конспект урока - повторения материала "Синтаксис простого предложения". материал урока включает повторение вводных слов, обращения, однородных членов предложения, предложения по цели высказывания, по наличию главных членов предложения. Прослеживается связь с литературой. Ведется работа над развитием связной речи учащихся, умением конструировать простое предложения. Помимо повторения знаков препинания в осложненном простом предложении, учащиеся повторяют основные орфограммы, ими изученные в начальной школе и за истекший период 5 класса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока- повторения "Синтаксис простого предложени" »
Урок подготовил учитель русского языка и литературы Малахова Н.С., Республика Крым
Урок – путешествие (5 класс)
Тема урока: Повторение синтаксиса простого предложения
Цель урока:
создать условия для организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Синтаксис простого предложения».
развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды деятельности;
вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
содействовать развитию умения общаться между собой, помочь осознать ценность совместной деятельности;
воспитание ценностного отношения учащихся к окружающей действительности;
овладение правилами культурного поведения.
Методы обучения: наглядный, самостоятельной работы (практический), стимулирования,
элементы метода проблемного обучения.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, сделанные из цветной бумаги рыбки, карточки
Ход урока
Слово учителя
Здравствуйте. Посмотрите в окошко: на улице холодно, сыро... . Улыбнитесь друг другу, и пусть ваши добрые и очаровательные улыбки согреют этот класс
Вы закончили изучение интересного раздела науки о языке. Каждая единица языка
звук, морфема, слово, словосочетание, предложение - выполняет свою роль в общении людей. Слова служат для наименования предметов, явлений. Каждое слово в отдельности понятно, но не ясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам предложения, связать их по смыслу.
-Какой раздел науки о языке изучает эти законы?
-Что называется синтаксисом? Пунктуацией?
Сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут совершить небольшое путешествие по морю, полному неожиданностей и препятствий; нам предстоит встреча с драконом и пиратами....
Как и всякое путешествие, наше должно иметь свою цель. Как вы думаете, какова цель нашего путешествия? (Повторить и закрепить знания, полученные в процессе изучения данного раздела).
Вы знаете, что путешественники ведут дневники, поэтому ваша тетрадь будет не простой, она будет исполнять роль дневника путешествия, куда будем записывать все, что увидели и сделали на уроке. Положите их перед собою и запишите число и тему урока. Итак, отправимся на остров, где находится ключ к знаниям от царства коварного Синтаксиса, который жестоко наказывает тех, кто не хочет жить по его законам. Всех, кто не учит его правил, он крутит в водовороте "недоучек" (звучит шум моря). Этот ключ, как зеницу ока, охраняет дракон, с которым придется справиться. Поэтому должны собрать все свои силы и доплыть до острова. А сопровождать нас будут дельфины.
Надеюсь, все знакомы с этими умными и веселыми млекопитающими. Скажите, а знакомо ли вам слово «дельфинарий», что оно обозначает. Составить предложение (устно) (ответы учащихся)
Вы знаете, что кораблем управляет целая команда. Давайте и мы распределим обязанности (раздать карточки: капитан, лоцман, боцман) (образуются три команды)
Я предлагаю назвать наш корабль « Дружный», так как вы всегда готовы прийти на помощь своим друзьям и оказать поддержку в трудную минуту. Путешествие началось.
( Шум дождя) Но перед самым стартом произошло несчастье. Град. Огромные градины повредили наши паруса. Надо срочно заделать пробоины.
Словарный диктант с последующей проверкой на доске (текст проектируется на доску с пропущенными буквами).
Путеше.. .ствуют по морю, ра…телив карту, к.. .мандуют кораблем, пр..б…раясь между рифами, пристав к бер.. .гу, взбирает.ся на мачту, па(с, сс)жиры с п..рохода, шторма ( не)
было, все пер..мешалось. ( на полях пометить домашнее задание (написать рассказ о морском путешествии или составить предложение, сделать его синтаксический разбор; задание подготовлено на карточках, вложить в дневник)
(За правильные ответы—морская звезда).
Итак, смело отправляемся в путь. Посмотрите на карту. Впереди нас ждет остров, на котором находится залив Вежливости. На берегу этого залива живут очень вежливые племена. Вместо: "Принеси мне воды", все говорят: "Принеси мне, пожалуйста, воды"
- Как называются слова, которые они используют в своей речи? Как выделяются на письме вводные слова? Что еще вам известно о вводных словах?
Гостеприимные жители не хотят нас отпускать, поэтому придется выполнить их просьбу: сказать друг другу добрые слова, используя в своих предложениях вводные слова. (составление диалогов, тема этикет). На прощание подарили конверт, в котором оказалось такое письмо:
Слова «До свиданья!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
Я надеюсь, что такое напутствие пригодится в любом путешествии и в жизни. Итак, отправляемся дальше.
Наши боцманы выловили в море возле острова бутылку с запиской. Но ничего не поняли, т.к. в бутылку попала вода, давайте запишем это послание, расставив знаки препинания, объясним орфограммы
Прощай же, море! (Не) забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние ч..сы.
