выполнять задания?
12. Домашнее задание.
Стр. 183, упр. 486.
13. Рефлексия.
- Ребята, довольны вы своей работой на уроке?
- Какое сейчас у вас настроение?
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, а я улыбнусь всем вам. И пусть от наших улыбок будет всем и каждому тепло и уютно на душе! Благодарю вас за работу на уроке. Хорошего вам настроения!
object(ArrayObject)#884 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(290) "Конспект урока русского языка на тему "Выделение в тексте глаголов и определение их числа. Работа с текстом: озаглавливание текста, выборочная запись текста." "
["seo_title"] => string(175) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vydielieniie-v-tiekstie-ghlagholov-i-opriedielieniie-ikh-chisla-rabota-s-tiekstom-ozaghlavlivaniie-tieksta-vyborochnaia-zapis-tieksta"
["file_id"] => string(6) "104229"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1402677790"
}
}