А П....кин (угадай автора)
-Какого стиля текст?
-Какой эпитет использован в стихотворении?
-Что осложняют простое предложение.
-Какое предложение по наличию главных членов использует А.С.Пушкин?
Я думаю, что нам требуется отдых.
Давайте сделаем физминутку для глаз. Не подымая головы, посмотрите на облака, плывущие в небе; затем на остров, который находится справа, на остров слева; по небу медленно движется солнце, оно встает на востоке, проходит через все небо и ложится спать на западе.
(Звучит пиратская музыка)
Что случилось? Впереди показался остров пиратов .... Надо прибавить скорость нашему кораблю, а для этого надо выбрать предложения по предложенным схемам. (раздать по группам) ( приложения 1)
И дождь, и туман, и тучи - все перемешалось в этот день на море.
Ни на воде, ни на берегу - никого нигде не было.
У самых источников росли прекрасные деревья : дубы, ели, ивы.
Молодцы. Вы знаете, что во всяком путешествии самое приятное - это обед. Кок
приготовит нам замечательную уху, когда команда наловит рыбы. Но рыба считается пойманной только в том случае, если будет выполнено задание. ( слайд с изображением трех кастрюлек ; на столах рыбки трех цветов, каждый из цветов соответствует цвету задания)
обращения (синий цвет)
вводные слова (красный цвет)
однородные члены. (желтый цвет)
(каждая команда получает все примеры и рыбки трех цветов, необходимо выбрать только те, которые соответствуют заданию. Например, первая команда выбирает тех рыбок, которые соответствуют обращению, т.е. синего цвета и т.д.) Рыбки помещаются на доску (т.е. в кастрюльку) при помощи скотча
Однородные члены
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Белка песенки поет да орешки все грызет.
Обращение
Добрый путь вам, господа,
По морю по океану.
Чем вы, гости, торг ведете?
Что же, князь, тебя смущает? ( Какое предложение по цели высказывания) Откуда данные строчки? Кто автор данной сказки? А какие сказки А.С. Пушкина вы еще знаете?
Вводные слова
К счастью, шторма на море не было.
Матрос, говорят, привыкает ко всему на судне.
По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. (поместить все рыбки в кастрюли, отвечать комментируя)
Мы почти у цели нашего путешествия, но у грозного Синтаксиса есть своя карта острова, но, как любая карта, она заколдована. Надо ее расколдовать. Из предложенных слов составить предложение, а затем сделать синтаксический разбор
Ялта – это любимое место отдыха жителей и гостей города.
Вот и добрались до острова Синтаксис. Злой дракон побежден, остров покорен, а ключ будет храниться у экипажа корабля « Дружный».(вручить ключ)
А чтобы укрепить свою победу, давайте еще раз вспомним, что такое обращение, вводные слова, однородные члены предложения.
Молодцы. Домашнее задание станет итогом нашего путешествия. Каждый может
Выбрать то, что ему больше подходит: одни могут написать рассказ о морском путешествии, другие - составить предложение со словами и сделать его разбор. Но одно условие обязательно: использовать осложненные простые предложения. А чтобы не забыли, как выполнять, вы получили листочек с заданием, положите его в дневник.
Вы - замечательные ребята. Каждый из вас заработал сладкое угощение, а самые активные еще и баллы. (морские звезды). Определите в группах, кто достоин дополнительной награды. Надеюсь, вы оцените друг друга строго и справедливо, а старший в группе доложит мне о результатах вашего оценивания.
Путешествие закончилось, но мне так не хочется расставаться с вами, поэтому я предлагаю вам украсить остров цветочками. Каждый пусть напишет слова, которые имеют отношение к теме «Синтаксис простого предложения». Посмотрите, какой замечательный остров, красочный, яркий, цветущий, главное, радостный от тех знаний, которые вы получили при изучении темы.
А на прощание я хочу познакомить вас с притчей. (шум моря)
- Дедушка, а почему шумит море?- спросила маленькая девочка у своего дедушки, когда они прогуливались по берегу моря.Дедушка присел, прищурился, посмотрел девочке в глаза:
-А знаешь, внученька, ведь море не шумит, а дышит!
-Как это дышит, вед оно же не живое,- в свою очередь сказал девочка, с удивлением глядя на дедушку.
Дедушка взял внучку за руку, и сказал:
-Давай лучше посидим на песочке, и послушаем, как дышит море. Мы услышим много звуков, ведь в море живут рыбы, крабы, растения и разные маленькие зверюшки, и все они живые, все они дышат.Так внучка и дедушка просидели долго на песочке, слушая море. Потом они пришли домой, и девочка стала рассказывать, что она слышала, как дышит море, что оно живое.
Спасибо, до свидания! Теплых отношений и хороших друзей!
Приложение 1
И дождь, и туман, и тучи - все перемешалось в этот день на море.
Ни на воде, ни на берегу - никого нигде не было. '
У самых источников росли прекрасные деревья : дубы, ели, ивы.